Система занятий по развитию речи и мышления: думаем и говорим, называем и объясняем.
учебно-методический материал
Советы родителям, педагогам, логопедам
Начинайте работать с ребенком с того времени года, которое за окном. Внимательно прочитайте вопросы к каждой картинке. Не спешите переходить от одного текста к другому и от картинки к картинке: ребенок должен точно и быстро отвечать на разнообразные вопросы и выполнять разные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi_i_myshleni.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Система занятий по развитию речи и мышления: думаем и говорим, называем и объясняем
Советы родителям, педагогам, логопедам
Начинайте работать с ребенком с того времени года, которое за окном. Внимательно прочитайте вопросы к каждой картинке. Не спешите переходить от одного текста к другому и от картинки к картинке: ребенок должен точно и быстро отвечать на разнообразные вопросы и выполнять разные задания.
Заранее подберите необходимый материал для занятий.
Старайтесь максимально использовать иллюстративный материал для развития разных видов познавательной деятельности ребенка.
Следите, чтобы ребенок говорил четко, громко, правильно. Постоянно обращайте его внимание на окружающий мир, природу, погоду и др., старайтесь, чтобы ребенок больше говорил по содержанию картинки.
Расширяйте кругозор ребенка: чаще задавайте вопросы и непременно отвечайте на все его вопросы.
Не торопите ребенка с ответом: дайте ему подумать, помогите наводящими вопросами, постарайтесь предупредить возможную ошибку.
Для удобства пользования содержание каждого занятия условно разделено на 5 разделов: лексический, грамматический, логико-грамматический, фонетический, дополнительный материал по теме (стихотворения, чистоговорки, загадки). Каждый раздел может быть дополнен вашими аналогичными вопросами и заданиями.
Занятие 1. Зимний пейзаж
I
1) Беседа по теме:
• Какое это время года? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после зимы? А какое было перед зимой?
• Что изменилось в природе по сравнению с осенью, летом?
2) Назови зимние месяцы, зимний праздник.
3) Закончи предложение: Зимой холодно, а летом ... . Зимой пасмурно, а летом ... . Зимой снег землю покрывает, а весной он ... .
4) Подбери слова, подходящие по смыслу: белая ..., зеленая ..., трескучий ..., искристый ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Мороз невелик, а стоять не велит».
II
1) Составь предложение со словом «зима».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: реки, около, сугробы, намело.
3) Ответь на вопросы:
• Зимой много чего?
• На что падает снег?
• Чем покрыта земля?
• Что на реке под снегом?
• Горка изо льда, она какая?
4) Вставь пропущенные слова:
Снег лежит ... деревьях. Снежинки кружатся ... лесом. На реке лед ... снегом.
5) Объясни, от каких двух слов образовано слово «снегопад», «бурелом».
III
1) Исправь ошибку: Снег покрыт землей.
2) Выбери правильное предложение: Стало холодно, потому что наступила зима. Наступила зима, потому что стало холодно.
3) Закончи предложение: Река покрылась льдом, потому что она ... .
IV
1) Назови первый звук в словах «сугроб», «стужа»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный. — [з].
4) Сравни, в чем различие звуков [с] — [з]? — [с] — глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [з]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (произносите слова по звукам): с-т-у-ж-а, з-и-м-а.
V
1) Выучи:
Декабрь год кончает,
А зиму начинает.
В зимний холод —
Всякий молод.
2) Отгадай:
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)
Бел, а не сахар,
Нет ног, а идет. (Снег.)
Занятие 2. Весенний пейзаж
I
1) Беседа по теме:
• Какое это время года? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после весны? А какое было перед весной?
• Что изменилось в природе по сравнению с зимой, осенью?
2) Назови весенние месяцы, весенние праздники.
3) Закончи предложение: Наступили весенние деньки, на березах набухли ..., из них появятся ... .
4) Объясни, почему так говорят: «Увидел грача — весну встречай».
5) Составь рассказ «Однажды весной» про неосторожных детей, которые играли на льдине, а лед был тонкий.
II
1) Составь предложение со словом «весна».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: сна, деревья, проснулись, от, зимнего.
3) Ответь на вопросы:
• Чего много весной?
• Что появляется на ветках деревьев?
• Чем покрывается земля?
• Откуда прилетают птицы?
• Чему ты рад весной?
4) Вставь пропущенные слова: Ручьи бегут ... полям. Грачи таскают червей ... земли. Чернеют первые проталины ... земле.
5) Объясни, от каких двух слов образованы слова: «ледоход», «ледокол».
Какая разница между ледоколом и ледоходом?
III
1) Исправь ошибку: Солнце освещается землей. Вода питается растением.
2) Выбери правильное предложение: Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.
3) Объясни, почему снег весной потемнел и почему он тает?
IV
1) Назови первый звук в словах «береза», «белка». — [б’].
2) Дай характеристику звука [б’]. — Согласный, звонкий, мягкий.
3) Назови парный твердый согласный. — [б].
4) Сравни, в чем различие звуков [б’] — [б]? — [б’] мягкий, а [б] твердый.
5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (произносите слова по звукам): б-е-л-к-а, б-а-л-к-а. Объясни, что такое балка.
V
1) Выучи:
Приходи к нам, весна, с радостью,
С великой к нам милостью,
Веди за собой лето теплое
С рожью зернистою.
Март — с водой,
Апрель — с травой,
А май — с цветами.
2) Отгадай:
Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце напекло —
Одеяло утекло. (Снег)
Один льет,
Другой пьет,
Третий растет. (Дождь, земля, трава.)
Занятие 3. Летний пейзаж
I
1) Беседа по теме:
• Какое это время года? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после лета? А какое было перед летом?
• Где ты бываешь летом?
2) Назови летние месяцы.
3) Подбери:
• к названию общих понятий — частные: деревья — ... (дуб, береза, ель), рыбы — ... .
• к названию целого — название частей: цветок — ... (стебель, листик, тычинка), дерево — ... .
4) Закончи предложения: Весной прохладно, а летом — ... . Осенью дождливо, а летом — ... . Зимой день короткий, а летом — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Красное лето — зеленый покос».
II
1) Составь предложение со словом «лето».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: в, щебечут, роще, весело, птицы.
3) Ответь на вопросы:
• У кого острые иголки? Почему ежик не боится никого? Как его взять, чтобы рассмотреть?
• Листья какого дерева напоминают иголки? Как называют такую форму листьев? (Хвоя.) Как называются деревья с такой формой листьев? Приведи примеры хвойных деревьев. Почему говорят: «Ель на ежика похожа»?
• Как называются цветы, которые растут в лесу, в поле, на лугу, в саду, в комнате?
4) Вставь пропущенные слова: Разные цветы растут ... лугу. Ты хочешь собрать букет ... мамы. Мама поставит цветы ... вазу.
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «земляника», «черника», «костяника», «голубика».
III
1) Исправь ошибку: Из варенья будут варить ягоды.
2) Выбери правильное предложение: Ветер дует, потому что деревья качаются. Деревья качаются, потому что дует ветер.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• мак, ромашка, береза, василек;
• ель, колокольчик, сосна, дуб.
IV
1) Назови первый звук в словах «ромашка», «роза». — [р].
