Публикация в газете "Приволжская новь" "Дистанционное обучение и здоровье"
статья
О влиянии дистанционной формы обучения на здоровье обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dist.obuchenie_i_zdorove-_za_i_protiv.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуально
Дистанционное обучение и здоровье – за и против
Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая в современных условиях является необходимой и востребованной в связи с различными социально-экономическими и эпидемиологическими изменениями. На сегодня проблема готовности обучающихся к дистанционному обучению изучена мало. С какими трудностями они сталкиваются, как дистанционное обучение влияет на здоровье детей и может ли оно окончательно заменить традиционное образование?
Сегодня наш собеседник педагог – психолог Приволжской школы-интернат Надежда Александровна Соловьева.
Что же такое – дистанционная форма обучения?
Дистанционное обучение – это форма обучения, которая связана с применением информационно-коммуникационных технологий.
Основная характеристика дистанционного обучения базируется на самостоятельном получении обучающимися необходимого объёма и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра новых информационных технологий.
Получение знаний в режиме он-лайн через Интернет или оф-лайн через использование сетевых технологий (социальных сетей VК, WhatsApp, Viber) дает возможность обучающимся работать совместно с педагогами, другими детьми, обсуждать проблемы и обмениваться информацией независимо от времени и места нахождения.
По методам организации учебного процесса дистанционное обучение похоже на заочную форму обучения, а по содержательности и интенсивности учебного процесса ближе к очной форме. Данный режим не хуже и не лучше традиционной формы. Он просто другой.
В этом учебном году в нашей школе формат дистанционного обучения продолжает оставаться одной из необходимых мер для снижения риска распространения коронавирусной инфекции.
Что вы можете сказать в защиту дистанционного формата обучения?
В дистанционном обучении есть свои преимущества и недостатки. К плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что дома обучающиеся занимаются в спокойной обстановке. Им не приходится отвлекаться на замечания педагога или на беседы с соседом по парте.
Можно повторить материал. Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения учителя в свободное время. Не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно.
Сокращается и время на рутинные задачи педагога - преподаватель отправляет ссылку на домашние задания, а затем на том же электронном ресурсе проверяет выполненные работы.
Кроме этого, учиться можно, находясь в любом месте, например в отпуске с родителями, при этом не делать перерыва в учебе. Для качественного обучения понадобится только компьютер или смартфон и интернет.
В стенах школы методические пособия ограничиваются учебниками, а при дистанционном обучении обучающиеся могут пользоваться ресурсами интернета.
А какие недостатки дистанционки вы могли бы отметить?
Дистанционное обучение, имея свои достоинства, имеет и ряд недостатков.
Во-первых, это необходимость специальной подготовки со стороны обучающихся и со стороны преподавателей для организации дистанционного обучения.
Во-вторых, это отсутствие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения индивидуального подхода к каждому школьнику. Ребята лишаются привычного общения и со сверстниками, а от этого могут пострадать коммуникативные навыки.
Основной формой обучения в этот период остается самостоятельная работа по предоставленным материалам. Уроки проходят, в режиме он-лайн или оф-лайн без непосредственного взаимодействия с педагогом. Не каждый школьник умеет организовывать и распределять свое время. Кроме этого, нужны навыки работы на электронных площадках и учебных платформах, а обучающимся нередко адаптироваться на них очень сложно.
Но основным недостатком дистанционного обучения является, на мой взгляд, серьёзное нанесение вреда и ущерба здоровью обучающихся, в частности, их психическому здоровью. Негативное влияние на психику может иметь такие последствия как формирование интернет - зависимости, социальной незрелости и неподготовленности к жизни, беспокойство, отсутствие контактов со сверстниками и ограниченные возможности для регулирования стресса.
К недостаткам дистанционного обучения можно отнести и технические проблемы с Интернетом, и отсутствие у ряда обучающихся компьютеров, телефонов, иных гаджетов.
В нашей школе при очной форме обучения домашнее задание обучающиеся выполняют на уроках самоподготовки в течение часа. При дистанционном обучении общая продолжительность выполнения домашних заданий значительно увеличилась. Это влияет на снижение физической активности обучающихся, время нахождения их на свежем воздухе.
Отсутствие непосредственного контакта с преподавателями и со сверстниками в период дистанционного обучения негативно отражается на протекании таких психических процессов, как восприятие, память и мышление. Отмечается возросшая рассеянность внимания по сравнению с очной формой обучения, а из-за отсутствия непосредственного контакта с преподавателями разбирать и запоминать новый материал стало значительно сложнее.
Учебная нагрузка и продолжительность выполнения домашних заданий увеличилась, а конечный результат стал хуже.
Как сами обучающиеся относятся к переходу на дистанционное обучение?
Чтобы это выяснить, а так же изучить, как процесс дистанционного обучения влияет на психическое и физическое здоровье обучающихся старших классов, на их психоэмоциональное состояние, в нашей школе было проведено анкетирование. В нем приняли участие 23 обучающихся 9 классов.
По результатам анкетирования практически все дети указали, что обучались при помощи дистанционных технологий и только у двоих не было технических средств для обучения.
88% обучающихся предпочитают очное обучение в школе дистанционному. Среди главных оснований такого предпочтения отмечают следующие: «общение с друзьями, понятно все объясняют, меньше времени на выполнение домашних заданий, лучше понимаю материал».
