Мастер-класс : «Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию: формы, методы и приемы»
учебно-методический материал

Видюлина Светлана Викторовна

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ОГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика и  его мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Подготовка учащихся  к ОГЭ по обществознанию:

 формы, методы и приемы»

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ № 28 Видюлиной С.В.

            Экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников, наивно думая, что это легкий предмет. Однако обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

          На протяжении многих лет мои ученики часто выбирают и  сдают ОГЭ по обществознанию. Работой по подготовке учащихся к ОГЭ занимаюсь много лет,  мои выпускники всегда проходят  порог успешности.

        Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. Работу нужно начинать не в 9 классе, а буквально с начального курса преподавания обществознания. Дети должны уметь работать самостоятельно, усваивать и добывать новую информацию.

        Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ОГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика и  его мотивация.

         На чем строится моя работа по подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию в 2020-2021учебном году:

         Предмет обществознания  для сдачи экзамена в форме ОГЭ выбрали  38 обучающихся девятых классов из 56, что составляет 68 %. Для подготовки  учащихся 9-х классов к ОГЭ в начале учебного года был  составлен «План подготовки к ОГЭ учащихся 9-х классов». 

        Имеется рабочая   программа  внеурочной деятельности «Практикум ОГЭ по обществознанию». Рабочая программа  является авторской, есть соответствующая рецензия ИРО Краснодарского края.  

        Составлен  график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ. Постоянно в поле зрения находится успеваемость и посещаемость учащихся 9-х классов. С целью предупреждения неуспеваемости и пропусков учебных занятий, консультаций  без уважительной причины,   проводится беседа и информирование классных руководителей, а классными руководителями проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками.

          Учащиеся не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации, с этой целью в кабинете  подготовлен  информационный стенд для учащихся  «Подготовка к  ОГЭ по обществознанию», размещена вся необходимая учащимся информация.  В течение учебного года проводятся пробные экзамены     (не менее 3- х), результаты анализируются.  На основе данной работы  выявляются  учащиеся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь,  помогает не только грамотно спланировать уроки, но и консультации с учащимися. Каждое задание из ОГЭ анализируется, дается необходимая теоретическая база  для  решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной базы ОГЭ,  чтобы закрепить тему. На первых консультациях  учащиеся  знакомятся  с формой проведения ОГЭ, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Были показаны учащимся справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, какими  интернет - ресурсами они могут воспользоваться. Учащиеся   ознакомились со спецификой заданий ОГЭ и их формулировками.  Учащимися 9-х классов   приобретаются  сборники типовых экзаменационных вариантов, учащиеся самостоятельно их выполняют, на консультациях  работа проверяется, и разбираются все допущенные ошибки.    

         Работа  в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков. Каждый новый раздел (тема) должна закрепляться тестовым контролем.

    При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к основному государственному экзамену.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

5 этап –  работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний. Это  работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий.

        При подготовке к ОГЭ применяю обычно групповую форму работы,  как наиболее эффективную, из методик в рамках системно-деятельностного подхода  мне хотелось бы остановиться на методике кейсов. На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание «фокус - групп», проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в XX в.   В 1920году после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).

         Опыт показывает, что самым  сложным блокам в изучении предмета обществознания, является блок «Право».

         На уроках обществознания при изучении раздела «Правоотношения» и на консультациях кейс-метод является эффективным средством обучения.

Цели педагогической деятельности:

1. Подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их государством

2. Развивать умения:

  • организовать своих знаний и упорядочить их,
  • создавать свои собственные приёмы обучения,
  • принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
  • отстаивать свои права.

3. Воспитывать способность брать на себя ответственность, так же толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.

Основные понятия:

  • Право, обязанность;
  • Неприкосновенность жилища;
  • Неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Источники и литература:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Уголовный Кодекс РФ;

Раздаточный материал:

кейс с вопросами  - по количеству групп, нормативные документы.

Кейс для группы № 1

Ситуация: Анна работает продавцом-консультантом в салоне сотовой связи. В связи с выполнением своих служебных обязанностей она имела возможность предоставлять  клиентам данные  об их входящих и исходящих соединениях. Знакомый Анны, Иван,  попросил её передать ему данные о входящих и исходящих соединениях его девушки. Анна выполнила просьбу Ивана. Сама она данные не просматривала, просто скопировала полученную информацию на накопитель и передала Ивану.

Алгоритм решения:

  1. Выявите основную проблему: какое право нарушено в данном случае?
  2. Чьи права нарушены в данном случае? Кто является нарушителем?
  3. В каких нормативных документах рассматривается такая ситуация?
  4. Проанализируйте предоставленный нормативный материал.
  5. Предложите вариант решения данной ситуации.
  6. Подготовьте презентацию (3,4 слайда), защитите свою точку зрения (один представитель от группы).