2) Дай характеристику звука [р]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Определи место звука [р] в словах «астра», «роза», «георгин». Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
4) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-р-а-в-а, ч-е-р-н-и-к-а.
5) Назови парный мягкий согласный. — [р’]. Подбери слова на звук [р’].
6) Повтори: «Тракторист привез дрова на красном тракторе. Катя кормит кур крупой».
V
1) Выучи:
Солнце встало на рассвете,
Осветило все на свете.
Что летом родится,
То зимой пригодится.
2) Отгадай:
Что выше леса, краше света,
Без огня горит? (Солнце.)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)
Занятие 4. Осенний пейзаж
I
1) Беседа по теме:
• Какое это время года? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?
• Почему осень называют сначала золотой, а потом хмурой?
2) Назови осенние месяцы.
3) Сравни березу осеннюю и весеннюю.
4) Подбери слова, противоположные по значению: хмурое ..., сильный ..., темные ..., плохая ..., желтеют и опадают ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Осень — перемен восемь».
II
1) Составь предложение со словом «осень».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: шуршат, под, листья, ногами, желтые.
3) Ответь на вопросы:
• Как называется лист клена — ..., лист березы, лист осины, лист дуба?
• Как называется гриб, который вырос под березой, осиной, около пня?
4) Вставь пропущенные слова: Осенью пойдите ... поля, ... луга, ... берег реки, ... лес. Многие птицы собрались ... стаи. Они готовятся ... отлету ... теплые страны.
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «листопад», «разноцветный».
III
1) Исправь ошибку: Деревья с листьев осыпаются.
2) Выбери правильное предложение: Листья желтеют и опадают, потому что пришла осень. Пришла осень, потому что листья желтеют и опадают.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• сентябрь, декабрь, ноябрь, октябрь;
• дуб, береза, ель, осина.
IV
1) Какой звук стоит после звука [с] в слове «листопад»? — [т].
2) Дай характеристику этого звука. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный. — [д].
4) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.
5) Подбери слова на звук [д]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): л-и-с-т-о-п-а-д, з-в-е-з-д-о-п-а-д.
V
1) Выучи:
Весна красна,
Да голодна.
Осень дождлива,
Да сытна.
Быстро тает октябрьский день —
Не привяжешь за плетень.
2) Отгадай:
Летит орлица
Через тридевять земель,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Ждали, звали,
А показался —
Все прочь побежали. (Дождь.)
Занятие 5. Зимний пейзаж. Дети кормят птиц
I
1) Беседа по теме:
• Куда пришли дети? Сосчитай, сколько их. Кто что делает? Придумай им имена.
• Во что одеты дети? Почему?
• Как называются птицы, которые остаются зимовать? Каких зимующих птиц ты знаешь?
2) Назови одним словом: шуба, пальто, куртка.
3) Подбери к названию общих понятий частные: животные — ..., ..., ...; птицы — ..., ..., ... .
4) Замени данные слова на слова, противоположные по значению: тепло — ..., быстро — ..., падать — ..., садиться — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Любишь кататься — люби и саночки возить».
II
1) Составь предложение со словом «дети».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: и, шубы, дети, шапки, надели.
3) Ответь на вопросы:
• Что дети насыпают в кормушку?
• Кому дети насыпают корм?
• Куда дети насыпают корм?
• На чем дети катаются у реки?
• С чего они съезжают на санках и лыжах?
4) Назови слова в уменьшительно-ласкательной форме: птица, собака, заяц, зерно.
5) Объясни, от каких слов образовано слово «снегокат», «зернохранилище».
III
1) Исправь ошибку: Зерна кормятся птицами.
2) Выбери правильное предложение: У зайца белая шубка, потому что пришла зима. Пришла зима, потому что у зайца белая шубка. Кого из животных зимой на снегу трудно увидеть? Почему?
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• лыжи, мак, санки, коньки;
• пальто, кормушка, шуба, шарф.
IV
1) Назови третий звук в слове «лыжник». — [ж].
2) Дай характеристику звука [ж]. — Согласный, звонкий.
3) Назови парный согласный. — [ш].
4) Сравни, в чем различие звуков [ш] — [ж]? — [ш] глухой, а [ж] звонкий.
5) Подбери слова на звуки [ш], [ж]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-о-р-м-у-ш-к-а, в-а-р-е-ж-к-и.
V
1) Выучи:
Чиж, чиж!
Ты куда летишь?
Лечу на опушку,
На птичью пирушку.
Мороз ленивого
За нос хватает,
А перед проворным
Шапку снимает.
2) Отгадай:
Очень быстрых два коня
По снегам несут меня —
Через луг к березке,
Тянут две полоски. (Лыжи.)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж.)
Занятие 6. Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика
I
1) Беседа по теме.
• Куда пришли дети? Сосчитай, сколько их. Придумай им имена. Кто что делает?
• Что дети слепили из снега? Как дети лепили снеговика: что сначала, что потом?
• Какие бывают зимние забавы детей?
2) Назови одним словом: шапка, кепка, платок; рябина, тополь, ольха.
3) Подбери к названию общих понятий частные: обувь — ... (сапоги, ботинки, валенки), головные уборы — ... .
4) Замени данные слова на слова, противоположные по значению: холод — ..., белый — ..., весело — ..., плакать — ..., говорить — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Береги нос в трескучий мороз».
II
1) Составь предложение со словом «снеговик».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, катаются, дети, коньках.
3) Ответь на вопросы:
• Где катаются дети?
• На чем они катаются?
• Чем расчищают снег на реке и для чего?
• Кто подошел к стогу?
• Куда подошел лось и зачем?
4) Вставь пропущенные слова: Дети сделали снеговика ... снега. Снеговику надели ведро ... голову, сделали нос ... морковки, руки — ... прутика, дали метлу ... руки.
5) Объясни, от каких слов образовано слово «гололед», «морозостойкий».
III
1) Исправь ошибку: Снег из снеговика.
2) Выбери правильное предложение: Стог снега занесен сеном. Стог сена занесен снегом.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему: куртка, лыжи, коньки, санки.
IV
1) Назови первый звук в словах «сено», «село». — [с’].
2) Дай характеристику звука [с’]. — Согласный, глухой, мягкий.
3) Назови парный согласный. — [з’].
4) Сравни, в чем различие звуков [с’] — [з’]. — [с’] глухой, [з’] звонкий.
5) Подбери слова на звуки [с’], [з’]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): с’-и-н’-и-ц-а, з’-и-м-у-ш-к-а.
V
1) Выучи:
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело!
Вот веселые деньки:
Все на санки и коньки!
Есть терпенье —
Будет и уменье.
2) Отгадай:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик.)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)
Занятие 7. Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник
I
1) Беседа по теме:
• Куда пришли дети? Кто что делает? Сосчитай, сколько их?
• Как изменилась одежда детей по сравнению с зимней одеждой? Почему?
• Можно детям находиться на льду весной? Если нет, то почему?
2) Подбери к названию общего понятия частное: птицы — ... (ласточка, скворец, грач), одежда — ..., обувь — ... .
3) Назови, какого цвета у детей одежда, головные уборы.
4) Объясни, почему так говорят: «Одна ласточка не делает весны».
