Профессиональный стандарт педагога
статья
Профессиональный стандарт педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga.docx | 61.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты применяются:
— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:
— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
— планирование и проведение учебных занятий;
— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
— формирование универсальных учебных действий;
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
— формирование мотивации к обучению;
— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».
Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?
∙ Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
∙ Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
∙ Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
∙ Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
∙ Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
∙ Работа с одаренными учащимися.
∙ Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
∙ Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
∙ Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
∙ Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
∙ Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
∙ Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
∙ Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его рофессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных
компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
3.4Региональное дополнение к профессиональному стандарту:документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном
социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное эффективность (самоанализ урока).
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Использовать специальные подходы использование общераспространенных в данной профессиональ-ной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения
результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими
интересы потребителей.
Содержание профессионального стандарта педагога
4.1.обучение
Педагог должен:
- Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его
получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
- Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
- Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых 10 русский язык не является родным; учеников с ограниченными
возможностями и т.д.
- Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
- Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
4.2. воспитательная работа
Педагог должен:
- Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
- Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
- Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
- Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
- Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.11
- Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
- Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
- Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
- Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных программу условиях.
- Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.12
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
- Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
- Умение составлять совместно с другими специалистами индивидуального развития ребенка.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, сихологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
- Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных
характеристик ребенка.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
- Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
- Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
- Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.14
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
- Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию
ученика.
- Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
- Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
- Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
- Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
- Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Педагог дошкольного образования должен
- Знать специфику дошкольного образования и особенности
организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста.15
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном детстве; особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды
деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие
детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность
дошкольников.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического,
познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в
соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными
потребностями.
- Участвовать в создании психологически комфортной и
безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей,
сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное
благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Владеть методами и средствами анализа психолого-
педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения
детьми образовательных программ, степень сформированности у них
необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста,
необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 16
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического
просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с
ними для решения образовательных задач.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста.
- Методы оценки выполнения требований профессионального
стандарта педагога
5.1. Общие подходы
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.
Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни
образования, склонности и способности детей, особенности их развития и
реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно
с психологами могут рассматриваться интегративные показатели,
свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –
стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о
сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования
оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание
показателей динамики развития интегративных качеств ребенка,
положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени 17
активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и
жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают
и в начальной школе.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо
обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве
таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда
следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные
рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им
порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой
процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем
соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта
приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю,
может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего
анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной
форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством
результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,
записей и данных.
- Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет
регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени
свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с
профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В
свою очередь, образовательные организации имеют возможность
сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет
разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие
требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной
образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство
отбора педагогических кадров в образовательные организации.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта
педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим
период для его доработки и адаптации к нему профессионального
сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по
процедуре внедрения профессионального стандарта учителя. 19
Приложения
Приложение № 1
Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-
компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве
критериев оценки его деятельности при создании необходимых и
достаточных условий
Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя
входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За
прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в
направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.
Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,
сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях
педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску
информации в Интернете, рассылают информацию родителям по
электронной почте и т.д.
Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся
электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение
образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное
погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации
образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические
возможности, владение этими возможностями – базовый элемент
педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно
вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.
ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего
образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного
процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности
работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010–2011
гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной
ИКТ-компетентности у абсолютного большинства учителей начальной
школы крупного региона.20
Профессиональная ИКТ-компетентность
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное
использование общераспространенных в данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,
где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
∙ Общепользовательская ИКТ-компетентность.
∙ Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
∙ Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области
человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в
соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
∙ Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-
компетентности учителей», 2011 г.
∙ Предполагается как присутствующая во всех компонентах
профессионального стандарта.
∙ Выявляется в образовательном процессе и оценивается
экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа
ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации
образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-
компетентности педагога и ее оцениванию
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и
отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования
ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного 21
процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы
ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в
соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно
оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса,
в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя
Общепользовательский компонент
∙ Использование приемов и соблюдение правил начала,
приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ,
устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики,
техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения
ИКТ в основной школе.
∙ Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в
том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания
информации).
∙ Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в
образовательном процессе.
∙ Клавиатурный ввод.
∙ Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь,
конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные
коррекция текста и перевод между языками).
∙ Навыки поиска в Интернете и базах данных.
∙ Систематическое использование имеющихся навыков в
повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
∙ Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и
постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:22
∙ Планирования и объективного анализа образовательного
процесса.
