«Организация работы с детьми с КИ по обогащению их жизненного опыта через формирование речевого поведения и использование «слухового» метода.»
статья (8 класс)
Не всегда взрослые, принимая решение в пользу имплантации, понимают, что для своего ребенка они выбирают «мир слышащих» или «мир глухих». Известный сурдопедагог Г. Л. Зайцева пишет: «Глухой человек, как и любой другой человек с особенностями в развитии имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, в творчестве. А дело общества: так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре по теме «Организация работы с детьми с КИ по обогащению их жизненного опыта через формирование речевого поведения и использование «слухового» метода.»
Воспитатель Бабий Ольга Антоновна
Не всегда взрослые, принимая решение в пользу имплантации, понимают, что для своего ребенка они выбирают «мир слышащих» или «мир глухих». Известный сурдопедагог Г. Л. Зайцева пишет: «Глухой человек, как и любой другой человек с особенностями в развитии имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, в творчестве. А дело общества: так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность» И это не частное мнение профессора Зайцевой, это суть Конвенции о правах инвалидов, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. В мае 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 03. 05. 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Закон предписывает принимать людей с нарушениями слуха как «культурное лингвистическое» меньшинство. Мы, педагоги, готовы к любому выбору родителей. Но обязаны предупредить их не терять время после имплантации, а начать работу с ребенком под руководством медиков и сурдопедагогов немедленно.
Обследуя детей с КИ, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации и вставших на путь естественного развития, выделяем 4 группы. В первые три группы попадают дети, которые идут в массовые школы или в речевые классы. Я не буду останавливаться на характеристике этих групп. Так как мы работаем с детьми, относящимся к 4-ой группе. Это дети, развитие которых не приближается к возрастной норме даже при систематической и максимальной специальной помощи. Возможный образовательный маршрут, рекомендуемый для этих детей, это специальная образовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей, то есть детей, находящихся в школе нашего типа. Обучение в среде слабослышащих детей является оптимальной для дальнейшего развития такого ребенка. Помощь сурдопедагога необходима для адаптации ребенка к его новым возможностям, его способностям вступить на естественный, нормальный путь коммуникации и спонтанного речевого развития. Важно сделать правильный выбор приемов и методов, соответствующих способностям и возможностям ребенка с КИ, проанализировать изменения, происходящие в психическом развитии его реабилитации.
С этой целью были организованы в школе курсы по теме ««Современные аспекты сурдопедагогики. Реализация адаптированных основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих нарушение слуха», в 2016 году проведен семинар для педагогов, ведущих индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения «Осуществление деятельностного и дифференцированного подхода при обучении детей с КИ» при подготовке к педсовету. В ноябре 2016 года на семинаре в рамках программы повышения квалификации по теме : «Создание специальных условий в образовательной организации для детей с ОВЗ с различными нарушениями» В отделении слабослышащих детей в прошлом году было 13 обучающихся с КИ. А в этом- 17. Педагоги, работающие с кохлеарниками, знают возможности и способности детей. Слуховой возраст, т. е. время подключения процессора незначительный ( от … до … лет ).
За основу при работе с детьми - кохлеарниками в отделении слабослышащих детей взяты материалы И. В.Королевой (рекомендации и тетради.) Но перед нами встал вопрос, как строить обучение дальше? Как оценить результаты и те умения, которые приобрел ребенок в процессе обучения? При работе с такими детьми мы стали менять методы: постановка звуков идет больше через слушание, чем через подражание. Восприятие речевого материала идет через понимание его смысла. Как говорила И. Королева: «Нам нужны не повторяшки, а понимашки». В результате, многие дети, для которых открылись возможности для опоры на слух, для «жизни в слухе» почувствовали потребность в слушании. Поэтому родителей убеждаем в том, чтобы они учили своего ребенка слушать и слышать звуки окружающей среды, прежде чем, он начнет понимать речь. Благодаря этому у ребенка формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание к звукам. И ребенок спасет себя, услышав звук приближающейся машины. А в дальнейшем, он будет прислушиваться к речи окружающих. А научиться слушать, значит и речь его будет развиваться. На уроках и во внеурочное время педагоги и воспитатели так же работают над различением звуков и стараются учить детей комментировать, что он услышал: шорох листьев на экскурсии, звонок на перемену, падение ложки в столовой. Формируем личностные компетенции детей с КИ через обогащение словарного запаса на внеклассных занятиях.
Идет работа по расширению жизненного опыта детей через формирование речевого поведения в условиях специально организованных слухоречевых ситуаций. Создаются речевые ситуации, жизненно необходимые нашим детям: при инсценировании, при постановке сказок, развиваем диалогическую речь при встрече с интересными людьми и на других мероприятиях. Все занятия строятся так, чтобы обучающиеся учились общаться, умели слушать свою речь и речь окружающих их людей.
Но основная работа с такими детьми на протяжении всех этапов реабилитации лежит на родителях. Прежде всего, у них должно быть понимание того, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка в новый статус.
Зная методику работы с детьми с КИ, учителя- сурдопедагоги фиксируют результаты своей работы с ребенком по развитию речевого слуха. Тестируем по тестам, предложенным Санкт- Петербургским государственным медицинским университетом имени и. П. Павлова». «Речевая аудиометрия» Марии Юрьевны Бобошко. Образцы тестов представлены на экране.
Ребенку предлагается послушать неречевые звучания окружающей среды, слова в открытом выборе, закрытом выборе и незнакомые предложения.
В карте «Слухоречевого развития» дан мониторинг по оценке слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации.
Уровни слухоречевого развития:
1 уровень- оптимальный (85-100%)
2. Сниженный уровень (70-84 %)
3.Ограниченный уровень ( 50-69%)
4. Резко ограниченный (менее 50 %)
Так тестирование, проведенное с Березовской Екатериной, позволило соотнести результаты ее слухоречевого развития к 3 уровню.
Этот уровень характеризуется ограниченным слуховым опытом. Девочка пользуется речевым процессором с небольшими результатами.. Дисфония (назализация, нестабильность высоты и силы звучания). Девочка воспринимает знакомый материал на расстоянии 3-х метров.. Формируется речевое поведение. Но желание общаться с окружающими речью нестабильно.
Тарлаганов Роман относится к 4 уровню. Резко ограниченный.
Не способен различать речевые и неречевые звуки., звукоподражательные и полные слова на слух.. Отсутствует умение вступать в контакт со слышащими людьми. Не сформировано речевое поведение. Пользуется для общения невербальными средствами, чаще жестами. Этим и объясняется отсутствие слухового опыта.
На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учащегося педагог определяет зону актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приемы коррекции обучения, развивает речевой слух и формирует произносительную сторону речи, помогающие воспитаннику найти свое поле деятельности и получить возможность социализироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.
Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....
Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии
Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...
«Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Работа в классе баяна и аккордеона....
Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией
Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое восприятие текста «Поход», показан 31 октября 2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.
Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель чтения, и у...