5) Составь рассказ «Однажды весной» про неосторожных детей, которые играли на льдине, а лед был тонкий.
II
1) Составь предложение со словом «скворечник».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: кораблики, дети, бумажные, пускают.
3) Ответь на вопросы:
• Как называются домики для скворцов?
• Для кого дети сделали скворечник?
• Что дети пускают по реке?
• Где дети пускают кораблики?
• Кораблик из бумаги — он какой? А скворечник, лестница?
4) Вставь пропущенные слова: Звенит лес ... птичьих голосов. Вернулись пернатые друзья ... дальних стран. Целыми днями дети пропадают ... лесу. Они развешивают скворечники ... деревьях.
5) Объясни, от каких слов образовано слово «птицелов», «птицевод».
III
1) Исправь ошибку: Птицы для скворечников.
2) Выбери правильное предложение: Скворцы прилетели, потому что наступила весна. Наступила весна, потому что скворцы прилетели.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему: грачи, ласточки, червяки, скворцы.
IV
1) Назови первый звук в словах «кораблики», «куст». — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой.
3) Назови парный согласный. — [г].
4) Сравни, в чем различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [г]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): г-р-а-ч, с-к-в-о-р-е-ц.
V
1) Выучи:
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Прилетел кулик из заморья,
Принес весну из неволья.
2) Отгадай:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)
Занятие 8. Весенний пейзаж. Звери и их детеныши
I
1) Беседа по теме:
• Кто нарисован на картинке? Какие это животные и птицы: домашние или дикие? Объясни почему.
• Когда перелетные птицы улетают и куда, почему улетают, когда они возвращаются и откуда?
• Чем отличаются перелетные птицы от зимующих птиц? Каких зимующих птиц ты знаешь?
2) Подбери:
• к названию общих понятий частные: животные: ..., ..., ...; насекомые ..., ..., ... ;
• к данным словам слова, подходящие по смыслу: серый ..., рыжая ..., черный ... .
3) Объясни, почему так говорят: «Всякая птица своим носом сыта».
4) Составь рассказ «Однажды весной» про зайчонка, который попал на льдину.
II
1) Составь предложение со словом «лось».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: весной, в, много, рощу, птиц, прилетело.
3) Ответь на вопросы:
• Куда прилетели птицы?
• Что птицы ищут?
• Для кого построен скворечник?
• Как называется дом для белки, для зайца?
• Кто сделал дупло, нору?
4) Назови детенышей животных: у лисы — ..., у лосихи — ..., у белки — ..., у зайчихи — ... .
5) Объясни, от каких слов образовано слово «долгожданная», «первоцвет».
III
1) Исправь ошибку: Лось с лосенком съели стог снега.
2) Выбери правильное предложение: Пришла весна, поэтому начался ледоход. Начался ледоход, поэтому пришла весна.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• жуки, скворцы, бабочки, червяки;
• белка, кошка, лиса, лось.
IV
1) Назови третий звук в слове «белка». — [л].
2) Назови второй звук в слове «грач». — [р].
3) Сравни, в чем сходство звуков [л], [р]. — Согласные, звонкие, твердые.
4) Подбери слова на звуки [л], [р]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
5) Определи место звука [л] в словах «дупло», «дятел», «лужа», «белка».
6) Определи место звука [р] в словах «грач», «скворец», «кормушка», «червяк».
V
1) Выучи:
Лиса живет в густом лесу,
Все знают хитрую лису.
А про ее проказы
Есть сказки и рассказы.
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
2) Отгадай:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник.)
Занятие 9. Летний пейзаж. Луг. Стадо
I
1) Беседа по теме:
• Сколько на картинке людей, сколько животных?
• Кто ловит рыбу, косит траву, пасет стадо? Назови рыб, которые живут в реке, в море, в озере, в аквариуме. Как они называются?
• Покажи, где пастух, косарь, рыбак. Что держит в руках рыбак, косарь, пастух?
• Как заготавливают сено: что сначала, что потом?
2) Закончи предложение: Ручей мелкий, а река ... . Река широкая, а ручей ... . Река течет медленно, а ручей ... .
3) Подбери к названию общего понятия частное: цветы — ... (мак, ромашка, василек), ягоды — ... .
4) Выбери правильное слово к словам: стадо, стая (птиц, коров).
5) Объясни, почему так говорят: «Не хочет косой косить косой».
II
1) Составь предложение со словом «стадо».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: удочкой, рыбу, рыбак, ловит.
3) Ответь на вопросы:
• На чем сидит девочка? Что она читает? Книга из бумаги, она какая? (Бумажная.)
• Где стоит мальчик? От кого он прячется?
• Можно так сказать: «Пень — это не выросшее дерево»?
• На чем сидит рыбак? Кого поймал рыбак? Чем он ловит рыбу? Как называется суп из рыбы? (Рыбный.)
4) Назови детенышей животных: у козы — ..., у коровы — ..., у собаки — ... .
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «сенокос», «водопой».
III
1) Исправь ошибку: Коза принесла корм девочке.
2) Выбери правильное предложение: Воздушный змей высоко в небе, потому что дует сильный ветер. Дует сильный ветер, потому что воздушный змей высоко в небе.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему: коза, корова, лось, собака.
IV
1) На какой звук начинаются группы слов: «ствол», «стадо»; «пастух», «поляна»; «корова», «коза»? — [с], [п], [к].
2) Дай характеристику этих звуков. — Согласные, глухие, твердые.
3) Назови парные согласные звуки. — [с — з], [п — б], [к — г].
4) Сравни, в чем различие парных согласных? — [с], [п], [к] — глухие, а [з], [б], [г] — звонкие.
5) Подбери слова на звуки [з], [б], [г]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): с-т-в-о-л, с-т-а-д-о.
V
1) Выучи:
Хочется рыбку съесть,
Да не хочется в воду лезть.
Тут дождя просят,
А он идет, где косят.
2) Отгадай:
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья.)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба.)
Занятие 10. Летний пейзаж. Отдых людей
I
1) Беседа по теме:
• Какие летние забавы ты знаешь?
• Кто и что делает на картинке? Сосчитай, сколько людей.
• Почему исчез стог сена?
2) Покажи:
• кто сидит, лежит, угощает, загорает, складывает, собирает, вытирается, ныряет, брызгается;
• где мамина дочка, дочкина мама; сестра брата, брат сестры.
3) Подбери:
• к названию общих понятий частные: фрукты — ..., ..., ...; ягоды — ..., цветы — ... ;
• к данным словам слова, близкие по значению: алый — ..., лазурное — ... .
4) Объясни, почему так говорят: «Игра игрою, а дело делом».
5) Составь рассказ «Однажды летом» про то, как опасно далеко заплывать.
II
1) Составь предложение со словом «ягоды».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, дети, опушку, пришли.
3) Ответь на вопросы:
• Кого мальчик угощает?
• Чем он угощает маму?
• Куда девочка складывает ягоды?
• Где лежат люди?
• Чем вытирается мальчик после купания?
4) Закончи предложения: Мы пошли в лес за ... . Вдруг небо ... . Загремел ... . Хлынул ... . Сверкнула ... . Мы спрятались под ... . Но все-таки мы до ниточки ... . Домой мы вернулись очень ... . Потом мы часто вспоминали ... .
