Результаты работыпо выявлению и развитию способностей обучающихся
материал
Цели:
· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
· достижение максимального уровня развития способностей детей;
· выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи:
· реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;
· организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
· организация проектной деятельности;
· интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
План работы с обучающимися по истории и обществознанию, имеющими повышенную мотивацию к учебному процессу
учителя истории и обществознания
МБОУ «Верхнежиримская СОШ»
Трифонова Е.В.
на 2021-2022 учебный год
Цели:
Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
достижение максимального уровня развития способностей детей;
выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи:
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
организация проектной деятельности;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
Банк обучающихся по истории и обществознанию, имеющих повышенную мотивацию
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | Катровский Дмитрий Воробьева Люба | 10 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 | Баранов Вадим | 11 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
3 | Мордвин Евгений Клементьев Илья | 8 | По уровню: средние; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
4 | Трифонова Виктория Тимофеева Оксана Воробьев Алексей | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
Организация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к предметам истории и обществознанию
№ | Направление работы | Время проведения |
1 | Организация и проведение Интеллектуального марафона по истории и обществознанию | 1 раз в четверть |
2 | Неделя истории | Октябрь |
3 | История в произведениях художественной литературы. | Март |
4 | Проектная деятельность: 1)Проект «История Улан-Удэ»; 2) «Права человека глазами ребенка»; 3) «Наши знаменитые земляки»; 4) «Труженики тыла»; 5) «Никто не забыт, ничто не забыто». | 1 четверть декабрь январь март май |
5 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | В течение года |
6 | Участие в олимпиадах и районных конкурсах | В течение года |
7 | Дополнительные занятия с одаренными детьми с целью углубленного изучения истории и обществознания. | Еженедельно (среда) |
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Легенды Тамани» предназначен для учащихся 6-х классов, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся);
Урок- конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках, творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной творческой деятельности
В данном материале представлены: 1. Справка ГБПОУ СахПЦ№1 о реализации программы кружка Сахалинец, 2. Копии приказов, 3. Копии грамот...
Результаты по выявлению и развитию способностей учащихся
Результаты за 2016-2021 уч.г....
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
Раздел 5. Мониторинг выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях.
Раздел 5.1. Результаты диагностики выявления и развития способностей обучающихся к творческой, научной деятельности....
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...