Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников
статья
Декоративно-прикладное искусство является частью национальной и художественной культуры, вобравшее в себя богатый опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, открывает пространство для творчества, делает жизнь школьников духовно богаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 957.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников
Одним из значимых разделов технологии является раздел декоративно-прикладного искусства. В нём возможно удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников и как следствие более эффективное формирование личностных образовательных результатов.
Занятия по декоративно-прикладному искусству формируют личностные качества, такие как мотивация учиться, саморазвитие, учиться понимать и ценить произведения искусства, воспитывать уважение и любовь к работе, чувства национальной гордости и патриотизма. Они помогают приобрести определенные специфические трудовые навыки, знание технологических приёмов и развивают личную ответственность.
Дети обучаются на основе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства. Таким образом, перед педагогом ставятся следующие цели и задачи:
- научить обучающихся понимать ценность материальной культуры как формы выражения внутреннего опыта через внешние формы, как диалог между традициями и современностью;
- обеспечить базовые знания художественной обработки различных материалов;
- обучить детей практическим навыкам художественной обработки различных материалов;
- способствовать развитию творческого мышления и обеспечить его реализацию, создавая условия для свободного выбора с углублением практических навыков в любой форме художественной обработки материалов;
Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. Хочется обратить внимание на важность домашнего ремесла. Простые и красивые художественные произведения народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю. Научить их видеть и любить природу, ценить традиции своих родных мест. Уважать работу взрослых, а также вовлекать детей в посильную работу по созданию необходимых и красивых изделий. Луначарский А.В. назвал народные промыслы «искусством создания радостных вещей».
Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдали за работой старших и познавали секреты мастерства. Если ребёнок был ещё маленьким, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, одновременно наблюдая за их работой. Дети с детства вобрали в себя искусство своих семей, деревень, посёлков и городов. Было принято обучать ремеслу с самого раннего детства.
Предметы, окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на его настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были сделаны с большим вкусом и мастерством.
Основываясь на изучении народного искусства, дети демонстрируют свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус и бережное отношение к народным традициям.
Различные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся на занятиях, помогают развить у детей эстетическое отношение к реальности и любовь к родному краю. Пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного искусства и народного творчества удивительно интересны и бесконечно богаты.
Высокий художественный уровень творческого развития всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что художественное произведение рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического и творческого воспитания детей.
С учётом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом.
Ручной труд – это творческая работа ученика с использованием различных материалов, в ходе, которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения в быту. Такая работа представляет собой декоративную, художественную и прикладную деятельность учащихся, поскольку при создании красивых предметов она учитывает эстетические качества материалов, исходя из существующих идей, знаний и практического опыта, приобретенного в процессе работы.
Декоративно-прикладное искусство – это неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека. Художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное творчество живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому произведения народных мастеров сохраняют свои устойчивые черты.
Народное искусство настолько ценно, что каждый раз, когда создаётся одна и та же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, и поэтому изделия все разные. Как правило, народный мастер работает без предварительных набросков. Он хранит в памяти все формы и элементы узоров, и каждый раз он создает новые версии своих произведений.
Данилова Н.Ю. подчёркивает, что в процессе изучения народной культуры необходимо, прежде всего, знакомить детей с тем, что находится в их окружении, оказывается доступным их восприятию. В частности, это может быть изучение быта русского народа, его традиций, обычаев.
Практическая направленность декоративно-прикладного искусства способствует общему развитию учащегося, формирование социально значимых личностных качеств. Содержание занятий учит детей использовать свои знания в различных областях урочной и внеурочной деятельности (при поиске информации, при выполнении практических заданий, при получении новых знаний).
Знания, полученные школьниками, будут способствовать развитию национальной самобытности, гордости за Родину и умению использовать знания и навыки в повседневной жизни. Например, при выполнении творческого проекта о национальном празднике, дети могут разделиться на группы. Первая группа опишет историю праздника, вторая группа подготовит информацию о костюмах, связанных с данным праздником.
Следовательно, знакомство с народным творчеством на занятиях по ДПИ создаёт необходимые условия для реализации дифференцированного подхода к обучению, повышает познавательную деятельность, обеспечивает комфортные условия для всестороннего развития личности школьников.
Современное декоративно-прикладное искусство развивается по лучшим традициям народного творчества. Это огромная сила морально-эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на молодое поколение, которое интенсивно впитывает любую информацию.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства изготавливаются с учётом народных традиций и моды современности.
Многие направления ДПИ претерпели серьёзную эволюцию, а творческий потенциал расширился благодаря участию непрофессиональных исполнителей в художественных процессах.
Современное декоративно-прикладное искусство разнообразно – это и керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, роспись пасхальных яиц, художественные куклы, плетёные корзины, изделия в технике декупаж приобрели широкую популярность.
С распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластиковых материалов, в том числе полимеров, область декоративного искусства стала тесно взаимодействовать друг с другом, объединяясь со скульптурой и графикой. Авторы стали использовать фотографические изображения в качестве художественных элементов и опираться на высокотехнологические машинные процессы при создании декоративных изделий.
Наиболее интересными и востребованными среди школьников являются такие виды ДПИ как:
- Лепка – это придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, солёному тесту и др.) с помощью рук, вспомогательных инструментов – стеков и т. п.
Рис. 1. Ангелы из солёного теста Рис. 2. Дымковская игрушка из пластилина
- Плетение – способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
o Плетение из газетных трубочек
Рис. 3. Шкатулки из газетных трубочек
- Квиллинг – (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен
как бумагокручение, искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Рис. 4. Квиллинг панно
- Оригами (яп. 折り紙, букв: «сложенная бумага») – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Рис. 5. Ваза из модулей оригами
Также существует большое количество техник декоративно-прикладного искусства:
- Аппликация (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Представляет собой вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи растительных и прочих материалов на материал – основу (фон).
Рис. 6. Разные виды аппликации
- Декупаж – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Рис. 7. Разделочные доски в технике «декупаж»
Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: выдувание, граттаж, монотипия, нитяная графика (изонить), орнамент, печать, пуантилизм, рисование ладошками, рисование отпечатками чего-либо, энкаустика;
Рис. 8. Панно в технике «изонить» Рис. 9. Картина в технике «граттаж»
Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
пэчворк, квилтинг, кинусайга, цумами канзаши;
Рис. 10. Панно в технике кинусайга
Общими задачами воспитания и обучения в области декоративно-прикладного искусства являются формирование и развитие таких личностных качеств как:
- чувство гордости за народную культуру и искусство Родины;
- творческие способности, богатый духовный мир;
- сформированность представлений о красоте и гармонии;
- трудолюбие, уважение к трудящимся и старшему поколению;
- бережное отношение к природе;
Исходя из всего вышесказанного, декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития личностных образовательных результатов, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, а также обогащает личный опыт у школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-539666-1418057161.jpg)
Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника"
Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - важнейшее условие гармонического развития ребенка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438232-1397676189.jpg)
«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-245993-1680102370.jpg)
Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.
Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-888573-1644846415.jpg)
Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника.
Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-317798-1492966865.jpg)
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...