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «лесопарк», «сухофрукт».
III
1) Исправь ошибку: Река омывается берегом.
2) Выбери правильное предложение: Мы пошли купаться, поэтому стало жарко. Стало жарко, поэтому мы пошли купаться.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• клубника, земляника, береза, черника;
• яблоко, груша, виноград, земляника.
IV
1) Придумай имена детям на звуки [л], [р].
2) Назови последовательно все звуки в придуманных именах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
3) Определи место звука [р] в словах «фрукты», «кружка», «арбуз».
4) Определи место звука [л] в словах «полотенце», «платье», «колокольчик».
5) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): р-о-м-а-ш-к-а, ф-р-у-к-т-ы.
V
1) Выучи:
Что летом соберешь,
То зимой на столе найдешь.
Надо поклониться,
Чтобы из ручья напиться.
2) Отгадай:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
Сам сладкий, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме
I
1) Беседа по теме:
• Как животные готовятся к зиме? Что они запасают?
• Куда улетают птицы? Почему? Как называют таких птиц?
• Каких ты знаешь перелетных, зимующих птиц?
2) Назови животных, нарисованных на картинке. Каких ты знаешь домашних и диких животных?
3) Опиши белку, зайца, ежа, лося.
4) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: ранняя — ..., холодная — ..., хмурая — ..., дождливая — ..., низкие — ..., увядать — ..., весело — ... . Придумай предложения с парой таких слов;
• к названию общих понятий частные: птицы — ..., ..., ...; животные — ..., грибы — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Золотая осень».
II
1) Составь предложение со словом «животные».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, белка, корм, готовит, зиму.
3) Ответь на вопросы:
• Где сидит белка? Где она живет? Куда белка кладет корм?
• Где сидит еж? Где еж хранит корм? Как еж переносит корм?
• Какой корм запасает на зиму белка, еж?
• Где птицы? Запасают ли птицы корм на зиму?
• Куда подошел лось? Зачем?
4) Закончи предложения: Вот и закончилось теплое ... . Наступила хмурая ... . Небо затянули ... . Дуют холодные ... . Закружились в воздухе ... . Не слышно песен ... . Скоро наступит ... .
5) Объясни, от каких двух слов образовано слово: «косогор», «сенокосилка».
III
1) Исправь ошибку: Дерево в дупле.
2) Выбери правильное предложение: Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что наступили осенние холода. Осенние холода наступили, потому что перелетные птицы улетели в теплые края.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• лось, белка, ежик, журавль;
• грач, ласточка, воробей, скворец.
IV
1) Какой первый звук в словах «дупло», «дрозд»? — [д].
2) Дай характеристику звука [д]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [т].
4) В чем различие звуков [д] — [т]? — [д] звонкий, а [т] — глухой.
5) Подбери слова на звук [т]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): д-о-ж-д-и, т-у-ч-а.
V
1) Выучи:
Валенки у Валеньки
Не велики, а маленьки.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
2) Отгадай:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц.)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы
I
1) Беседа по теме:
• Что дети делают в лесу? Как они одеты?
• Что люди делают на полях? Кто управляет трактором, комбайном?
• Сколько детей, лодок, удочек у рыбака, сколько он поймал рыбы?
2) Подбери:
• к названию общих понятий частные: овощи — ..., рыба — ..., грибы — ... ;
• к данным словам слова, противоположные по значению: труд — ..., поднимать — ..., легко — ... .
3) Объясни образование названий грибов: опята, подосиновик, подберезовик.
4) Назови одним словом:
• картофель, морковь, свекла, капуста;
• подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок.
5) Объясни, почему так говорят: «Сенокос, сенокос! Луг остался без волос».
II
1) Составь предложение со словом «грибники».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: дети, в, складывают, грибы, корзину.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Что собирают дети? Куда дети складывают грибы?
• Как называется гриб, который растет под березой, под осиной, около пня?
• Если грибы можно есть, они какие? А мухомор? Опиши мухомор.
4) Закончи предложения: На полях трудятся ... . Они собирают ... . Зерно ссыпают в ... . Дети гуляют в ... . Они собирают ... .
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «мухомор», «сыроежка», «овощехранилище».
III
1) Исправь ошибку: Дети сложили корзину в грибы.
2) Выбери правильное предложение: Люди ссыпали мешки в картофель. Люди ссыпали картофель в мешки.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• подберезовик, подосиновик, поганка, опенок;
• сыроежка, свекла, картофель, капуста.
IV
1) Какой первый звук в словах «подосиновик», «подберезовик», «поганка»? — [п].
2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [б].
4) В чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.
5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-г-а-н-к-а, п-о-д-о-с-и-н-о-в-и-к.
V
1) Выучи:
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы.
Белый стар — брать не стал.
Маховик и вял, и мал.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок.
2) Отгадай:
По полю бродит,
Зерно молотит,
Жнет, косит —
Хлеба не просит. (Комбайн.)
Овсом не кормят,
кнутом не гонят,
А как пашет —
семь плугов тащит. (Трактор.)
Занятие 13. Комната
I
1) Беседа по теме:
• Сколько нарисовано комнат? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько этажей в вашем доме?
• Какого цвета полы, стены? Какая мебель могла бы стоять в комнате? Что могло бы лежать на полу? Висеть на стене?
• На каком этаже ты живешь? Сколько этажей над (под) вашей квартирой? Опиши свою комнату.
2) Повтори ряд слов:
• пол, потолок, подоконник;
• дверь, ручка, форточка.
Придумай предложения с каждым из этих слов.
3) Подбери к названию целого название частей: дверь — ..., окно — ... (что есть у двери, у окна?).
4) Закончи предложения: Одна комната большая, а другая — ... . Эта комната светлая, а другая — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «На новоселье всегда живет веселье».
II
1) Составь предложение со словом «комната».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: окна, из, улица, видна.
3) Ответь на вопросы:
• Что ты можешь увидеть из окна?
• На чем стоят цветы? Куда еще можно поставить цветы?
• Если в квартире одна комната, квартира какая? Две, три, четыре комнаты? Много комнат? Как называются такие квартиры?
• Если в доме один этаж, дом какой? Два, три, четыре этажа? Много этажей? Как называются такие дома?
• Если дом построен из камня, дом какой? Из дерева, кирпичей, блоков?
4) Образуй слова, обозначающие профессию человека: стекло, пианино. (Стекольщик, пианист.)
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «новоселье», «хлеборезка».
III
1) Исправь ошибку: Комната из двух квартир.
2) Выбери правильное предложение: Стало светло в комнате, потому что взошло солнце. Взошло солнце, потому что в комнате стало светло.
3) Покажи, где ручка двери, форточка окна.
IV
1) Назови первый звук в словах «подоконник», «пол». — [п].
2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [б].
4) Сравни, в чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.
5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них частей (слогов), сколько звуков? (Проговаривание сопровождается хлопками.)
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-т-о-л-о-к, п-о-л-о-в-и-к.
V
1) Выучи:
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому.
Без дела сидит
Да в пустой угол глядит.
2) Отгадай:
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто придет,
Тот и руку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я приветливая ... (Дверь).
