«Четыре Желания» К. Ушинского. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
план-конспект
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Четыре Желания» К. Ушинского. | 53.5 КБ |
презентация | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад 7»
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Четыре Желания» К. Ушинского.
Пересказ рассказа с использованием опорных схем
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
- Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
- Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование:
Презентация; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками, фишки; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.
Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».
Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.
Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
3. Чтение рассказа.
а)Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
навыков подбора синонимов. Работа над интонационной
выразительностью речи.
Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал
отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- Как звали мальчика? (Митя)
- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
Педагог:
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)
Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.
Игра повторяется. Дети передают друг другу карточку со знаком вопроса и называют предложения.
б)Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами
Педагог: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
- За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.
4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
- Погода теплая, а наоборот — холодная
- Осень ранняя, а наоборот — поздняя
- Облако белое — туча черная
- День длинный, а наоборот — короткий
- Вода замерзает, а лед — тает
- Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
- День грустный, а наоборот веселый
- Настроение плохое, а наоборот — хорошее
- Урожай маленький, а наоборот — большой
в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных
слов к слову рыба.
Педагог: Читаем дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Педагог:
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)
г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Педагог:
- Какое время года наступило? (Осень.)
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)
- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
5. Пальчиковая гимнастика «Птички»
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан
Птички, птички, по домам.
- Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.
- Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
8.Итог занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Закрепление названий времен года.
- Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД (по ФЭМП и развитию речи) в подготовительной к школе группе "Путешествие к Снежной королеве"
В материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной к шк...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Презентация. НОД развитие речи в подготовительной к школе группе.
Перессказ по рассказу В.Бианки "Купание медвежат"...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Тема: Земля – это наш общий дом, место жизни, людей, животных, растений....
Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группы на тему "Профессии. Кем быть?"
Данное открытое занятие подводит итог работы по реализации авторской программы на тему "Развитие связной речи старших дошкольников посредством приёмов мнемотехники". Дети с помощью пиктограмм со...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: "Экскурсия на выставку эмоций"
конспект по развитию речи...