«Собака - мой верный друг».
план-конспект занятия (5 класс)
Формирование умения ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по содержанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила-Воспитатель Бабий Ольга Антоновна
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
развитие речи, 5 класс
Тема урока: «Собака - мой верный друг».
Цель урока:
Формирование умения ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по содержанию.
Задачи урока:
- образовательные - выяснить уровень знаний учащихся по теме, сформировать знания учащихся по новому материалу, пополнить словарный запас;
- воспитательные - воспитывать бережное отношение к животным;
- коррекционные - развивать логическое мышление, вербальную память, слуховое внимание, формировать произношение.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Место урока в учебном плане: 6 урок по теме «Животные - наши друзья».
Методы: словесные, наглядные, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование урока:
- компьютеры;
- картинки с изображением собак разных пород;
- кроссворд;
- аудио кассета с песней « Пропала собака»;
- таблички со словами и фразами по теме.
- ПЛАН УРОКА
- Организационный момент - 5 мин.
- Проверка домашнего задания - 3 мин.
- Работа по выбору дополнительной информации с экрана на слухозрительной основе - 5 мин.
- Отгадывание кроссворда - 4 мин.
- Разбор ситуаций (работа над развитием слухового восприятия):
- прослушивание аудио записи «Пропала собака» - 4 мин.
- монолог учащегося о слове «предатель» - 3 мин.
- Зарядка для глаз - 1мин.
- Самостоятельная работа учащихся - 5 мин.
- Работа с текстом - 8 мин.
- Подведение итогов урока - 2 мин.
- ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Установка на правильную речь. Вспомнить, что изучали на предыдущих уроках. Знакомство с темой урока. Работа по развитию слухового восприятия в режиме «учитель - ученик - ученик»:
- Ира, спроси Люду, есть ли у нее собака.
- Лена, спроси Диму, что ест собака?
- Денис, как ты ухаживаешь за собакой?
- Где живет Димина собака?
- Дома или во дворе?
- Проверка домашнего задания.
- Кто читал рассказы о собаках или учил стихи?
- Может, загадаете загадки об этих животных?
- Работа по выбору дополнительной информации о собаках. На большом экране фразы. Учитель читает фразы вразброс, дети за своими компьютерами находят прочитанную фразу и соотносят её с одной из иллюстраций, повторяют или читают эту фразу на экране (идет работа над слухом):
- Люди каменного века использовали собак для охоты на мамонтов.
- Мастиф и ламбрадор в своих краях помогают пасти скот.
- Крысолов-пинчер в соревнованиях по уничтожению крыс установил рекорд. Он съел 500 крыс за 1 час 3- секунд.
- При военных действиях в Афганистане миноискателем трудно найти мину в пластиковой оболочке, а собака своим чутьём улавливала запах взрывчатки.
- Отгадывание кроссворда. На экране пословица с пропущенным словом. «Собака - ... человека». Детям нужно разгадать нижеследующий кроссворд и прочитать ключевое слово. Это слово нужно будет подставить в пословицу.
- Кроссворд (на большом экране). Учитель читает задания:
- У этой собаки стрижка, как у льва. (Пудель)
- Их считают охотничьими собаками. (Борзые)
- Маленькая собачка китайской породы. (Чау-чау)
- Собака ростом с теленка. (Дог).
Вместе со словами на экране появляются картинки с породами собак. Читаем по вертикали ключевое слово «друг». Пословица будет звучать так: «Собака – друг человека».
- Работа по развитию памяти.
- Какие породы мы еще не называли?
- Учащимся с умственной отсталостью можно искать породы по методике доктора Базарного - на табличках, развешанных по стене, читать с соблюдением правил орфоэпии.
- Разбор ситуаций. Работа по развитию слухового восприятия:
- Ситуация 1
- Прослушивание аудио записи песни «Пропала собака».
- Какие слова услышали?
- О чем эта песня?
- Как мы себя поведем в этой ситуации?
- Учащиеся дают варианты ответов:
- Буду плакать.
- Буду искать собаку один.
- Попрошу помощи у взрослых.
- Дам объявление в газету.