Все, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Руку подает. (Дверная ручка.)
Занятие 14. Комната с мебелью
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось. Перечисли мебель в комнате. Какую мебель ты еще знаешь? Какая мебель у вас дома?
• Что появилось на столе? Как назвать одним словом? (Посуда, продукты.) Какие еще ты знаешь продукты? Что ты любишь есть? Как называются продукты из молока? Назови их.
• Что ты видел по телевизору? Какие передачи тебе нравятся больше? Что ты любишь больше: смотреть телевизор или читать книги? Почему?
2) Закончи предложение: В этой комнате мебель новая, а в другой — ... . Одна картина большая, а другая — ... . В одной комнате мебели много, а в другой — ... .
3) Сравни, чем похожи и чем отличаются:
• стакан от чашки;
• стул от табурета;
• диван от кресла.
4) Подбери слова, подходящие по смыслу: белая ..., коричневое ..., зеленый ..., разноцветные ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Дома и стены помогают».
II
1) Составь предложение со словом «мебель».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, картина, висит, стене.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Что где поставили? Как ты расставил бы мебель?
• Покажи книги под телевизором, над телевизором, вазу в шкафу, вазу на пианино?
• Кроме пианино, какие бывают музыкальные инструменты?
• Как называют магазин, в котором покупают мебель, книги, продукты?
• Что находится за занавеской, за диваном, за столом?
III
1) Исправь ошибку: Скатерть накрывается столом.
2) Выбери правильное предложение: Стол придвинули к стулу. Стул придвинули к столу.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• стол, стул, стакан, диван;
• стол, вилка, ложка, нож.
IV
1) Какой первый звук в словах: «торшер», «тарелка», «табурет»? — [т].
2) Дай характеристику звука [т]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [д].
4) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.
5) Подбери слова на звук [д]. Назови последовательно все звуки в словах: «стол», «стакан», «кастрюля». Сколько в них частей (слогов)?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-о-р-ш-е-р, т-а-б-у-р-е-т.
V
1) Выучи:
Без сноровки
И ложку мимо рта пронесешь.
Будешь трудиться —
Будет и у тебя
И хлеб, и молоко водиться.
2) Отгадай:
Есть спина,
А не лежит,
Четыре ноги,
А не ходит.
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул.)
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел,
Всех вокруг себя собрал. (Стол.)
Занятие 15. Семья
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей. Что изменилось на картинке? Сколько людей? Кто самый старший, самый младший? Что делает бабушка (папа, мама, дочка, сын)? Кто они все вместе?
• Что читает папа? О чем пишут в газетах? Какие книги ты читал(а) или тебе читали? Что такое библиотека?
• Сколько человек, кто младше, старше, кем работают? А ты, когда вырастешь, кем хочешь быть?
2) Назови одним словом:
• платье, свитер, брюки, блузка;
• туфли, тапки, босоножки, кроссовки.
3) Закончи предложение: Фартук у мамы (какой?) ... . Рубашка у мальчика (какая?) ... . Платье у девочки (какое?) ... . Брюки у папы (какие?) ... .
4) Подбери к данным словам слова, противоположные по значению: встать — ..., говорить — ..., черный — ..., грустный — ..., день — ..., утро — ..., тихо — ..., быстро — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Сидят вместе, а глядят врозь».
II
1) Составь предложение со словом «семья».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: пианино, играет, на, девочка.
3) Ответь на вопросы:
• Что мама разливает? Чем мама разливает суп? Куда она его наливает?
• Что бабушка вяжет? Кому бабушка вяжет? Из чего она вяжет?
• С чем играет котенок? Куда упал клубок? На чем играет девочка?
4) Образуй слова: Кофта из шерсти, она какая? Блузка из шелка, она какая?
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «босоножки», «пылесос», «картофелечистка», «соковыжималка».
III
1) Исправь ошибку: «Клубок играет котенком».
2) Покажи, где:
• мамина дочка, дочкина мама;
• бабушкин внук, бабушка внука;
• брат сестры, сестра брата.
3) Выбери лишнее слово и объясни свой выбор:
• пальто, туфли, сапоги, босоножки;
• свитер, шуба, платье, брюки.
4) Сравни и объясни, чем отличаются: ноты от букв, рояль от пианино, кофта от жилетки, варежки от перчаток.
IV
1) Какой первый звук в словах «книга», «клубок», «кот»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [г]. Назови последовательно все звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-н-и-г-а, ж-у-р-н-а-л.
V
1) Выучи:
Клара у Вари
Играла на рояле.
И девчонки, и мальчишки
Могут все узнать из книжки.
2) Отгадай:
Сели на страницы птицы,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок.)
Занятие 16. Сквер
I
1) Беседа по теме:
• Какое время года изображено на картинке? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?
• Как называется часть улицы перед домом? (Сквер.)
2) Назови одним словом:
• лук, картофель, капуста, баклажан;
• яблоко, лимон, груша, апельсин.
3) Подбери к названию общего понятия частное: фрукты ... (яблоко, лимон, груша), овощи — ..., мебель — ..., обувь — ... .
4) Закончи предложение: Дорога широкая, а тротуар — ... . Дерево высокое, а куст — ... . Летом мы живем в деревне, а зимой в ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Смелость города берет».
II
1) Составь предложение со словом «сквер».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: в, скамейка, стоит, сквере.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Дом — домов — ..., дороги — ..., скамейки — ..., тротуары — ..., кусты — ..., деревья — ..., листья — ... .
• Если дом построен из камня, дом какой? Скамейка из дерева, она какая? Ограда из железа, она какая?
• Как называется магазин, в котором продают овощи и фрукты, хлеб, молоко, книги, обувь, мебель?
4) Вставь пропущенные слова: Новый дом начали строить ... нашей улице. Я люблю наблюдать ... работой строителей. Вот грузовики привезли части дома ... завода. Подъемный кран помогает переносить тяжести ... стройке. Днем и ночью кипит работа ... площадке. Скоро жильцы въедут ... новый дом.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «верхолаз», «грузоподъемник», «землечерпалка», «бетономешалка».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Сквер в скамейке».
2) Выбери правильное предложение: Стало пасмурно, потому что спряталось солнце. Спряталось солнце, потому что стало пасмурно.
3) Выбери слова, подходящие по смыслу: К дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Воробьи быстро ... (скакали, бегали, прыгали) и ... (ели, клевали, глотали) крошки. Каких еще птиц ты знаешь?
IV
1) Какой первый звук в словах «сквер», «скамейка», «ступени»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [з].
4) Сравни, в чем различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них частей (слогов)?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): м-а-г-а-з-и-н, о-в-о-щ-и, ф-р-у-к-т-ы.
V
1) Выучи:
Москва — что гранит,
Никто Москву не победит.
На скамейку мама села,
Справа — Сева,
Слава — слева.
2) Отгадай:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Занятие 17. Сквер. Люди
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке? Какая погода на улице? Как ты догадался?
• Расскажи, кто как одет. Кто работает, а кто гуляет?
• Посчитай, сколько взрослых и сколько детей? Кого больше? Сколько человек переходит улицу?
2) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: слабый — ..., большой — ..., узкий — ..., мокрый — ..., ясно — ..., грязно — ..., легко — ..., быстро — ... ;
• слова, по смыслу подходящие к словам: мокрый ..., тяжелая ..., желтое ..., разноцветные ... .
3) Сравни, чем отличается трамвай от машины? Автобус от троллейбуса? Может ли трамвай объехать девочку? Почему?
4) Объясни, почему так говорят: «Москва — всем городам мать».
5) Составь рассказ «Случай на улице» про невнимательных детей, которые переходили дорогу на красный свет светофора.
II
1) Составь предложение со словом «дождь».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: ребенка, в, везет, мама, коляске.
3) Ответь на вопросы:
• Кто подметает двор? Кто водит машину? Кто продает в магазине?
• Капли дождя падают на что? Все стало мокрым от чего? От дождя можно спрятаться с помощью чего?
• Дворник подметает чем? Мама переходит дорогу с кем? Трамвай управляется кем?
• Где сидит ребенок, стоит скамейка, лежат листья?
4) Вставь пропущенное слово:
• Ребенок сидит ... коляске. Дети переходят ... дорогу. Люди идут ... тротуару.
• Мы ехали ... трамвае. Он катился ... дороге ... площади. Памятник ... центре площади.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «пешеход», «домохозяйка».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Листья покрыты землей».
2) Выбери правильное предложение: Люди раскрыли зонты, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что люди раскрыли зонты.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• плащ, шуба, пальто, куртка;
• сапоги, ботинки, туфли, валенки;
• трамвай, автомобиль, троллейбус, коляска.
IV
1) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): з-о-н-т, с-у-м-к-а?
2) Назови первый звук в словах? — [з], [с].
3) Сравни, в чем сходство и различие звуков [з] — [с]? — [з] звонкий, а [с] глухой.
4) Подбери слова на звук [з], на звук [с]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
5) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): д-в-о-р-и-к, д-в-о-р-н-и-к. Есть ли общая часть в словах «двор», «дворик», «дворник»? Если да, то назови ее.
V
1) Выучи:
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди.
Кто в Москве не бывал,
Красоты не видал.
2) Отгадай:
Весь от ливней полосатый,
Месяц движется десятый. (Октябрь.)
Из-под крыши — крыша
Под дождик вышла. (Зонт.)
Занятие 18. Улица
I
1) Беседа по теме:
• Что изображено на картинке?
• Какое это время года? Какое время суток? Как ты догадался?
• Покажи дом двухэтажный (трехэтажный, четырехэтажный, многоэтажный).
2) Скажи, как называют:
• Два ряда домов и пространство между ними для проезда? (Улица.)
• Асфальтированную часть улицы, по которой ходят люди? (Тротуар.)
• Людей, которые пешком ходят? (Пешеходы.)
• Асфальтированную часть улицы для проезда машин? (Дорога.)
• Проезжую часть, по которой можно переходить дорогу? (Пешеходный переход.)
• Устройство, которое регулирует движение на дороге? (Светофор.) Расскажи о нем.
• Место, где покупают газеты, журналы? (Киоск.)
• Помещение, в котором покупают продукты? (Магазин.)
• Посчитай, сколько деревьев вдоль дороги.
3) Подбери к названию общих понятий частные: продукты — ..., ..., ...; деревья — ..., цветы — ... .
4) Подбери обобщающие понятия к словам:
• автобус, троллейбус, трамвай, велосипед;
• бабочка, жук, пчела, оса.
5) Объясни, почему так говорят: «Близко видать, да далеко шагать».
II
1) Составь предложение со словом «улица».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: городе, в, живем, большом, мы.
3) Ответь на вопросы:
• На чем катается мальчик?
• Где катается мальчик?
• Куда едет мальчик?
• Кто водит троллейбус?
• Где останавливается троллейбус для посадки пассажиров?
• Много чего? — Листья — листьев, деревья — ..., цветы — ..., дома — ..., журналы — ..., газеты — ..., книги — ..., окна — ... .
4) Как называют вид транспорта, который развозит грузы, пассажиров?
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «пешеход», «путешествие».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Солнце освещается городом».
2) Выбери правильное предложение: Настало утро, потому что взошло солнце. Взошло солнце, потому что настало утро.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• липа, тополь, сирень, дуб;
• газета, книга, журнал, картина.
IV
1) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-р-о-т-у-а-р, д-о-р-о-г-а.
2) Какие первые звуки в этих словах? — [т], [д].
3) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.
4) Подбери еще слова на звук [т], на звук [д]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
5) Образуй новые слова, заменив первый звук на звук [д]: тень, том, там, тоска, точка, тачка, ток, тушить, трава. Придумай с данными словами предложения.
V
1) Выучи:
Не считай звезды,
А гляди в ноги:
Ничего не найдешь,
Так хоть не упадешь.
В субботу на работу,
В воскресенье на веселье.
2) Отгадай:
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор.)
Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам.
Занимается трудом,
Помогает строить дом. (Подъемный кран.)
Занятие 19. Улица. Люди
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке?
• Посчитай, сколько взрослых и сколько детей на картинке? Кого больше? Сколько человек переходит улицу? Кто работает, а кто гуляет?
• Кто регулирует движение на дороге? (Милиционер.)
• На какой свет светофора можно переходить дорогу?
2) Сравни, чем отличается троллейбус от трамвая?
3) Подбери к данным словам слова, противоположные по значению: шел — ... (стоял), купил — ... (продал), взял — ... (отдал), нашел — ... (потерял), поднял — ... (уронил).
4) Закончи предложение: Тротуар узкий, а дорога ... . Троллейбус едет медленно, а такси ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Тише едешь — дальше будешь».
II
1) Составь предложение со словом «дорога».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, милиционер, перекрестке, стоит.
3) Закончи предложение про дорогу: Я шел по ... . Дом стоит у ... . Осторожно переходи через ... .
4) Образуй слова, обозначающие профессию человека: такси — ..., киоск — ..., водить — ..., продавать — ..., регулировать — ... . (Вариант: Кто водит такси? Кто продает? Кто регулирует движение?)
5) Вставь пропущенное слово: Люди идут ... тротуару. Дом стоит ... дороги. Машина свернула ... дому, потом объехала ... дома. Цветы растут ... клумбе. Люди входят ... магазин. Люди выходят ... магазина. Человек подошел ... киоску. Человек отошел ... киоска.
III
1) Исправь ошибку: Деревья на листьях зеленые. Собака ведет хозяйку.
2) Выбери правильное предложение: Загорелся красный свет, потому что остановились машины. Машины остановились, потому что загорелся красный свет.
3) Покажи, где хозяйка собаки, собака хозяйки; владелец машины, машина владельца.
IV
1) Какой первый звук в словах «шофер», «шоссе»? — [ш].
2) Дай характеристику звука [ш]. — Согласный, глухой.
3) Назови парный согласный звук. — [ж].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [ш] — [ж]? — [ш] глухой, а [ж] звонкий.
5) Подбери слова на звук [ж]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Посчитай, сколько слогов в словах: мо-ро-же-но-е, ми-ли-ци-о-нер, ве-ло-си-пед, трол-лей-бус, трам-вай.
V
1) Выучи:
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Поспешишь —
Людей насмешишь.
