Как не утонуть в мире профессий
план-конспект
Цель: познакомить воспитанников с тремя классификациями профессий, определить свой профессиональный тип.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ne_utonut_v_mire_professiy.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как не утонуть в мире профессий. Многогранный мир профессий. Классификации профессий»
Цель: познакомить воспитанников с тремя классификациями профессий.
Задачи:
Образовательная: знакомить воспитанников с пятью основными типами профессий
Развивающая: развивать способность воспитанников определять свой профессиональный тип, при помощи опросника помощника.
Воспитательная: воспитывать уважение ко всем видам профессий.
Коррекционная: формировать образное мышление, целеустремленность, волевые качества
Материалы: опросник, листы, ручки
Ход занятия
Основная часть:
Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее благополучие. Поэтому перед тем, как принять решение, нужно определиться, в какой сфере хотелось бы работать. Для этого попробуем разобраться, как правильно выбрать профессию, чтобы она приносила не только материальное, но и моральное удовлетворение.
При выборе профессии значительную роль играет школа. Такие школьные предметы, как биология, химия, физика, вводят ребенка в мир неживой и живой природы, история, языки и литература – в мир коммуникации и общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждый ребенок, – это мир профессий. При этом каждая профессия – это тоже целый мир, интересный и удивительный.
От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервнопсихическое здоровье, радость и счастье. Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Мнение родителей и друзей, педагогов, материальное положение, личностные характеристики, состояние здоровья, индивидуальные возможности ребенка – все это влияет на то, какую профессию он выберет. И чем больше возникает вариантов, тем сложнее становится выбор.
Для того, чтобы сделать правильный выбор, придерживайтесь следующих простых советов.
1.Обдумайте, чего вы хотите от будущей профессии.
Определите, кем хотите стать, что собираетесь делать, где будете жить, чего желаете достигнуть, в какой сфере деятельности было бы интересно работать, какой образ жизни планируете вести, насколько важна высокая заработная плата и многое другое.
2.Учитывайте свои склонности, способности, интересы и желания.
Интерес – это стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать, могут быть направлены к одному, нескольким или многим видам деятельности. Интерес побуждает человека к овладению знаниями, расширяет кругозор, помогает преодолевать препятствия на пути овладения профессии.
Также надо учитывать, что для достижения успехов в профессиональной деятельности необходимо иметь способности к приглянувшемуся виду деятельности. А способности – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью. Незнание своих способностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Если возникает сложность с определением своих интересов, склонностей и способностей, не расстраивайтесь. Попытайтесь их выяснить. Если хотите быть счастливым, занимаясь любимым делом, нужно очень хорошо осознавать свои желания и увлечения. Нужно как можно раньше определиться с жизненными планами, чтобы не погрязнуть в профессии, которую будете ненавидеть всю жизнь.
Многие увлечения и интересы соотносятся с предложениями на рынке труда. К примеру, если вам нравится играть в компьютерные игры, можете стать дизайнером компьютерных игр или программистом. Если нравится рисование или искусство, можно освоить профессию дизайнера или архитектора. Если вы любите заниматься спортом, обдумайте возможность тренерского образования. Если увлекаетесь химией, в будущем можете стать фармацевтом или провизором. Другие навыки, например, умение готовить, также можно легко превратить в профессию, например, повара или кондитера.
- Если не уверены в своих достижениях, спросите
об этом у окружающих.
Иногда нам трудно увидеть те сферы жизни, в которых мы преуспеваем. Если вы не уверены, что в чем-то преуспеваете, спросите об этом у своих родителей, других членов семьи, друзей и учителей. Их ответы могут удивить вас и подтолкнуть к тем вариантам, о которых вы даже не задумывались.
- Пройдите профориентационное тестирование.
Профориентационные тесты – очень полезный инструмент, помогающий в выборе будущей профессии. Они помогут вам объективно оценить склонности, способности и интересы, что поможет выбрать наиболее подходящую профессию с учетом индивидуальных особенностей.
