краеведческий классный час
материал по краеведению
Классный час посвященнный родной области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_klassnyy_chas.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Название: «Чудесный край, загадок полный…»
Цели:
- сформировать представление об истории Иркутской области;
- закрепить знания о географическом положении Иркутской области;
- дать знания о государственной символике Иркутской области;
- воспитывать любовь к родному краю.
Вступительная часть
День рождения есть не только у каждого человека, но и у сёл, городов, областей.
27 сентября 2022 года Иркутская область отметит своё 85-летие.
И наш сегодняшний классный час «Чудесный край, загадок полный...» начинает серию мероприятий, посвященных этому событию.
А начнём беседу стихотворением, которое посвящаем нашей области.
Некуда мне ехать!
Некуда мне плыть!
Знать в родной сторонке.
Век мне свой прожить!
Милая, Сибирская,
Иркутская земля
Уголок Российский
Ты родина моя!
2. Историческая справка
История нашей области очень богата и уходит корнями в далёкое прошлое.
В архиве древних актов выявлено донесение енисейского воеводы И. И. Ржевского в Сибирский приказ. В нем содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым 6 июля 1661 года.
Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков. Под его командой находилось 20 служилых людей. Сначала острог назывался Яндашским, по имени местного князца Яндаша. Но уже с 1662 года он стал именоваться Иркутским (в старину писали "Иркуцкий"), так как находился недалеко от устья притока Ангары - Иркута.
В трудных условиях и с ограниченными средствами, переселенцы в Сибири завели пашни, покосы, построили заимки, деревни, села и города, соляные варницы, мукомольные мельницы, кузницы, добывали железную руду и плавили железо, отыскивали слюду, а позже серебро, золото и другие полезные ископаемые, занимались промыслами и ремеслами, заложили основы промышленности. Постепенно край стал превращаться в губернию, на ее территории насчитывалось более 500 населенных пунктов. Население росло в связи с прибытием новых партий русских переселенцев и ссыльных.
Окончательно вновь учрежденная Иркутская губерния открывается в 1765 году.
В начале 19 века Иркутск становится официальной резиденцией генерал-губернатора и столицей Восточной Сибири. Значительное влияние на повышение общественного и культурного статуса сибирской столицы оказала высылка в Восточную Сибирь осужденных декабристов.
Иркутск и декабристы.
С Иркутском связаны и судьбы декабристов. Около 40 человек были определены на поселение в сельскую местность Иркутской губернии.
Об одном из них хочется сказать особо. Сергей Григорьевич Волконский.
В 1835году ссыльнопоселенец кн. С.Г.Волконский получает участок в 15 десятин в селе Урик и начинает строить свой дом. Из истории вы знаете, что вслед за сосланными в Сибирь декабристами ехали и их жены, в том числе и Мария Николаевна Волконская.
С 1845 года семье разрешили жить в Иркутске, куда и был перенесен дом.
Марии Волконской как «государственной преступнице» было запрещено появляться в общественных местах, но она сумела сделать из своего дома главный центр Иркутской общественной жизни. Она была душой литературных, музыкальных и театральных вечеров в своём доме. Здесь часто устраивались балы и маскарады для иркутской молодёжи. У Волконских выступали знаменитые музыканты-гастролёры, скрипачи, пианисты. Сама Мария Николаевна прекрасно играла на фортепиано и пела. В этом доме часто ставились спектакли силами актёров-любителей.
После отъезда дом сдавался в наем частями.
В1864 году купец И.С.Хаминов приобрёл дом и усадьбу и пожертвовал городу под Иркутскую сиропитально-ремесленную школу для мальчиков.
С 1914 по 1917 года в усадьбе располагались казармы казачьей части Забайкальского войска.
С1920 – это жилые квартиры. Реставрация усадьбы началась с 1974 года и только 10 декабря 1985 года, дом Волконских открыл свои двери для посетителей уже как дом-музей.
Иркутская область в годы Великой Отечественной войны
Начавшаяся война заставила перестроить все промышленное производство на военный лад. На выпуск военной продукции были переведены не только такие крупные предприятия, как завод имени Куйбышева, но и мелкие предприятия местной и кооперативной промышленности, выпускавшие прежде сугубо гражданскую продукцию, перешли на выпуск оружия и боеприпасов. Более 50 предметов оборонного значения стали производить на этих предприятиях, в том числе стрелковое оружие, минометы, гранаты, деревянные части самолетов, инженерное снаряжение, лыжи. Даже учебные заведения стали работать на оборону. Так, ремесленное училище №1 Иркутска готовило для фронта огнеметы, детали для грозных минометов «Катюша». Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии, стекольные заводы и мастерские выпускали ампулы для лекарств. Макаронные фабрики и мясокомбинат города готовили для фронта сухари, пищевые концентраты, а также противотанковые бутылки с зажигательной смесью, медикаменты и др.
Иркутская область в послевоенные годы
В первую послевоенную пятилетку промышленность переводилась на мирные рельсы. Началось строительство новых крупных промышленных предприятий, освоение всех природных ресурсов Восточной Сибири. По разнообразию, запасам полезных ископаемых и их благоприятному сочетанию область занимает одно из первых мест в стране.
Ещё А.Радищев писал: «Что за богатейший край сия Сибирь, что за мощные края. Она предназначена играть большую роль в анналах мира».
3. Географическое положение Иркутской области
Иркутская область — субъект Российской Федерации, расположена на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Очертания границы напоминает голову кролика.