На вопрос, легко ли вам обучаться при помощи дистанционных технологий ответили: очень легко -17%, легко -30%, трудно -40 %, очень трудно- 13%
Обучение в дистанционном формате нравится 26% и не нравится 74% обучающихся. На вопрос, хотели бы вы, чтобы все обучались с помощью дистанционных технологий, ответили: «да» - 22%, потому что «дома удобно и спокойно, много свободного времени, легко учиться»; «нет» - 78%, потому что «трудно, неудобно, лучше понимаешь в школе материал, много уроков, лучше объясняет учитель, не понятно как выполнять домашнее задание».
Совершенно противоположными у ребят двух девятых классов стали ответы на вопрос о достоинствах дистанционного обучения. Так, 75% одного девятого класса ответили, что нет никаких достоинств, и только 25% обучающихся отметили достоинства дистанционки: «не надо долго находится в школе, много свободного времени, в любое время можно поесть, в любое время можно делать домашку, можно поспать дома подольше».
В другом девятом классе достоинства дистанционного обучения признали 82%. Среди них: «больше свободного времени, дольше спать можно (54%) (вывод напрашивается сам - ночные «посиделки» в Интернете), можно поесть, когда захочешь, смотреть любое видио, дольше гулять, не спешить». И только 18% не отметили никаких преимуществ в дистанционном обучении.
Обращает внимание тот факт, что ни одно положительное достоинство дистанционной формы обучения не связано у 52% опрошенных детей с образовательным процессом, что свидетельствует о низком уровне учебной мотивации в период дистанционного обучения.
Однако на вопрос о недостатках такой формы обучения только 13% обучающихся ответили, что их нет. Остальные же 87% отметили неудовлетворительные моменты дистанционки и среди них: «не всегда понимаю, что и как выполнять, не понимаю объяснение, не понятен новый материал, не понятно, как выполнять домашнее задание, в школе объясняют лучше, скучно дома, нет общения с друзьями»
Свои успехи в обучении при помощи дистанционных технологий обучающиеся оценили следующим образом: высоко – 4,5%, средне – 78%, низко – 13%, очень низко – 4,5%.
По итогам второй учебной четверти больше половины девятиклассников аттестованы по всем предметам с оценкой «хорошо» и «отлично» или имеют оценку «удовлетворительно» по одному предмету. Это свидетельствует о том, что учебные показатели при очной форме обучения значительно выше.
Что же нужно изменить в дистанционном формате обучения, чтобы он отвечал всем требованиям образовательного процесса?
По мнению части обучающихся «дистанционного обучения совсем не должно быть; не хочу его; чтобы его не было; никогда его не было». Другие внесли свои предложения по изменениям в обучении: «чтобы материал для изучения был проще, обязательно должно быть объяснение нового материала, меньше задавать домашних заданий».
Самостоятельное изучение нового материала и выполнение по нему домашнего задания вызывает трудности у обучающихся еще и потому, что многие родители не могут в этом помочь детям. В анкете обучающиеся пишут: «В школе могут объяснить, а дома некому объяснять материал; дома непонятно; много уроков; очень сложно понять самому тему урока; проблемы с Интернетом».
В связи с этими трудностями продолжать обучение с помощью дистанционных технологий в дальнейшем не хотят 83%. Согласны обучаться дистанционно только 17% опрошенных.
Результаты анкетирования девятых классов показали, что даже кратковременное, до двух учебных недель, пребывание, на дистанционном обучении негативно влияет на психоэмоциональное состояние обучающихся и в перспективе это может отрицательно сказаться на познавательных потребностях и развитии социальных навыков. Сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за компьютером или телефоном, возникающие на этом фоне нарушения сна приводят к утомлению и дополнительной нагрузке на здоровье.
Как же организовать дистанционное обучение с минимальными рисками для здоровья обучающихся?
В первую очередь нужно выбрать способ связи между педагогом и обучающимися. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях. В практике работы педагогов школы – интерната, в основном, применяется работа через закрытые группы социальных сетей VК, WhatsApp, Viber, что дает возможность проведения видео уроков, направления домашних заданий и проверки их выполнения, а также индивидуальной работы с обучающимися.
Видео уроки, согласно нормам СанПина, должны быть сокращены от пятнадцати минут в начальных классах до тридцати минут в старшем звене. При этом количество уроков в день остается прежним. Между видео уроками предусмотрены перемены.
Уроки по физкультуре и ИЗО не должны быть исключены из учебной программы на время дистанционного обучения. Обучающиеся могут записывать на видео выполнение физических упражнений и фотографировать свои рисунки.
С помощью системы электронных журналов, которые ежедневно заполняются педагогами на сайте «Дневник.ру», обучающиеся и родители могут получать задания, видеть расписание уроков на день и текущие оценки за выполненные домашние задания и проверочные работы.
Для дистанционного обучения можно использовать имеющиеся в интернете учебные порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Среди них сайты «Российская электронная школа» и «Учи.ру».
Чтобы дистанционное обучение стало комфортным и безопасным для здоровья детей, родителям в этот период необходимо учитывать требования к организации рабочего места обучающегося дома, составлению и поддержанию режима дня с обязательным включением в него времени на активный отдых, уменьшению времени пользования гаджетами во вне учебное время, правильному питанию. А педагогам – требования к организации учебного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Может ли заменить дистанционное обучение традиционное образование?
Пока дистанционное обучение показывает нам, что современная цифровая школа в настоящее время не может предложить безопасные для здоровья детей технологии он-лайн обучения. Такой формат обучения требует дальнейшего усовершенствования и, на мой взгляд, не может окончательно заменить традиционное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Публикация «Использование видеоконференции как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе Шарьинского аграрного техникума»
Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...
Презентация_Дистанционное обучение как новая форма обучения в современной реальности
Презентация раскрывает смысл дистанционного обучения....
Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Результаты работы программы дистанционного обучения....