Конституция РФ ст.23 ч.1,2 ст.24 ч.1,2

Гражданский кодекс ст.152.2. Охрана частной жизни гражданина

УК РФ ст.137,ч.1,2,3. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

ст138ч.1,2 Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Кейс для группы № 2

Ситуация: Александр,   будучи в состоянии алкогольного опьянения,  пришел к своей знакомой Марии, на съёмную квартиру, с целью попросить у неё деньги. Мария его не пустила, дверь не открыла, на звонки не отвечала. Александр забрался на крышу, разбил окно и проник в квартиру Марии. В ответ на эти действия девушка вызвала полицию. Александр, ничего не взяв, покинул квартиру. После задержания он утверждал, что намерения взять что-либо у него не было, он просто хотел занять деньги.

Алгоритм решения:

  1. Выявите основную проблему: какое право нарушено в данном случае?
  2. Чьи права нарушены в данном случае? Кто является нарушителем?
  3. Проанализируйте предоставленный нормативный материал.
  4. Предложите вариант решения данной ситуации.
  5. Подготовьте презентацию (3,4 слайда), защитите свою точку зрения (один представитель от группы).

Работа с понятиями на уроках обществознания:

     Очень важно, чтобы учащиеся не только заучивали термины и их значение наизусть, но и понимали их смысл. Ведь  дословно определения терминов редко совпадают в разных учебниках, словарях и текстовых фрагментах итоговой аттестации. Словарная работа по терминам с указанием их корневого значения формирует «узнавание» понятий, «переодетых» в другие формулировки. Например, «конституция». Что такое константа в физике, математике? Неизменное значение, что-то незыблемое, устойчивое. Переводим «конституцию» как «установление», уточняем - «неизменное установление». И тут вопрос: неизменное установление чего? Конечно же, с одной стороны это установление неизменных прав и свобод граждан, а с другой стороны – это установление границ вмешательства государства в частную жизнь людей, в деятельность их объединений и организаций. После такого объяснения сразу можно провести закрепление: зачем нужна конституция? А что происходит, если нет конституции?

Работа с текстовым материалом на уроках обществознания:

    Для выполнения заданий 21-24 в ОГЭ  необходимо научить учащихся работать с текстом. Можно использовать такой прием как работа с источником и  печатными изданиями.

Работа с  печатными изданиями на уроках обществознания:

     Современное общество нельзя представить без широкой сети средств массовой информации. Одним из основных источников информации для современной молодежи является интернет. Однако нередко мы читаем необъективные материалы, построенные на социальных стереотипах и предубеждениях.  Работа с газетами помогает ученикам сформировать свою точку зрения, помогает также развивать у учеников навыки работы с источниками информации, анализ информации, а также навыки общения.

Подготовка: Выбираем актуальный  вопрос, обсуждаемый всеми средствами массовой информации, например, социальная поддержка семей с детьми, или такой, который является общим для нескольких различных статей, например, вопрос о нетерпимости.

Делим класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе предлагаем статью из газеты на выбранную тему. При необходимости все группы могут использовать одну и ту же статью, однако особенно интересно и полезно сравнивать сообщения разных газет об одном и том же событии.

Проведение: Даем возможность каждой группе обсудить предложенную статью, опираясь на ряд вопросов: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной ситуации?», «Как вы думаете, какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление о ней?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей на эту тему?» и т. д.

Анализ газетных материалов может проводиться разными способами:

  • путем общего обсуждения, более широкой дискуссии;
  • в виде газетных материалов любого жанра, где ученики попытаются изложить свои собственные соображения или сопоставить освещение вопроса в газетах и на телевидении. Если попросить учеников приносить интересные газетные статьи или сообщения, нетрудно собрать в классе коллекцию, которая послужит основой для проведения общих дискуссий на темы прав человека.

     Таким образом, в результате данной работы учащиеся  овладеют знаниями о различных  источниках информации и  нормативных документах.  Они  должны уметь работать с текстами,  приобрести  навыки  анализировать содержание, выделять главное, сопоставлять сведения  и делать выводы. Данные приемы и методы  способствуют  успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Татар теле һәм әдәбиятын укытуда проектлар методы»

 Укытучы елы-2012  конкурсына үткәрелгән мастер-класс...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

Мастер-класс на тему:"Использование интерактивных методик при изучении методов проектов"

Мастер-класс проводился в рамках районного конкурса "Учитель года-2014". Представлен план-конспект, презентация и электронный вариант газеты. При подготовке использовались материалы из Интернета....

мастер - класс "Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения"

Целью  мастер - класса является демонстрация   методики использования ситуационного метода обучения для формирования ключевых компетенций учащихся...

Проведение мастер-класс по теме "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"

Проведение мастер-класс по теме "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"...

Мастер класс по физике «Путешествие в Зазеркалье» Исследовательский проект. Метод эксперимента

Данное занятие позволяет продемонстрировать коллегам разницу между учебно-исследовательской работой и исследовательским проектом. В нем используется метод эксперимента, как способа познания, заключающ...