2) Отгадай:
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед.)
Пушистая вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Занятие 20. Цирк. Клоун
I
1) Беседа по теме:
• Скажи, что нарисовано на картинке?
• Как называется в цирке место, где выступают артисты?
• Как называются артисты, выступающие в цирке?
• Посчитай, сколько на картинке цирковых артистов на арене?
2) Узнай слово по описанию:
• Цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит различные предметы. (Жонглер.)
• Артист цирка, исполняющий комические роли. (Клоун.)
• Цирковой артист, сохраняющий равновесие тела, стоя на канате. (Канатоходец.)
• Артист цирка, который обучает и укрощает животных. (Укротитель.)
3) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: поднимать — ... (опускать), ловить — ... (ронять), показывать — ... (прятать), черный — ..., большой — ..., высоко — ..., далеко — ... ;
• к данным словам слова, близкие по значению: труд — ... (работа), храбрость — ... (смелость), радоваться — ... (веселиться), смеяться — ... (хохотать).
4) Расскажи о том, как ты ходил в цирк. Что ты там видел? Кто выступал? Что тебе больше всего понравилось?
5) Объясни, почему так говорят: «Всякое уменье трудом дается».
II
1) Составь предложение со словом «клоун».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, артисты, выступают, цирка, арене.
3) Ответь на вопросы:
• Где сидит пудель?
• На кого смотрит пудель?
• К кому подошел клоун?
• Чем взмахнул клоун?
4) Вставь пропущенное слово: Черный пудель прыгает ... обруч. Белый пудель сидит ... барабане. Зрители хлопают ... ладоши.
5) Объясни, от каких слов образовано слово «канатоходец».
III
1) Исправь ошибку: В зале раздавался заразный смех.
2) Выбери правильное предложение: Животные укрощают дрессировщиков. Дрессировщики укрощают животных.
3) Выбери лишнее слово и объясни свой выбор: дрессировщик, таксист, клоун, жонглер. Придумай предложения с этими словами.
IV
1) Послушай и скажи, какое слово получится (слово произносится по звукам): б-а-р-а-б-а-н.
2) Какой первый звук в этом слове? — [б].
3) Дай характеристику звука [б]. — Согласный, звонкий, твердый.
4) Назови парный согласный звук. — [п].
5) Сравни, в чем различие звуков [б] — [п]. — [б] звонкий, а [п] глухой.
6) В названиях каких дней недели есть звуки [п], [б]? Сколько в словах слогов? Посчитай, сколько слогов в словах: кло-ун, дрес-си-ров-щик, эк-ви-либ-рист, жонг-лер.
V
1) Выучи:
Кто весел,
А кто и нос повесил.
Трусишка-зайчишка
Жил в чаще лесной.
А ныне зайчишка уже не трусишка.
Артистом работает в цирке зайчишка.
2) Отгадай:
Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака.)
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает. (Барабан.)
Занятие 21. Цирк. Фокусник
I
1) Беседа по теме:
• Какие артисты цирка теперь нарисованы?
• Каким артистом цирка ты хотел бы быть? Почему?
• Посчитай, сколько цирковых артистов на арене?
2) Узнай слово по описанию:
• Цирковой артист, который показывает фокусы. (Фокусник.)
• Артист цирка, ловко исполняющий трюки. (Трюкач.)
• Цирковой артист, показывающий свою силу, поднимая тяжелые предметы. (Силач.)
3) Закончи предложение: Силач поднимает предметы не легкие, а ... . Костюм у силача в полоску черную и ... . У велосипеда три колеса: одно большое и два ... .
4) Сравни, чем отличается заяц от кролика? Гири от гантелей?
5) Объясни, почему так говорят: «Сила есть, ума не надо».
II
1) Составь предложение со словом «фокусник».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: гири, гантели, силач, поднимает, и.
3) Ответь на вопросы:
• Кого держит фокусник? Какого цвета заяц? Кому фокусник показывает зайца? Откуда фокусник достает цветы? (Из цилиндра.) Как называются цветы, собранные вместе? (Букет.)
• Где сидит голубь? Сколько всего голубей?
• Что поднимает силач? Гири, гантели по цвету какие? Костюм в полоску, он какой?
• Кто показывает фокусы? Кто дрессирует? Кто работает в гардеробе?
4) Вставь пропущенные слова: Фокусник достает цветы ... цилиндра. Силач поднимает гирю ... арены. Трюкачка держит голубя ... ладони.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «черно-белый», «ярко-красный», «светло-розовый».
III
1) Исправь ошибку: Фокусник достает цилиндр из цветов.
2) Выбери правильное предложение: Дрессировщик показывает фокусы. Фокусник дрессирует животных.
3) Какое слово лишнее и почему:
• голубь, воробей, заяц, ворона;
• лев, тигр, слон, голубь.
IV
1) Какой первый звук в словах «голубь», «гантели»? — [г].
2) Дай характеристику звука [г]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [к].
4) Сравни, в чем различие звуков [г] — [к]? — [г] звонкий, а [к] глухой.
5) Подбери слова на звук [г], на звук [к]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): с-и-л-а-ч, ф-о-к-у-с-н-и-к, а-к-р-о-б-а-т.
V
1) Выучи:
Эй, ребята, побыстрей
Собирайтесь в цирк зверей!
Будет там борьба, футбол,
Бокс, бейсбол и баскетбол.
Каков мастер,
Такова и работа.
2) Отгадай:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят. (Забор.)
На гору бегом,
А с горы кувырком. (Заяц.)
Занятие 22. Двор
I
1) Беседа по теме:
• Как это место можно назвать? (Двор.) Такой двор может находиться в городе? Если нет, то почему?
• Какое время года изображено? Как ты догадался? Как бы выглядел двор зимой?
• Кто может жить в сарае, в конуре? Что может расти в огороде? А в саду?
2) Закончи предложения: Ворота широкие, а калитка ... . Дом большой, а конура ... .
3) Сравни и объясни, чем отличается конура от норы, забор от изгороди, ворота от калитки.
4) Подбери обобщающее понятие к словам:
• яблоко, груша, слива;
• помидор, огурец, репа, свекла;
• петрушка, лук, укроп, сельдерей.
5) Объясни, почему так говорят: «Пустой двор всегда открытый».
II
1) Составь предложение со словом «двор».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: у, подсолнух, вырос, забора.
3) Ответь на вопросы:
• Что находится справа от дома? Что находится слева от дома? Что находится перед домом?
• О чем можно сказать одни, один, одна, одно? (Ворота, дом, конура, корыто.)
• Банка из стекла, банка какая? Ведро из железа, ведро какое? Корыто из дерева, корыто какое?
4) Вставь пропущенные слова: Телега стоит ... дома. Кошка сидит ... окошке. Корыто лежит ... ведром. Подсолнух растет ... огороде.
5) Объясни, от какого слова образовано слово «подсолнух».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «У конуры дом».
2) Выбери правильное предложение: Трава питается водой. Вода питается растением.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• помидор, огурец, клубника, свекла;
• смородина, малина, слива, земляника.
IV
1) Какой первый звук в словах «дом», «двор», «дрова»? — [д].
2) Дай характеристику звука [д]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [т].
