мастер-класс "Современные процессы в русском языку"
материал
на занятии разбираются активные процессы в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!
Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К.Г. Паустовский
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Пословица
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский
Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил. А.П. Сумароков
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём… А.И. Герцен
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. В.Г. Белинский
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский
Что происходит с русским языком? Воздействие на русский язык перестройки и постперестройки, исчезновения одного государства и появления другого.
Изменения в условиях функционирования языка Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают. В.О. Ключевский (1841 — 1911), историк
Изменения в построении текста Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно! Менандр, греческий драматург, конец IV века до н. э.
Построение текста в конце XX — начале XXI века Иноязычные заимствования Бюрократические, казённые элементы Русский язык просторечье жаргон Разговорные элементы Новейший русский язык
Русский язык "отреагировал" на новую идеологию общества. Уходят из широкого употребления казённые элементы: слова "колхозник", "комсомолец", "капиталист", "сберкасса", обращение "товарищ" и проч., т.е. всё то, что определяло жизненный уклад страны в предыдущий общественно-политический период. Приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития элементы его периферии: жаргон, просторечие, разговорная лексика По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей "сниженностью".
Активное заимствование (слово переходит в новую для него подсистему, изменяя при этом своё стандартное значение) Например, слово "жесть" и его производное « жесткач » , которое в устах молодёжи приобрело значение, синонимичное словам " ужас ", " кошмар ", " жестокость ".
Другие явления и процессы языка варваризация демократизация иноязычные элементы
«Демократизация» языка – это включение разговорных и просторечных элементов в современную речь. Например, разговорные и просторечные элементы: "мобила", "силовик", "оэспешник", "ништяк", "нехило" и проч.; иронические выражения : "ножки Буша" (куриные окорочка из Америки), "хрущоба" (пятиэтажные дома, построенные во времена Н.С. Хрущева), "лохотрон" (обман доверчивых людей), "матизявка" (автомобиль марки "Матиз") и проч
Иноязычные элементы: промоутер, мерчендайзер, стагфляция, брифинг, модем, сканер, файл, байт, скроллинг, провайдер. Появление этих слов продиктовано необходимостью вхождения в русский язык нового понятия. Эти заимствования не рассчитаны на экспрессивность. Их функция, прежде всего, номинативная, назывная.
Тексты новейшего русского языка отличаются интертекстуальностью: мозаичностью, цитатностью . Устойчивые выражения (пословицы и поговорки, различные клише) называются инкрустациями и включаются в текст безо всяких ссылок. Читатель не только вычленяет их, но и понимает их изначальное значение, а также смысл, который эти выражения получают в данном контексте . " Мы бросили варежку Майкрософту!" (заголовок газеты «Известия», 03.12.99). цитаты — это дословные выдержки из того или иного произведения.
Выводы Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья) в центр системы. Все явления создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.
Пусть каждый из нас осознает: мерило словесной этики - во мне, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответствен за то, какую речь несу я миру.
Истинно великому народу дан и великий язык. Человек чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живет в красоте речи. Прекрасен русский язык. И на нём скажет мысли о будущем. Николай Рерих (1874 – 1947), художник, философ, писатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности
Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....
Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскому языку.
Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскомуязыку....
Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.
Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...