- Ответы высвечиваются на экране. Какой самый правильный? (верный вариант ответа остается на экране, остальные исчезают)
- Ситуация 2
Прослушивание звукозаписи на компьютере – монолог ученика «о предателе»: Каждый школьник мечтает о собаке. Хочется иметь верного друга. Завел себе собаку. Надо ухаживать за ней. Надоели человеку заботы. Выбросил он собаку. Как назвать такого человека?
- На большом экране появляется слово «предатель».
- Дети на своих компьютерах смотрят значение слова «предатель» в словаре «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на CD.
- Задание: разделить слово на слоги, поставить ударение, образовать глагол (на большом экране иллюстрируется выполнение задания)
- Зарядка для глаз: иллюстрация книги Сутеева «Кто сказал: «Мяу?». Обратить внимание на обложку книги.
- За кем наблюдает щенок? За пчелой.
- Мы тоже будем наблюдать за пчелой (на экране схема для речевых зарядок по методике доктора Базарного, пчела движется по схеме, дети глазами следят за ней).
- Самостоятельная работа учащихся (за компьютерами): текст с пропусками, в который надо вставить слова, подходящие по смыслу в нужном падеже, но не повторять. Для детей с УО задание облегченное: слова даны в нужном падеже их просто нужно вставить в предложения:
- Я давно мечтал о собственной ...(собаке).
- Как-то раз я подобрал на улице маленького ... (щенка).
- Это был черненький … (песик) на высоких ножках.
- Я терпеливо ухаживал за смешной … (собачкой).
- Через два года из нее вырос большой, красивый и добрый … (пес).
- Работа над текстом - подготовка к изложению текста. На экране высвечиваются пункты плана работы над изложением:
- Прочитайте внимательно текст:
Мне подарили щенка. Как я рад! Щенок именно такой, о каком я мечтал. Похож на серого волчонка, только мордочка и спина немного темнее. Веселый, подвижный. Пробовал поднять его - тяжелый. И высокий. Я поставил щенка у стены и отметил карандашом - 34 сантиметра. Вот что значит овчарка! Глаза у моего щенка чистые, сообразительные, грудь широкая, лапы толстые, тяжелые. Уши торчком. Бегает за мной и тявкает. Смешно! Стал я с ним играть тряпкой, дразнить. А он схватил тряпку - не вырвешь. Я решил назвать щенка Буяном.
Я сразу полюбил Буяна. Ни за что с ним не расстанусь.
- Значение, каких слов вам не понятно?
- Определите основную мысль текста.
- Назовите текст.
- Опишите щенка по плану. Постепенно на большом экране разными цветами высвечиваются пункты плана. Ученики за своими компьютерами работают над текстом в текстовом редакторе MS Word (Работа над текстом.doc)
- Итог урока:
- Что мы делали на уроке?
- Как работали?
- Как говорили и слушали свою речь и речь товарищей?
- Домашнее задание:
- Внимательно еще раз прочитать текст.
- Дать описание щенка по плану (устное описание щенка без опоры на текст).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В благодарность верному другу-собаке
Памятники собакам...
"Если рядом настоящий верный друг..."
Классный час направлен на формирование нравственных качеств у детей, умение дружить, беречь дружбу ....
Классный час по ПДД на тему: «Мой верный друг-велосипед» для обучающихся 6-7 классов
На классном часе ребята 6-7 класса познакомятся с основными правилами езды на велосипеде, повторят дорожные знаки, связанные с велосипедом, поговорят о пользе велосипедного спорта, ответят на во...
Собака - верный друг человека
Классный час для 5 класса...
"Собака - верный друг"
Разработка классного часа (презентация и конспект) по нравственному воспитанию школьников 3 класс....
Классный час в 3 классе на тему "Кошки и собаки – наши верные друзья"
Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным. Задачи:1. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.2. Развивать мышление, посредством вы...
Мастер-класс по изготовлению сувенира-игрушки из пряжи "Собака - наш верный и надежный друг в 2018 году"
Мастер-класс с родителями и воспитанниками по изготовлению игрушки из пряжи "Собака - наш верный и надежный друг в 2018 году"...