Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе через Интернет
статья
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Цель: Изучение возможностей использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование цифровых образовательных ресурсов | 46.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №8, Г.НОЯБРЬСК |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) |
Мастер класс |
Агишева Светлана Александровна, учитель информатики МБОУ СОШ №8 г.Ноябрьск. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР)
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Актуальность
Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.
ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Цель
Изучение возможностей использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (по ФГОС).
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Основные понятия
Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, предназначенные для образовательных целей и представленные в цифровой форме. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов в школе позволяет уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Внедрение ЦОР в процесс обучения способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Использование ЦОР предполагается несколькими способами:
- Учитель может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов, используя Интернет-ресурсы.
- Учитель может самостоятельно разработать ЦОР и использовать на своем уроке.
- Сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность, что особо важно в рамках введения ФГОС.
Рассмотрим применение ЦОРов на различных этапах урока:
- ЦОР для актуализации знаний. Эффективно использовать электронные тесты, и ЦОРы, в том числе собственные разработки. Использование флеш-тестов и тренажеров помогает обучающемуся получить не только новые знания, но и формирует процесс получения новых умений и навыков работы, в частности навыки по самообразованию, помогает анализировать, делать выводы и обосновывать своё мнение, стимулируют стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению.
- ЦОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.
- ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.
- ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков. Использование тренажеров-флеш позволяют осуществить контроль знаний обучающихся, используя при этом личностное включение учащегося в процесс.
- ЦОР для подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение).
Одним из эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является самостоятельная разработка ЦОРов при помощи моделей и презентаций. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися основ изучаемого предмета, а также позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности. Создание учителем своей модели или презентации является оптимальным вариантом, поскольку она отвечала бы собственному оригинальному видению учебного материала и конструированию урока.
Типы цифровых образовательных ресурсов:
- Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
- Информационные источники сложной структуры (ИИСС). ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
- Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор учебно-методических материалов и средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.
ИУМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.
В ИУМК заявлены инновационные решения на уровне учебных курсов, претендующие на кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса.
Обзор информационных ресурсов Интернета:
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru)
- Федеральный образовательный портал "Российское образование» (http://www.edu.ru)
- Портал информационной поддержки ЕГЭ (http://ege.edu.ru)
- Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
- Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/
- Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный образовательный государственный стандарт
Остановимся коротко на каждом из этих сайтов.
1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru)
Структура информационной системы:
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru) создана для обеспечения эффективной навигации и поиска учебно-методических и информационно-справочных ресурсов для всех уровней общего и профессионального образования, организации обмена мнениями о содержании ресурсов, оперативного освещения новостей и событий в сфере образования. Информационно-функциональная структура системы включает несколько компонентов: каталог интернет-ресурсов, электронную библиотеку, подсистему новостей, глоссарий терминов образования, подсистему обратной связи (форум, вопросы-ответы), методический раздел, раздел с информацией о проекте, партнерах и поставщиках ресурсов, подсистему сбора статистики, подсистему регистрации пользователей, подсистему поиска.
В каталоге используется рубрикация ресурсов по четырем независимым направлениям:
• по уровню образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное);
• по целевой аудитории (абитуриент; исследователь; менеджер; преподаватель; учащийся)
• по типу ресурса (образовательные сайты, учебные, учебно-методические, справочные, иллюстративные, научные материалы, нормативные документы и др.);
• по предметной области - два базовых предметных рубрикатора: для
общего образования и для профессионального образования.
Электронная библиотека.
- В разделе "Библиотека" представлено более 12000 полнотекстовых электронных версий учебных, учебно-методических, научных, справочных и иных информационных материалов.
- Федеральный образовательный портал "Российское образование» (http://www.edu.ru)
Структура портала.
Федеральный образовательный портал "Российское образование" (www.edu.ru) создан в 2002 году и предназначен для решения в интересах системы российского образования следующих задач:
• формирование и публикация общей для российской системы
образования нормативной, справочной, оповестительной, новостной и
аналитической информации;
• каталогизация русскоязычных образовательных интернет-ресурсов;
• обеспечение возможности для всех участников образовательного процесса эффективного поиска образовательных интернет-ресурсов;
• интеграция системы образовательных тематических и профильных порталов путем реализации общесистемных сервисов и баз данных с открытым интерфейсом.
Основными информационными разделами портала являются:
• каталог образовательных интернет-ресурсов с атрибутным и контекстным поиском и рубрикацией по типу, предметной области, уровню образования и целевой аудитории;
• архив государственных образовательных стандартов для общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- Картографический сервис. Лаборатория учебных карт. Для общего среднего образования географические карты являются обязательным учебным пособием освоения ряда базовых предметов школьной программы – географии, природопользования, истории, краеведения, биологии.
