Надпрофессиональные навыки
статья

Особенности развития современного общества приводит к тому, что человек, чтобы быть востребованным, должен быть готов приобретать все новые умения и навыки. Сегодня надо учиться эффективному общению и смелости выходить за рамки своей узкой специальности, развивать soft-skills: критическое, креативное и проектное мышление, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, знание иностранных языков и самое главное – умение делать осознанный выбор и принимать осмысленное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Soft skills18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое Soft Skills, почему это важно и как их развивать.


Особенности развития современного общества приводит к тому, что человек, чтобы быть востребованным, должен быть готов приобретать все новые умения и навыки. Сегодня надо учиться эффективному общению и смелости выходить за рамки своей узкой специальности, развивать soft-skills: критическое, креативное и проектное мышление, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, знание иностранных языков и самое главное – умение делать осознанный выбор и принимать осмысленное решение.

Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Эти навыки закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

10 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем:

  1. Коммуникация
  2. Критическое мышление
  3. Управление проектами, людьми и собой
  4. Наставничество
  5. Решение проблем
  6. Принятие решений
  7. Ненасильственное общение
  8. Управление знаниями, обучаемость
  9. Экологическое мышление
  10. Самоанализ и саморефлексия

Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.

Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как развить. Развивайте логику и наблюдение.

Управление проектами. Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.

Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы.

Наставничество. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор. Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты.

Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу.
Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время.

Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей.
Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного.

Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми.
Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу.
Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием.

Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки.
Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике

Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру.
Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше.

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения.

Литература

Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»

Винсент Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств». Руководство по критическому мышлению

Марк Фостер «Сделай это завтра»

Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»

Сборник статей проекта «Ненасильственное общение в России»

Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»

Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро»

Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»












 

 



 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.

Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса....

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...