Надпрофессиональные навыки
статья
Особенности развития современного общества приводит к тому, что человек, чтобы быть востребованным, должен быть готов приобретать все новые умения и навыки. Сегодня надо учиться эффективному общению и смелости выходить за рамки своей узкой специальности, развивать soft-skills: критическое, креативное и проектное мышление, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, знание иностранных языков и самое главное – умение делать осознанный выбор и принимать осмысленное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Soft skills | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое Soft Skills, почему это важно и как их развивать.
Особенности развития современного общества приводит к тому, что человек, чтобы быть востребованным, должен быть готов приобретать все новые умения и навыки. Сегодня надо учиться эффективному общению и смелости выходить за рамки своей узкой специальности, развивать soft-skills: критическое, креативное и проектное мышление, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, знание иностранных языков и самое главное – умение делать осознанный выбор и принимать осмысленное решение.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Эти навыки закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
10 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем:
- Коммуникация
- Критическое мышление
- Управление проектами, людьми и собой
- Наставничество
- Решение проблем
- Принятие решений
- Ненасильственное общение
- Управление знаниями, обучаемость
- Экологическое мышление
- Самоанализ и саморефлексия
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.
Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.
Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как развить. Развивайте логику и наблюдение.
Управление проектами. Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.
Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы.
Наставничество. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор. Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты.
Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу.
Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время.
Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей.
Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного.
Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми.
Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.
Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу.
Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием.
Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки.
Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике
Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру.
Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.
Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше.
Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения.
Литература
Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»
Винсент Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств». Руководство по критическому мышлению
Марк Фостер «Сделай это завтра»
Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»
Сборник статей проекта «Ненасильственное общение в России»
Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»
Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро»
Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...
Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.
Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса....
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...
Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...