Тесты на профориентацию есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, также огромное количество профориентационных тестов можно найти в интернете, так что вы можете пройти их дома самостоятельно. Но все же лучше сделать это во время консультации с психологом или профориентологом. Он поможет сделать наиболее верные выводы по полученным результатам.
5.Учитывайте состояние своего здоровья.
Не забудьте проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая противопоказана вам по состоянию здоровья. Незнание или недооценка некоторых физических особенностей и состояния здоровья – одно из ложных направляющих при выборе профессии.
В наше время есть много противопоказаний к получению определенных профессий. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья. В отдельных случаях некоторые особенности здоровья могут стать непреодолимой преградой для получения той или иной работы. Например, с больным сердцем путь в летчики закрыт, аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Поэтому необходимо знать все особенности состояния здоровья и противопоказания определенных сфер деятельности.
6.Подробно изучите профессиограммы.
У каждой профессии есть как достоинства, так и недостатки. Вы должны учитывать, что за названием профессии скрывается много различных факторов и характеристик, касающихся условий, предмета труда, вида и характера деятельности, поэтому не исключено, что увлекшись внешней, привлекательной стороной профессии, вы можете упустить ее теневую, негативную сторону.
Чтобы исключить возможность неправильного выбора, необходимо очень подробно изучить понравившиеся варианты будущей профессии. Один из способов разобраться в будущей профессии – это изучение профессиограмм. Профессиограмма – это описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
Профессиограмма представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, включает в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В профессиограммах указывается вид образования, который необходим для овладения данной профессией, требования к профессиональным и личностным качествам, медицинские противопоказания, условия труда, а также приблизительный уровень заработной платы. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.
7.Проанализируйте рынок труда.
Соберите как можно больше информации о том, какие профессии востребованы на данный момент и пользуются спросом у работодателей. Узнайте, на какие вакансии спрос вырастет через лет пять, когда вы закончите учебу. Из них выберите несколько вариантов, которые вам подходят. В данном случае лучшим помощником будут средства массовой информации, сайты по трудоустройству, а также прогнозы социологов, которые можно найти в интернете.
8.Проанализируйте свое финансовое положение.
Овладение профессией может зависеть и от вашего финансового положения. Подумайте, сможете ли вы учиться на платном отделении. Обсудите этот вопрос на семейном совете.
Кроме того, некоторые профессии требуют специального образования или использования специальных расходных материалов, которые студентам необходимо покупать за собственные средства. Необходимо учитывать и материальные возможности, чтобы расходы на обучение не оказались для вас неподъемным грузом.
9.Прислушивайтесь к советам, но делайте выбор
самостоятельно.
Очень часто на выбор будущей профессии влияют родители и друзья. Выбирать профессию по их четкому распоряжению не стоит. Можно лишь прислушаться к их мнению, но выбор профессии – это ваше личное дело, и никто не проживет за вас вашу жизнь.
Безусловно, бывают случаи, когда несколько поколений в одной семье успешно работают в одной сфере. Но если человек не имеет никаких склонностей и способностей к определенной профессии, то он никогда не станет высококвалифицированным специалистом.
Не ограничивайте свой выбор. Принимайте со стороны все мнения, но только для того, чтобы расширить спектр поиска, а затем лично обдумать услышанное.
10.Проанализируйте будущую финансовую стабильность.
Рынок труда достаточно неустойчив, поскольку у общества потребности всегда меняются. Однако определенные профессии стабильно пользуются спросом или, наоборот, являются достаточно нестабильными. Вам придется выяснить, насколько выбранная вами профессия сможет обеспечить стабильное будущее. Ведь один из самых главных аспектов выбора профессионального пути – это обеспечение достойного уровня финансовой стабильности. Другими словами, вам нужно будет зарабатывать достаточно, чтобы обеспечить себя и свою семью. Помните о том, что необязательно зарабатывать много. Важно, чтобы ваше материальное состояние помогало осуществлять ваши цели.
11.Пообщайтесь с людьми, которые работают
по интересующим вас профессиям.