- Портал информационной поддержки ЕГЭ (http://ege.edu.ru).
Информационная поддержка ЕГЭ осуществляется с помощью нескольких информационных разделов, которые включают:
1. Новостную ленту по актуальным вопросам проведения ЕГЭ и его результатам, формируемую на основе официальных сообщений федеральных и региональных органов управления образованием, а также публикаций по тематике ЕГЭ в печатных и электронных СМИ.
2. Систематизированные официальные документы, регламентирующие нормативно-правовые и организационные аспекты ЕГЭ; инструктивно-методические материалы по проведению ЕГЭ и оценке его результатов. Эти материалы предназначены, в первую очередь, организаторам и преподавателям, участвующим в ЕГЭ.
3. Варианты экзаменационных работ по учебным предметам, представляющие собой формализованные образцы экзаменационных заданий и их спецификации.
Спецификации ЕГЭ по каждому учебному предмету позволяют преподавателю получить полное и развернутое представление о том, что представляет собой государственная экзаменационная работа, каковы ее структура и содержание.
4. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
Тематические коллекции портала.
Тематические коллекции включают произведения и образы литературы, истории, музыки, живописи, графики, архитектуры, представляющие собой наследие российской и мировой культуры, а также материалы для использования в практической педагогической работе: диктанты по русскому языку, опыты по физике и химии, сборник комментариев по законодательству в образовании.
В настоящее время на портале представлены следующие коллекции:
• Естественнонаучные эксперименты (http://experiment.edu.ru) - коллекция опытов по физике и химии, содержащая описания и видеодемонстрации более 90 опытов.
• Исторические документы (http://historydoc.edu.ru) – коллекция включает около 1000 ресурсов: тексты документов, изображения, статьи, биографии, аудио- и видеодокументы.
• Русская и зарубежная литература для школы (http://litera.edu.ru) - коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе, как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и
зарубежной литературы, снабженные литературоведческими аспектами.
- Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru) - коллекция, в которой представлено более 200 фрагментов русских и зарубежных музыкальных произведений (аудиофайлы), а также биографии композиторов, статьи, справочный материал. Имеется толковый словарь музыкальных терминов.
• Право в сфере образования (http://zakon.edu.ru) - в коллекции по праву, основанной на разъяснении наиболее часто задаваемых пользователями портала вопросов, представлено около 200 ресурсов.
Предлагаемый материал - нормативные правовые акты, комментарии и разъяснения к ним, советы и консультации для участников образовательных правовых отношений.
• История образования (http://museum.edu.ru) - коллекция задумана как виртуальный музей образования и содержит биографии, документы, изображения, статьи (более 300 ресурсов). Для работы с материалами коллекции имеются рубрикаторы по видам и системам образования, историческим периодам, предметный и именной указатели.
• Диктанты - русский язык (http://language.edu.ru) – коллекция реализована как средство самостоятельного тренинга для повышения грамотности. Диктант представляет собой звуковой файл и его описание, атрибутами которого являются название диктанта,
эталонный текст, текст грамматических правил.
5. Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных.
6. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
7. Федеральный образовательный государственный стандарт
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
«Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» - это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.
Практическая часть мастер-класса.
Выводы и рекомендации.
Итак, мы рассмотрели вопросы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе и постарались построить работу участников мастер-классов так, чтобы Вы:
- ближе познакомились с новыми технологиями;
- получили опыт, который позволит использовать информационные образовательные ресурсы в цифровых форматах в Вашей практике;
- получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические средства;
- расширили свой опыт оценки результатов применения новой технологии.
Создавая свои ЦОРы, и используя уже кем-то созданные, учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.
Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.
Таким образом, использование ЦОР позволяет заинтересовать детей, путём яркого, наглядного представления материала; привлечь учащихся к созданию собственных ЦОР при выполнении проектов; осуществлять объективный контроль за уровнем успеваемости учащихся.
Все эти составляющие, по моему мнению, должны привести к повышению уровня заинтересованности учащихся к изучению предмета и, как следствие, к повышению уровня успеваемости.
Источники:
1. Вопросы информатизации образования. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
2. Живое пространство образования http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4655/Itemid,118
3. Информационно - коммуникационные технологии в образовании. А.И. Яковлев http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
4. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc
5. Банк рефератов. http://www.bestreferat.ru/referat-200646.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе по учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
В данном материале освещен вопрос об использовании ЦОР при работе по данному УМК...
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе по учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
В данном материале освещен вопрос об использовании ЦОР при работе по данному УМК...
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР)В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ...
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе
В данной статье представлены возможности цифровых образовательных ресурсов, используемых на уроках русского языка и литературы...
- Мне нравится (1)