Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал

Александрова Ирина Михайловна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики ОСП "Починковское" МБОУ "Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа" Большеберезниковского муниципального района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo21.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя математики ОСП «Починковское»

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района

Александровой Ирины Михайловны.

Методическая проблема, над которой я работаю «Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций»

1. Актуальность и перспективность опыта.
             Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Согласно Конвенции о правах ребенка, образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка. Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию  нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно, поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, развитию креативного мышления, формированию их творческого потенциала.

2.Условия формирования опыта.

Педагогический поиск, работа с литературой по психологии и педагогике, убедили меня в том, что каждый урок должен строиться так, чтобы усвоение учебного материала шло на трех уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом. В условиях личностно ориентированного образования успешно решается задача активизации познавательной деятельности учащихся, так как эффективным современное образование может быть только при максимальной активности школьников, их интеллектуальных уровнях способностей. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственного «я».

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, креативно мыслящего и способного к непрерывному обучению.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций на уроках математики.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Главная задача учителя математики дать ученикам прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Выполняя эту задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательные возможности предмета опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Я работаю над методической проблемой: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций». Для развития познавательного интереса необходимо активизировать деятельность учащихся творчески применять принципы и методы на основе исследовательского подхода, развивать у детей потребность в самообразовании. В этом отношении важна личность самого учителя. Если он влюблен в свой предмет, обладает педагогической культурой и мастерством, то он добьется наибольших успехов в развитии познавательного интереса.

На уроках познавательный интерес развивается различными методами: наглядность, занимательность, игра, проблемное обучение, рассказ учителя, самостоятельная работа учеников. Особенное внимание я уделяю проблемному обучению.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся проблемное обучение, на мой взгляд, самое эффективное средство. Ученику в условиях проблемной ситуации приходится работать очень напряженно. Выдвинув какое – то предположение, он должен его обосновать. А это, требует критического подхода к любому явлению и способствует логическому развитию мысли учащихся.

3.  Теоретическая  база опыта.

Идеи проблемного обучения более ста лет. Еще в конце 19 века известный русский методист – Троцкий выступил как изобретатель нового метода – «методы целесообразных задач». Он говорил, что обучение должно проходить не через усвоение учебника или объяснения учителя, а при помощи более или менее самостоятельной работы ученика над искусно подобранными заданиями.

Ведь не секрет, что учитель довольно часто встречается с такой ситуацией: он рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слушают, поскольку голова занята совсем другим. Как до таких «достучаться» и «вернуть» на урок? Попробуйте предложить классу проблему, а затем спросите мнение по ее разрешению.

4. Технология опыта.

Приёмы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся - это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют учащихся к активному и творческому мышлению. С целью приобретения учащимися глубоких и прочных знаний используются проблемные ситуации, которые помогают активизировать процесс познания.

Учитель может использовать проблемные ситуации совершенно разной природы, это может быть и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели, и выбор между несколькими объектами. Главное, не просто увидеть проблему, а понять и захотеть ее решить.

Создание проблемной ситуации – это начало проблемного обучения. Далее учащиеся сами (естественно, под контролем своего преподавателя) должны пройти ряд этапов:

·  проанализировать ситуацию;

·  точно сформулировать учебно-познавательную проблему;

·  грамотно выдвинуть гипотезу;

·  проверить, хватит ли ему знаний для решения проблемы (на этом этапе учителю надо быть особенно осторожным: чтобы ученик, попав в положение невозможности разрешения вопроса, не отчаялся, надо вовремя прийти ему на помощь).

·  доказательство гипотезы на основе полученных знаний.

Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия, а значит, познакомился и с живой математикой.

Проблемы, которые учитель может ставить перед учениками, обычно разрешаются на протяжении одного или нескольких уроков.

Вот примеры совсем малых проблем-вопросов:

«Почему треугольник назван «треугольником»? можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»

«Как можно объяснить название «развернутый» угол?»

«Какие числа называются «противоположными»?

Наиболее часто учителя создают проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т. е. исследования частного случая.

Легко организовать проблемную ситуацию, предложив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно, при этом, поддерживать накал активности цепью проблемных вопросов, сменяющих один другой.

Проблемные ситуации возникают, также, в случае необходимости проверить заключение, сделанное на основе интуиции, на основе аналогии или попытки обобщения.

Вот несколько примеров таких учебных проблем:

«Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Равна ли 180° сумма внутренних углов четырехугольника? пятиугольника?»

«Средняя линия треугольника параллельна основанию. Имеет ли такое же свойство средняя линия ромба? параллелограмма? четырехугольника?

5. Анализ результативности опыта.

Каждый учитель по – своему, в силу своих творческих возможностей, создает проблемные ситуации, участие в которых удовлетворяет потребности ученика в самоутверждении, признании, одобрении другими. Моя работа направлена на развитие индивидуальности учащихся, формирование их способности к самопознанию и самообразованию с учетом индивидуального темпа и стиля учения.

В результате использования вышеописанных подходов у учащихся формируется способность к логическому мышлению, активизируется познавательная и мыслительная деятельность, что положительно сказывается на уровне обученности и качестве знаний учащихся, на результатах их участия во Всероссийской предметной олимпиаде школьников, в различных очных и заочных творческих конкурсах и олимпиадах.

Результаты участия обучающихся

во Всероссийской предметной олимпиаде

№ п/п

Учебный год

Муниципальный

 этап

1.

 2017 - 2018

Математика

1. Барановский Глеб, 8 класс - победитель

2.

2018 - 2019

Математика

1. Барановский Глеб, 9 класс - победитель

3.

2020 - 2021

Математика

1. Барановская Софья, 7 класс - победитель

Результаты внеурочной деятельности обучающихся

по учебным предметам

Наименование

конкурсов

Год

Ф.И. участника

Класс

Результат участия

Конкурсы на порталах сети Интернет

Международный конкурс по математике «Олимпис 2018 - Весенняя сессия»

2018

Барановский Глеб

8

Диплом I степени

Губанищева Нина

8

Диплом II степени

Ануфриева Анна

8

Диплом III степени

Международный конкурс по математике «Олимпис 2018 - Осенняя сессия»

2018

Барановский Глеб

9

Диплом I степени

Губанищева Нина

9

Диплом II степени

Муниципальный  уровень

Открытая районная олимпиада по математике.

2019

Барановская Софья

5

Призёр

Аников Руслан

5

Призёр

Ануфриева Анна

9

Призёр

Калейдоскоп профессий, номинация «Презентации и видеоролики о профессиях»

2018

Губанищева Нина

8

2 место

Конкурс на знание государственных символов и атрибутов РФ и РМ

2018

Губанищева Нина

9

2 место

Республиканский уровень

Евсевьевская открытая олимпиада по математике

2017

Барановский Глеб

7

Призёр

2018

Губанищева Нина

8

Победитель

XVII Республиканский конкурс молодёжных проектов и творческих работ, номинация «Конкурс презентаций и видеороликов о профессий»

2017

Барановский Глеб

7

Диплом III степени

Российский уровень

XXVI Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ-2018» отборочный тур

2018

Барановский Глеб

8

Призер

Губанищева Нина

8

Призер

6. Трудоемкость опыта.

Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.

7. Адресность опыта.

С целью обмена опытом, я выступаю на заседаниях школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла, на педагогических советах школы, на заседаниях районного объединения учителей математики, информатики и физики.

Провожу открытые уроки на школьном и районном уровнях. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал современным требованиям и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

Мой инновационный педагогический опыт представлен в сети «Интернет» на портале:

https://nsportal.ru/aleksandrova-irina-mihaylovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...