Чем больше вы узнаете об интересующих вас профессиях, тем больше сможете быть уверены в том, что предусмотрели все последствия того или иного профессионального выбора. Поэтому не стесняйтесь расспросить родственников, учителей, школьного психолога, представителей различных профессий, с которыми сталкиваетесь, о тех профессиях, которые вас привлекают. Они могут поделиться ценной информацией относительно сферы деятельности, рассказать о преимуществах и сложностях профессии, которая вам приглянулась.
Также полезно будет найти учебные заведения, в которых обучают понравившимся вам профессиям. Обязательно посетите дни открытых дверей. На этих мероприятиях вы сможете почерпнуть важную информацию, которая касается специфики обучения.
12.Оцените свои профессиональные качества.
Сопоставьте свои ресурсы (способности, возможности) и требования, которые предъявляет выбранная профессия. В идеале они, конечно же, должны совпадать.
Сложности могут возникнуть с творческими профессиями. Если вы мечтаете построить свою карьеру, основываясь на своих талантах, здраво оцените свои возможности и перспективы, подумайте над тем, хватит ли у вас сил и вдохновения для постоянной творческой работы, проанализируйте, как будете реализовывать свои возможности, какие конкретно профессиональные задачи вы сможете осуществлять.
13.Каждый из оставшихся вариантов оцените по различным критериям.
Составьте карточки каждой профессии. Определите оценки удовольствия от профессиональной деятельности, прибыльности работы, возможности карьерного роста, возможности реализовать творческий потенциал, соответствия вашим способностям, соответствия уровню ваших знаний, интереса, стабильности, чувства защищенности и т.д. по 10бальной шкале.
Список критериев можете составить сами, выделив то, что для вас важно в будущей профессии. Главное: честно оцените эти критерии. В результате вы получите вариант, набравший максимальное количество баллов. Именно он и окажется наиболее подходящим.
Практическая часть:
Рекомендую вам пройти одну из методик:
1. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова,
2. «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда,
3. «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши.
Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.
Опросник Е. А. Климова «Информированность о мире профессий»
Цель: определить уровень информированности.
Материл: «Информированность о мире профессий» - опросник, включающий 20 вопросов, бланк для ответов, дешифратор, ручка. Процедура проведения: предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то против него поставь знак «+», если не согласны – знак «-». Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильны или неправильных ответов нет. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Интерпретация результатов: Сумма баллов 19 - 20 говорит о высоком уровне информированности о мире профессий, умеет соотносить информацию со своими способностями, сформирован профессиональный план, который соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуальным психическим особенностям. 11 – 18 баллов - слабая информированность о мире профессий, недостаточно полно соотносит информацию со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов. 10 баллов и ниже слабая информированность о мире профессий, недостаточно полно соотносит информацию со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов. Ключ к определению уровня информированности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 + + + - + + - - + + - + - - - - - - - -
Бланк вопросов:
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
2. Я знаю, в каких условиях буду работать.
3. Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе.
4. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
5. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно. 6. Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбрать.
7. Мне трудно узнать о перспективах, которые открывает та или иная профессия.
8. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
9. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
10. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
11. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.
12. Практическая работа в (кружках, в УПК, на практике) очень помогли мне в понимании мира профессий.
13. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
14. Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.
15. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
16. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
17. Я не доверяю рекламе профессий.
18. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
19. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
20. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение.
Рефлексия
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, доступна и посильна с учетом возможностей человека, его способностей, состояния здоровья, уровня знаний и умений. Поэтому самое главное при выборе профессии – учесть свои склонности, способности и интересы, а также востребованность выбранной специальности на рынке труда.
Критерием правильности решения станут чувства удовлетворенности и радости. В таком случае работа станет вашим любимым делом и будет приносить не только моральное, но и материальное удовлетворение.
Пусть ваш выбор и амбициозен, пусть у него есть свои недостатки, но если вы по настоящему хотите и можете осуществить свою мечту, то не останавливайтесь на полпути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"
Урок для учащихся 10 класса....
Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"
Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
Презентация воспитательного мероприятия "В мире профессий" (Устный журнал, посвященный выбору профессий )
Презентация "В мире профессий"...