∙ Прозрачности и понятности образовательного процесса
окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
∙ Организации образовательного процесса:
o выдача заданий учащимся,
o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и
фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в
соответствии с заданной системой критериев,
o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего
собственного,
o дистанционное консультирование учащихся при выполнении
задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
∙ Организация образовательного процесса, при которой учащиеся
систематически в соответствии с целями образования:
o ведут деятельность и достигают результатов в открытом
контролируемом информационном пространстве,
o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя
использовать системы антиплагиата),
o используют предоставленные им инструменты информационной
деятельности.
∙ Подготовка и проведение выступлений, обсуждений,
консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в
телекоммуникационной среде.
∙ Организация и проведение групповой (в том числе
межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
∙ Использование инструментов проектирования деятельности (в
том числе коллективной), визуализации ролей и событий.23
∙ Визуальная коммуникация – использование средств наглядных
объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных,
организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
∙ Предсказание, проектирование и относительное оценивание
индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния,
характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее
статистической информации о различных учащихся.
∙ Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов
(источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным
задачам их использования.
∙ Учет общественного информационного пространства, в
частности молодежного.
∙ Поддержка формирования и использования
общепользовательского компонента в работе учащихся.
∙ Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны
предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
∙ Постановка и проведение эксперимента в виртуальных
лабораториях своего предмета (естественные и математические науки,
экономика, экология, социология).
∙ Получение массива числовых данных с помощью
автоматического считывания с цифровых измерительных устройств
(датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления
экспериментальных данных (естественные и математические науки,
география).
∙ Обработка числовых данных с помощью инструментов
компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические
науки, экономика, экология, социология).24
∙ Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.
Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт
и снимков (география, экология, экономика, биология).
∙ Использование цифровых определителей, их дополнение
(биология).
∙ Знание качественных информационных источников своего
предмета, включая:
o литературные тексты и экранизации,
o исторические документы, включая исторические карты
(все предметы).
∙ Представление информации в родословных деревьях и на линиях
времени (история, обществознание).
∙ Использование цифровых технологий музыкальной композиции
и исполнения (музыка).
∙ Использование цифровых технологий визуального творчества, в
том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и
прототипирования (искусство, технология, литература).
∙ Конструирование виртуальных и реальных устройств с
цифровым управлением (технология, информатика).
∙ Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-
педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-
компетентности
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-
компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
∙ Введение Федерального государственного образовательного
стандарта (любой ступени образования, например – начального).25
∙ Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС):
широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному
компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в
школе.
∙ Наличие потребности у учителя, установки администрации
образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС,
принятие локальных нормативных актов о работе коллектива
образовательного учреждения в ИС.
∙ Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в
системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки
его деятельности в ИС образовательного учреждения.
(Указанная модель реализуется в московском образовании при
массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)26
Приложение № 2
Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Настоящее Приложение относится к требованиям, которые
установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.
- Для эффективного выполнения указанной трудовой функции
учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии
личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих
результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных
компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в
том числе следующие:
∙ Гражданская и социальная идентичность.
∙ Уважение прав и свобод личности.
∙ Система ценностей личности.
∙ Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в
виртуальной и поликультурной среде.
∙ Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и
личностного развития.
∙ Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
∙ Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся.
∙ Формирование и становление учебной мотивации и системы
универсальных учебных действий.
∙ Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
∙ Формирование детско-взрослых сообществ.
∙ Становление картины мира.
- Существует несколько способов получения и освоения указанных
знаний путем получения специального образования и освоения
образовательных программ (в классических и педагогических
университетах):27
∙ Основных образовательных программ ВПО по направлению
«Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата по профилям
педагог дошкольного образования, учитель начальных классов.
∙ Профильных программ магистратуры по направлению
«Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми,
детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д.
∙ Программ последипломного образования в форме
педагогической и психолого-педагогической интернатуры.
∙ Программ профессиональной переподготовки, дающих
дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в
университетах и центрах профессионального образования педагогов.
∙ Программ повышения квалификации.28
Приложение № 3
Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает
профессиональные требования к учителю математики и информатики, и
части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю
русского языка.
Введение
Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным
требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем
существуют специальные компетенции, которые необходимы для
преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой
и местом в системе знаний.
Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи
обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами
своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные
компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те
требования к его квалификации, которые распространяются на всех
педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует
сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение,
воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной
деятельности.
Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний
учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне
зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов
деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих
предметов.
Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и
языковая).
Второй уровень – овладение культурой (математической и
лингвистической).29
Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты
обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое
разделение позволяет дифференцировать требования к учителю-
предметнику.
Для достижения первого уровня достаточно компетенций,
зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета,
учебных программ и т.п.).
Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении
учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует
осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и
лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры
современного человека.
Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над
узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к
продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других
областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и
развития учащихся в специфическом предметном преломлении.
Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления
мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с
профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный
раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие
мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую
культуру.
Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в
настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения
требований, распространяется только на требования, зафиксированные в
профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную
рамку квалификации.
Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт
как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода 30
его на международный уровень, не может не повышать собственный
профессионализм.
Поэтому в приложениях, раздвигающих минимальные рамки
стандарта, наряду с термином «должен» применяется термин
«рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются
обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться,
повышая свою квалификацию.
Часть А
Профессиональный стандарт учителя математики и информатики
Общие положения
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем
квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.
Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если
явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его
компетентности в преподавании математики и информатики.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые
необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его
внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед
учителем особые задачи.
Главным образовательным результатом освоения математики и
информатики учащимся является формирование:
∙ способности к логическому рассуждению и коммуникации,
установки на использование этой способности, на ее ценность,
∙ способности к постижению основ математических моделей
реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования
для построения объектов и процессов, определения или предсказания их
свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в
которой приобретаются и используются:31
∙ конкретные знания, умения и навыки в области математики и
информатики, в том числе умения:
* формировать внутреннюю (мысленную) модель математической
ситуации (включая пространственный образ),
* проверять математическое доказательство, приводить
опровергающий пример,
* выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты
объектов и действий,
* пользоваться заданной математической моделью, в частности
формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать
возможный результат моделирования (например – вычисления),
* применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
∙ способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному
труду и его результатам.
Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель
математической деятельности (включая приложение математики) в
соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.
Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и
основной ступени является наличие в ней целостной основной линии
содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в
других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии
приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного
продвижения. В частности, содержание математического образования в
старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и
основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном
материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения
последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности
в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также
формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. 32
Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к
снижению результативности обучения и качества образования.
Математическая компетентность и упомянутые выше более общие
свойства математической культуры используются как в других школьных
предметах, так и в повседневной жизни учащегося.
Роль учителя
Учитель математики ведет образовательный процесс в области
математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии,
вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в
межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в
оценивании математического содержания работ по другим предметам,
размещенным в информационной образовательной среде (ИС).
Предпосылки работы учителя
∙ Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:
o в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное
и эффективное использование русского языка и языка преподавания,
o в предметных результатах, относящихся к математике и
информатике,
o в применении математики в других школьных предметах и
необходимых для этого результатах из других предметов.
∙ Наличие высшего образования классического
университета/технического/педагогического вуза, соответствующего
специальности.
Предметная компетентность учителя математики и информатики
Учитель должен:
∙ Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей
ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе 33
работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи
регионального этапа Всероссийской олимпиады).
∙ Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне,
который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории
учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной
категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка
девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка
одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя
начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95%
выпускников).
∙ Владеть основными математическими компьютерными
инструментами:
o визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов,
o вычислений – численных и символьных,
o обработки данных (статистики),
o экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).
∙ Квалифицированно набирать математический текст.
∙ Иметь представление о широком спектре приложений
математики и знать доступные учащимся математические элементы этих
приложений.
∙ Использовать информационные источники, периодику, следить
за последними открытиями в области математики и знакомить с ними
учащихся.
∙ Иметь канал консультирования по сложным математическим
вопросам.
Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к
обучению и формирующие математическую культуру
Учитель должен:34
∙ Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных контекстах. Понимать
рассуждение ученика. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с
результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и
анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной
локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в
улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины
и математического доказательства. Предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи.
∙ Сотрудничать с другими преподавателями математики и
информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь
выполнять задания этих предметов, где существенным является
математическое содержание, выполнять совместные межпредметные
проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы
учащихся по другим предметам с математической точки зрения.
∙ Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные
ситуации, в которых можно применить математический аппарат и
математические инструменты (например, динамические таблицы), то же –
для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. Поощрять
инициативы учащихся по использованию математики.
∙ Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,
трансформации.
∙ Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в
естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах,
данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ.
Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.35
∙ Создавать самому и вместе с учащимися и использовать
наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя
наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных
инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере
(с помощью 3D-принтера).
∙ Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в
процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать
правильность решения.
∙ Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить
различия между точным математическим доказательством и
«очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением,
вычислением.
∙ Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и
индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого
материала.
∙ Формировать материальную и информационную
образовательную среду, содействующую развитию математических
способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной
педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о
возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном
образовательном учреждении. Использовать в своей работе с детьми
информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения,
помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
∙ Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать
мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства
предмета, как:36
o красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и
предшествующей информацией,
o объяснение и предсказание реальности,
o преодоление трудности, получение завершенного результата,
o соревновательность с собой и другими учащимися.
∙ Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к
интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от
абсолютного уровня этого достижения.