Крупные города области: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск, Черемхово, Зима, Нижнеудинск, Тайшет, Шелехов, Саянск, Усть-Кут, Слюдянка.
Считается, что Иркутск – середина Земли, так как город равноудалён от центра и восточных границ России. От Иркутска до Москвы 5042 км, а от Иркутска до Владивостока 5016 км. В состав Иркутской области входят 28 административных районов.
Далеко, в иркутской тайге в самом центре высоких гор Восточного Саяна, на территории нашего Нижнеудинского административного района находится уникальный исторический и культурный регион, заселенный малочисленной коренной тюркской народностью тофами или тофаларами, знаменитая и загадочная Тофалария. Добраться в Тофаларию можно только на вертолете и связаться с регионом только по рации.
Площадь проживания тофов-оленеводов в бассейнах Уды, Бирюсы, Гутары, Кана и Ии составляет 21,4 тыс. квадратных км. На ней проживает по данным переписи 2010 г. коренных тофаларов 762 человека, все из них владеют русским языком. Это самая малая народность России. Большую часть своего времени тофалары проводят в тайге, они отличаются необыкновенными сложившимися исторически способностями к охоте. Часть семей проводят большинство времени на оленеводческих пастбищах.
4. Знакомство с государственной символикой Иркутской области.
Флаг Иркутской области
Флаг Иркутской области утверждён 25 июня 1997
Автор флага С.Б. Демков
Флаг Иркутской области является одним из официальных символов Иркутской области и представляет собой геральдический знак, обозначающий Иркутскую область как субъект Российской Федерации во внутригосударственных отношениях и в международных и внешнеэкономических связях, а также при проведении официальных мероприятий.
Обоснование символики флага
Цвета флага означают:
- синий — символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;
- белый — символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;
- зелёный цвет ветвей кедра — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства области;
- чёрный — благоразумие, смирение, скромность;
- красный — храбрость, мужество, неустрашимость.
Описание герба Иркутской области Современный герб Иркутской области представляет собой щит, имеющий французскую форму, то есть внизу по центру он заострен, а нижние концы имеют закругления. Интересны персонажи, изображенные в поле щита: достаточно большой черный бабр; червленый соболь в зубах более крупного хищника.
Геральдические цвета герба означают:
- серебряный — правдивость, невинность, чистоту;
- чёрный — благоразумие, смирение, печаль;
- червлёный — храбрость, мужество, неустрашимость.
5. О красоте и величии Байкала и Ангары
Почему Байкал так называется? Байкал - тюркоязычное слово от бай-кюль, что означает богатое озеро. А богато озеро рыбой (голомянка, таймень, омуль, хариус, осетр, карась.)
- Самое глубокое (1 647 м)
- Самое древнее (25 млн. лет)
- Самое прозрачное (видимость до 41 м)
- 20 % запасов пресной воды земного шара
- 74% животных и растений – эндемики и не встречаются нигде в мире
- Высота над уровнем моря – 450 м
- Высота хребтов вокруг Байкала до 2500 м
- 137 рек впадает в Байкал, вытекает – только 1 (река Ангара)
Главной водной артерией области является река Ангара. Сибирский поэт М.Стож так писал о ее красоте и величии:
Я - царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои все вперед,
Быстро к северу, гордо сияя…
Ангара вытекает из озера Байкал. Ангара единственная дочь Байкала, Байкал-отец. Много легенд связано с Байкалом, вот одна из них: Батюшка Байкал собирался отдать свою единственную дочь замуж за Иркута, но темной ночью своенравная Ангара сбежала от него к могучему Енисею. Запоздал и брошенный Байкалом вслед заградительный камень, ставший Шаман-камнем в истоке Ангары, а огорченному Иркуту ничего не оставалось, как уйти не сладко хлебавши.
А теперь давайте перейдем к игре!
Мы начнем разгадывать интерактивный кроссворд, три темы мы сегодня должны разгадать по жребию нам выпали «География», «Растения», «Знаменитые личности», кто угадает слово должен поднять руку и ответить, могу подсказать, темы ваших сообщений также загаданы в кроссворде. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетончики, как разгадаем кроссворд, подсчитаем и определим «Лучшего знатока родного края»
6. Разгадывание кроссворда
7. Заключительная часть
Сегодня мы с вами говорили о юбилее Иркутской области, но ведь мы тоже проживаем здесь и каждый из нас в душе гордится нашим краем и любит его также как свою «Малую Родину».
Подведение итогов.
8. Рефлексия
- Что нового об Иркутской области вы узнали?
- Понравился ли классный час? Напишите свои ассоциации о мероприятии - на любую первую букву данных слов.
(интересно, развлекательно, классный, увлекательно, терпимо, славный,)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Классный час краеведческого направления: " Великокняжеская Михайло-Александровская церковь,г.Елец"
Презентация рассказывает об истории строительства Великокняжеской церкви, её великолепном убранстве в городе Ельце...
Презентация к историко-краеведческому классному часу "И не щадя себя ни в чем"
Историко-краеведческий классный час о Минине и Пожарском.Цели: 1. Познакомить детей с историческим прошлым России рассказать о подвигах героев России, ...
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Разработка классного часа краеведческой направленности "95 лет Лискинскому району Воронежской области"
Данный классный час был проведён в 9 классе в рамках мероприятий в честь 95-летия создания Лискинского района Воронежской области. Сведения носят краеведческий характер и способствуют развитию познава...