Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука  нравственности» 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_7g_azbuka_nravstvennosti.docx417.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука  нравственности» разработана в соответствии с:

  •  Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
  •  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
  • Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.

 Программа  внеурочной деятельности  “Азбука  нравственности ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 6-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями  школьников в воспитательном аспекте.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.  

  Данная Программа предназначена для учащихся 6г класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на 34 часа в год. 

Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, экскурсии и т.д.). Занятия могут проводиться в вечернее и каникулярное время.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

 личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Воспитательные:

 •        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

•        воспитание нравственных чувств и этического сознания;

•        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

•        формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

•        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

•        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 Образовательные:

  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•        представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,

•        представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

•        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

•        элементарные представления об основных профессиях;

•        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

•        роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

•        навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

 •        бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Развивающие:

 •        представления о базовых национальных российских ценностях;

•        различение хороших и плохих поступков;

•        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

•        элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

•        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

•        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

•        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

 •        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

•        элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

•      первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

•        отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Ученик – патриот и гражданин (8ч.)

«Овеянные славой Флаг наш и герб». «Символы Родины. Беседа «Герои живут рядом».Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!». Правовая игра «Дебаты». Беседа «Гражданин и обыватель». «Законы коллектива»

  1. Ученик и его нравственность (7ч.)

Акция «Помогай ветеранам». Диспут «Может ли доброта исцелить человека?». Игра  «Пойми меня». День матери. Уроки милосердия и доброты. Час общения «Обидчивость, несдержанность…как управлять собой?». Беседа «Что вы цените в себе».

  1. Ученик и его отношение к труду (7ч.)

КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции   «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий». Ээкскурсии на предприятия. Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши». Урок мужества «О подвигах, о доблести, о славе». Конкурс презентаций «Мир профессий». Акция по сбору макулатуры.

  1. Ученик и природа (4ч.)

Экологический праздник. Викторина «Витамины с грядки». Проект «Знай и люби природу Кузбасса». День птиц.

  1. Ученик и его здоровье (5ч.)

День Здоровья «Виват, спорт!». Конкурс на лучшего знатока ПДД (5-7 классы) «Безопасное колесо». Проект «Детство – территория свободная от вредных привычек».

Час Общения «В старину едали деды». Праздник «Ударим юмором по вредным привычкам»

6.Ученик и Мир прекрасного (4ч.)      

Час общения «Встреча с ветераном». Экскурсия в музей ИЗО. Игра – викторина «Шедевры русской живописи» .Праздник «Вот и стали мы на год взрослее!»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Ученик – патриот и гражданин

8

5

3

1.1

Знакомство с планом работы, обсуждение тем.

1

1.2

 Законы коллектива

1

1.3

Беседа «Герои живут рядом».

1

1.4

Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»

1

1.5

Правовая игра «Дебаты».

1

1.6

Беседа «Гражданин и обыватель»

1

   1.7

Символы Родины

1

         1.8

Овеянные славой. Флаг наш и герб.

1

2

Ученик и его нравственность

7

4

3

2.1

Акция «Помогай ветеранам».

1

2.2

Что такое милосердие и доброта.

1

2.3

Диспут «Может ли доброта исцелить человека?».

1

2.4

День матери.

1

2.5

Игра «Пойми меня».

1

2.6

Час общения «Обидчивость, несдержанность…как управлять собой?».

1

2.7

Беседа «Что вы цените в себе».

1

3

Ученик и его отношение к труду

7

1

6

3.1

КТД «Новогодний праздник».

1

3.2

Изготовление кормушек для птиц.

1

3.3

Акция «Сохраним леса потомкам»

1

3.4

Мир профессий.

1

3.5

 Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши».

1

3.6

О подвигах, о доблести, о славе.

1

3.7

 Экскурсия на предприятие

1

4.

Ученик и природа

4

1

3

4.1

Экология и мы.

1

4.2

Викторина «Витамины с грядки».

1

4.3

День птиц

1

4.4

Проект «Знай и люби природу Югры».

1

5.

Ученик и его здоровье

5

2

3

5.1

Ударим юмором по вредным привычкам

1

5.2

 День Здоровья «Виват, спорт!».

1

5.3

Детство – территория свободная от вредных привычек

1

5.4

 «В старину едали деды».

1

5.5

Конкурс на лучшего знатока ПДД

1

6.

Ученик и Мир прекрасного

4

1

3

6.1

Встреча с ветеранами ВОВ.

1

6.2

Экскурсия в музей ИЗО

1

6.3

 Игра – викторина «Шедевры русской живописи» .

1

6.4

Вот и стали мы на год взрослее.

1

Итого

35

 

Литература для педагога

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 
  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно  / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
  6. Степанов  Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
  7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей  / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./  

Литература для обучающихся

  1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
  10. Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...