Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_7g_azbuka_nravstvennosti.docx | 417.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
- Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
Программа внеурочной деятельности “Азбука нравственности ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 6-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Данная Программа предназначена для учащихся 6г класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на 34 часа в год.
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, экскурсии и т.д.). Занятия могут проводиться в вечернее и каникулярное время.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Воспитательные:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Образовательные:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Развивающие:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации. Вести диалог. Проявлять устойчивый познавательный интерес. | Осознавать роль самообразования и самовоспитания. Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Самооценке и Я-концепции. Решать моральные дилеммы. |
Регулятивные УУД | Целеполаганию. Анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения цели. Управлять своим временем. Принимать решения в проблемной ситуации. Контролировать результаты и способы действия. Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия. | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании. Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью. Осуществлять познавательную рефлексию. Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности. Преодолевать трудности. |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения. Аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь. Адекватно использовать языковые и речевые средства. Работать в группе. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений. Брать на себя инициативу. Осуществлять коммуникативную рефлексию. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Основы реализации проектно-исследовательской деятельности. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Осуществлять сравнение, классификацию. Строить логическое рассуждение. Объяснять явления, процессы. Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий. | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента. Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. Выдвигать и проверять гипотезы. Делать умозаключения и выводы. |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию. Пользоваться устройствами ИКТ. Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов. Осуществлять коммуникации. | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности. Взаимодействовать в социальных сетях, форумах. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Ученик – патриот и гражданин (8ч.)
«Овеянные славой Флаг наш и герб». «Символы Родины. Беседа «Герои живут рядом».Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!». Правовая игра «Дебаты». Беседа «Гражданин и обыватель». «Законы коллектива»
- Ученик и его нравственность (7ч.)
Акция «Помогай ветеранам». Диспут «Может ли доброта исцелить человека?». Игра «Пойми меня». День матери. Уроки милосердия и доброты. Час общения «Обидчивость, несдержанность…как управлять собой?». Беседа «Что вы цените в себе».
- Ученик и его отношение к труду (7ч.)
КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий». Ээкскурсии на предприятия. Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши». Урок мужества «О подвигах, о доблести, о славе». Конкурс презентаций «Мир профессий». Акция по сбору макулатуры.
- Ученик и природа (4ч.)
Экологический праздник. Викторина «Витамины с грядки». Проект «Знай и люби природу Кузбасса». День птиц.
- Ученик и его здоровье (5ч.)
День Здоровья «Виват, спорт!». Конкурс на лучшего знатока ПДД (5-7 классы) «Безопасное колесо». Проект «Детство – территория свободная от вредных привычек».
Час Общения «В старину едали деды». Праздник «Ударим юмором по вредным привычкам»
6.Ученик и Мир прекрасного (4ч.)
Час общения «Встреча с ветераном». Экскурсия в музей ИЗО. Игра – викторина «Шедевры русской живописи» .Праздник «Вот и стали мы на год взрослее!»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Литература для педагога
- Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
- Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
- Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
- Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./
Литература для обучающихся
- Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
- Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...