∙ Формировать представление учащихся о том, что математика
пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то
будет заниматься ею профессионально.
∙ Содействовать подготовке учащихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
∙ Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать
способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику
подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для
желающих и эффективно работающих в них учащихся.
∙ Предоставлять информацию о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других образовательных
учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий.
∙ Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна
математика.
∙ Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при
выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в
решении хотя бы одной задачи.
∙ Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных 37
заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);
осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий,
при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности
тьюторов.
∙ Использовать специальные подходы и источники информации
для обучения математике детей, для которых русский язык не является
родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.
∙ Использовать специальные коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
∙ Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности»
всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание
формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в
классе обсуждения).
∙ Работать с родителями, семьей, местным сообществом по
проблематике математической культуры.
Общепедагогическая компетентность учителя математики и
информатики
Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности
следующие процессы:
∙ Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых
результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в
информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и
препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении;
многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего
состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об
этом.
∙ Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося
оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его
обучения и развития.38
∙ Определение совместно с учащимся, его родителями, другими
участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог,
дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития,
предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
∙ Определение, на основе анализа собственной деятельности (в
частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости)
методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности,
подверженных постоянному развитию и изменению.
∙ Планирование образовательного процесса для группы, класса
детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с
учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация
планирования.
∙ Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса)
детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности,
индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала
следующего занятия.
∙ Организация применения ИКТ учителем и учащимися в
образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента
деятельности, анализ домашних работ в ИС.
∙ Совместное с учащимися использование иноязычных
источников информации, инструментов перевода, произношения.
∙ Организация олимпиад, конференций, турниров, математических
игр в школе.
Часть Б
Профессиональный стандарт учителя русского языка
Введение
Учитель русского языка должен соответствовать всем
квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.
Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных
предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.
Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им
зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской
гражданской идентичности.
Главным образовательным результатом освоения русского языка
учащимся является развитие:
∙ коммуникативной способности,
∙ установки на использование этой способности.
В современном мире коммуникация предполагает существенное
расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет
традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса),
так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых,
изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В
настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило,
гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана,
видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.
Дополнительным образовательным результатом является
компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике
русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в
практике коммуникации.
Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего
образования.
Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании
языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике
(например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная 40
компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах,
прежде всего в литературе.
Предметная компетентность учителя русского языка
Учитель русского языка должен:
∙ Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной
и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов,
ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.
∙ Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то
замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и
орфоэпическим источникам Интернета.
∙ Знать и использовать стандартное общерусское произношение и
лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.
∙ Проявлять позитивное отношение к местным языковым
явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития
региона.
∙ Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся,
представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому
языку как не родному.
∙ Использовать специальные коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
∙ Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия
местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых
сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-
источниками.
∙ Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики.41
∙ Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по
скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в
частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).
∙ Учителю рекомендуется использовать информационные
источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь
средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.
∙ Являться активным квалифицированным постоянным читателем
и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).
Профессиональные компетенции учителя русского языка,
повышающие мотивацию к обучению и формирующие
лингвистическую культуру
Учитель должен:
∙ Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для
человека процесса.
∙ Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
∙ Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их
структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
∙ Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ,
структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими
сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
∙ Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные
дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения
конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся,
поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах,
включая интернет-форумы и конференции.42
∙ Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики,
рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное
творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование
существующим литературным образцам, включая упомянутые.
∙ Поощрять участие учащихся в театральных постановках,
стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.
∙ Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в
языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся
«чувство меняющегося языка».
∙ Совместно с учащимися использовать источники языковой
информации для решения практических или познавательных задач, в
частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного
метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной
лингвистики»).
∙ Моделировать те виды профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма
и т.д.).
∙ Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования,
сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению
авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить
учащихся с современными методами обнаружения этих этических и
правовых нарушений.
Общепедагогическая компетентность учителя русского языка
Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей
деятельности следующие процессы: 43
∙ Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых
результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в
информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и
препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении;
многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего
состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об
этом.
∙ Определение совместно с учащимся, его родителями, другими
участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог,
дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития;
предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
∙ Определение, на основе анализа собственной деятельности (в
частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости)
методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности,
подверженных постоянному развитию и изменению.
∙ Планирование образовательного процесса для группы, класса
детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с
учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация
планирования.
∙ Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса)
детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности,
индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала
следующего занятия.
∙ Организация применения ИКТ учителем и учащимися в
образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента
деятельности, анализ домашних работ в ИС.
∙ Совместное с учащимися использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад. конференций, турниров, лингвистических игр в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....