4) Сравни, в чем различие звуков [д] — [т]? — [д] звонкий, а [т] глухой.
5) Подбери слова на звук [д], на звук [т]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): в-о-р-о-т-а, к-а-л-и-т-к-а, с-а-р-а-й.
V
1) Выучи:
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Не для лета изба рубится.
2) Отгадай:
Летом в огороде при любой погоде
Солнышко сияло, у плетня стояло. (Подсолнух.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)
Занятие 23. Двор. Домашние птицы и животные
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке. Назови всех, кто появился на картинке.
• Посчитай, сколько на картинке цыплят, поросят.
• Как называется дом для собаки? Чем отличается конура от норы?
2) Подбери к названию общего понятия частное: домашние птицы — ..., домашние животные — ... .
3) Объясни, почему животных и птиц называют домашними? А какие еще бывают животные?
4) Назови детенышей животных и птиц: у свиньи — ..., у собаки — ..., у кошки — ..., у курицы — ..., у гуся — ..., у индюка — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Собака — друг человека. Петушок — золотой гребешок».
II
1) Составь предложение со словом «петух».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: птицы, гулять, двор, по.
3) Ответь на вопросы:
• Кто сторожит дом? Кто клюет зерно? Кто любит лежать в луже? Кто любит лакать молоко? Кто рано поет песни?
• У петуха перья разного цвета. Перья какие? У собаки длинная шерсть. Собака какая?
4) Вставь пропущенные слова: Сидит кошка ... окошке. Конура ... окошком. Собака сидит ... конуры. Свинья лежит ... луже. Петух сидит ... заборе.
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «зернохранилище», «птицефабрика».
III
1) Исправь ошибку: Яйца несут курицу.
2) Объясни, почему так нельзя сказать: Куры улетели в теплые края? Как называются те птицы, которые улетают зимой?
3) Покажи:
• курицу цыпленка, цыпленка курицы;
• свинью поросенка, поросенка свиньи.
4) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• индюк, гусь, свинья, курица;
• кошка, собака, свинья, петух.
IV
1) Какой первый звук в словах «кошка», «курица», «конура»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [к], на звук [г]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-о-р-ы-т-о, к-о-н-у-р-а, в-о-р-о-т-а, в-о-р-о-н-а.
V
1) Выучи:
Чищу щеткой я щенка,
Щекочу ему бока.
Солнце светит на горе,
Ходят куры на дворе —
Пестрые, приглядные,
Перышки нарядные.
2) Отгадай:
По земле ходит,
А неба не видит. (Свинья.)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Занятие 24. Двор. Домашние животные
I
1) Беседа по теме:
• Сравни картинки, что изменилось?
• Посчитай, сколько нарисовано на картинке животных.
• Какие это животные? Почему их так называют?
• Где были животные? Кто их пас?
• Чем отличаются домашние животные от диких животных?
2) Подбери к названию общих понятий частные: домашние животные — ..., ..., ..., дикие животные — ... .
3) Назови детенышей животных: у коровы — ..., у лошади — ..., у овцы — ..., у козы — ... .
4) Закончи предложение: Корова большая, а коза ... . У овцы шерсть белая, а у барана ... . Жеребенок бегает быстро, а теленок ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Корова-кормилица. Конь-огонь».
II
1) Составь предложение со словом «пастух».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: птицы, гулять, двор, по.
3) Ответь на вопросы:
• Куда вошли животные? У кого рога? На ком можно ездить? Когда подоят корову? Кому налили воду? Из чего теленок пьет воду?
• У коровы длинные рога. Корова какая? Корова бодается. Она какая? Какую пользу приносит корова?
• Что делает пастух? Кого он пасет?
4) Покажи:
• корову теленка, теленка коровы;
• козу козленка, козленка козы;
• овцу ягненка, ягненка овцы.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длиннорогая», «парнокопытное», «земледелец».
III
1) Исправь ошибку: Теленок принес корм мальчику.
2) Выбери правильное предложение: Конь ведет мальчика. Мальчик ведет коня.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• петух, коза, корова, овца;
• жеребенок, ягненок, коза, теленок.
IV
1) Какой первый звук в словах «корова», «коза», «конь»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [к], на звук [г]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-о-з-а, к-о-р-о-в-а.
V
1) Выучи:
Козе принесли букет.
Ну, что же, спасибо за обед.
Услыхав «ку-ка-ре-ку»,
Конь споткнулся на скаку:
Полетела кувырком
Таратайка с седоком.
2) Отгадай:
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (Коза.)
Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные
I
1) Беседа по теме:
(Покажите ребенку рисунок «Африка. Тропический лес». Пусть он внимательно на нее посмотрит, а затем покажите ему рисунок «Африка. Дикие животные».)
• Расскажи, чем отличаются эти картинки.
• Назови, какие животные нарисованы на картинке.
• Посчитай, сколько на картинке обезьян, слонов, попугаев, страусов, слонов.
• Кого меньше — зебр или антилоп? На сколько меньше?
• Кого больше — попугаев или обезьян? На сколько больше?
2) Подбери обобщающие понятия: слон, зебра, антилопа, обезьяна.
3) Назови детенышей животных: у страуса — ..., у слона — ..., у льва — ... .
4) Закончи предложение: Слон большой, а обезьяна ... . Гиена трусливая, а лев ... . Страус бегает быстро, а попугай ... . У антилопы два рога, а у носорога ... . У зебры полоски: одна белая, другая — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Лев — царь зверей».
II
1) Составь предложение со словом «лев».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: с, перепрыгивает, на, ветку, обезьяна, ветки.
3) Ответь на вопросы:
• У кого грива? Где лежит лев? Кем ты любуешься?
• Где резвятся обезьяны? Чем питаются обезьяны? Чем питаются зебры, антилопы, слоны?
• Какой хобот у слона? Какие рога у антилопы? Какие у страуса ноги?
• У попугая перья разного цвета. Перья какие?
4) Покажи:
• слониху слоненка, слоненка слонихи.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длинноногий», «носорог», «травоядные».
III
1) Исправь ошибку: Слоненок ведет слониху.
2) Объясни, почему так нельзя сказать: Страус прилетел в теплые края.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• слон, страус, зебра, антилопа;
• тигр, лев, пантера, кошка;
• гепард, гиена, попугай, гиппопотам.
IV
1) Какой первый звук в словах «слон», «страус», «саванна»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [з].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [с], на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): а-н-т-и-л-о-п-а, п-о-п-у-г-а-й, с-т-р-а-у-с.
V
1) Выучи:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Попугай, попугай,
Ты меня не пугай.
Не болтай, не хвастай,
А скажи мне: «Здравствуй!»
2) Отгадай:
И петь не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус.)
Не человек,
А говорит. (Попугай.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по технологии РКМЧП "Давайте говорить друг другу комплименты"
Богатый материал по данной теме....
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...
Развитие речи и мышления на занятиях с картинками.
Заняти с картинками необходимы для развития речи и мышления. Они играют важную роль в развитии высших псизических функций....
Статья "Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка"
В статье описывается взаимосвязь развития речи ребёнка от развития мелкой моторики, что обусловлено физиологическим развитием человека. В головном мозге человека есть центры,которые отвечают за ...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»
Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...
Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи
Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...