"Имена"
материал (9 класс)
Познакомить обучающихся со значением их имен,имянаречением на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_gpd.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час
«Что означают наши имена?»
Подготовила и выполнила
Воспитатель: Кузьмина В.Н.
2021 год
Основные методы: беседа, слушание, анализ.
Основной вид деятельности: исполнительская, слушание.
1. Тема занятия.
«Что означают наши имена?»
2. Цель: формирование всесторонне развитой личности.
3. Задачи:
Обучающая – познакомить обучающихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.
Развивающая –развивать связную речь, мышление, память, воображение.
Воспитательная – воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма
4. Тип занятия.
Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
5. Вид занятия.
Комбинированное занятие.
6. Здоровьесберегающие технологии.
Технологии критического мышления.
Технология активной сенсорной среды.
7. Оборудование.
Ноутбук, интерактивная доска
8. Подготовила воспитатель:
. Кузьмина В.Н.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай. Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имении житие».
После Октябрьской революции родители получили право называть детей как хотели и тогда появились имена созвучные эпохе: Октябрина, Ленина, Маркслен, Тракторина т.д. Обратим внимание на наши имена.В классе 20 человек, и только два имени повторяются дважды, а все остальные имена разные. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена иссконно русские, славянские. В старину говорили, что имя –это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря достоинства.
Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать"
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя. Наши предки относились к именам очень бережно.Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности,но благопожелания были важны для всех. Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь. Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) –значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
Основная часть.
Воспитатель: сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. (обучающиеся сами рассказывают о своих именах).
Кристина-В имени Кристина присутствуют латинские корни. Это женская производная форма от Христиан (происходит от Christianus), означает «христианка». В переводе с греческого языка имеет такое же значение, а также «посвященная Христу», «последовательница Христа». Имя пользуется огромной популярностью во всем мире, и Россия этому не исключение.
Виталий – имя задорное, надежное, немного мягковатое для мужского. Оно произошло от римского родового имени Vitalis и означает «жизненный», «полный жизни», «живительный».
Глеб-Красивое древнее имя Глеб имеет несколько различных версий происхождения. Одна из них гласит, что оно имеет древнескандинавские корни и пошло от имени Готлиб, означавшего «наследник бога» или «любимец богов». Скандинавы верили, что названный так младенец будет жить до конца своего века «под защитой богов». Другая легенда имени ведет к древнегерманским корням, где существует совершенно аналогичное первому варианту имя Gottlieb – «любимец Бога». Также есть третья версия происхождения: от старославянских слов «глыба» или «глоба», а также «глеба» (земля, почва).
Иван- (Иоанн, Йоханан) имеет библейское происхождение и древнееврейские корни. В переводе с еврейского языка означает «божье благоволение», «милость божья».В России до 1917 года среди крестьян почти каждый четвертый мужчина носил имя Иван. Широкое распространение получило оно и среди других народов мира.
Михаил-Михаил – хорошее, доброе и красивое имя, берущее свое начало от древнееврейского Михаэль, что означает «равный, подобный Богу», «испрошенный у Бога». Популярно в России и других странах в разных вариациях.
Воспитатель: молодцы, ребята, замечательный доклад о значении имен.А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту.
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо-влево покачались,
Назад-вперед, назад-вперед.
Ну-ка, кто там отстает?
Воспитатель: а теперь поиграем в викторину.
Викторина «Имена»
Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка) Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов) Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан) Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница) Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан) Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай) Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант) Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
-Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов. (Иван)
-Правильно. А можете ли назвать самое распространенное имя у других народов? (ответы)
Воспитатель: Иван – русское, Вано – грузинское, Ван –китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан –французское, Жуан – испанское, Жоа –португальское, Джон – английское, Юхан –финское.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Воспитатель: Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
-Что вам понравилось ?
-Что нового вы узнали?
-Спасибо за активную работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена, имена
викторина на знание имён учёных-физиков...
Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"
Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...
«Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
. Цели данного урока: раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения2....
Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классахУзнать как можно больше о своем имени и его значении....
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно"
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно" можно использовать в 5-11 классах. Проводится классный час вместе с родителями, которые готовят рассказы о выборе им...
”Укыту – тәрбия процессында Г.Ибраһимов мирасын файдалану”(Рус мәктәпләрендә укучы татар балалары белән Г.Ибраһимов иҗатын өйрәнү)
Татарстан Республикасы Питрәч муниципаль районы Питрәч муниципаль бюджет белем бирү учреждениесе “ Аерым фәннәрне тирәнтен өйрәтүче Питрәч беренче урта гомуми белем бирү мәктәбе”....
Методическая разработка урока «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Конспект урока по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"...