методическая разработка "Ты и твои поступки"
классный час
методическая разработка для детей в возрасте от 7 до 11 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_i_tvoi_postupki.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения________________
Тема: "Ты и твои поступки"
Цель: способствовать развитию у несовершеннолетних чувства ответственности.
Задачи:
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера;
- воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.;
- развивать умение прогнозировать последствия поступков;
- корректировать поведение детей, дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
Ход занятия
1. Организационный момент
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
-Всем нам с детства знакомы эти слова. Кто автор этих строк? В Маяковский.
-Сегодня я бы хотела поговорить с вами о поступках.
Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.
-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)
-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)
2. Основная часть
Игра «Хорошо — плохо»
Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.
Упражнение в умении отличать хорошие поступки от плохих.
Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы хлопаете в ладоши только хорошие поступки.
Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться малышу, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
-Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)?
«Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает»
-Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.
3. Практическая часть
Обсуждение жизненных ситуаций.
Инсценировка.
Мама, папа, Дима и Аня сидят за столом и беседуют.
Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни Аня сразу не сказали правду, а переложили вину на котенка. Котенка наказали. Дима мучился целый день, а вечером признался маме во всем. К Диминому удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. И сказала: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
- Ребята, а как бы вы поступили на месте Димы?
Аня. Я тебя не выдала, но мне было жалко котенка, которого наказали ни за что. Я рада, что ты сам обо всем рассказал.
Мама. Любому человеку приходиться выбирать, как поступить, и не всегда бывает легко сделать выбор.
Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.
Есть такая народная мудрость, она гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку».
Притча.
Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Когда ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»
Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.
Игра «Потопаем-похлопаем»
Учитель. Давайте поиграем в игру «Потопа- ем-похлопаем» Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший — похлопайте в ладоши, если плохой — потопайте ногами.
+ Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, со сверстниками же грубит.
+ Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
+ Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.
+ Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
+ Оля очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы проводит в лугах, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
+ Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
+ Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
+ Настя никогда не моет руки в столовой — она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.
+ Вася — очень веселый мальчишка, он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
+ Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить ее, помочь по хозяйству.
+ В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
+ Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.
Чтение и обсуждение стихотворений
МОГУЧИЙ АНТОН
Хвастался Антон: «Я все могу!
От коня пешком я убегу!
У пантеры завтрак отберу!
Сумку украду у кенгуру!
Я почищу зубы крокодилу!
Я заставлю танцевать гориллу!
Я сошью для бегемота брюки!
Сделаю скакалку из гадюки!
Научу истории осла!»
Тут Антошку мама прервала:
«Это все ужасно интересно,
Но, пожалуйста, скажи мне честно —
Как у нас с уроками сынок?
Ты решил задачу?» — «Нет, не смог!
Знаешь, очень трудная попалась!
Но уроки что... такая малость!
А все остальное я могу!
От коня пешком я убегу!
У пантеры завтрак отберу!
Сумку украду у кенгуру!..»
И так далее, пока не надоест...
Л. Уланова
Учитель. Что можно сказать об Антоне? Каким отрицательным качеством он обладает? (Антон — хвастунишка-)
РЫЦАРИ
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили.
Терли краску, терли мел.
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки
Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
А. Барто
Можно ли мальчиков в действительности назвать рыцарями? А как будет справедливее их назвать? (Невнимательными, лентяями, лодырями.)
ПОДАРКИ
На диване я сижу
И цыпленку шарф вяжу.
Петушку и курочкам
Я свяжу тужурочки,
А коту на Новый год
Подарю полбанки шпрот,
А собачке — косточку,
А дедуле — тросточку.
Т. Логачева
Какими положительными качества ми обладает героиня этого стихотворения? (Тру долюбием, заботливостью.)
ПОМОЩНИЦА
Падают снежинки
В праздник новогодний.
Полную корзинку
Соберу сегодня.
Елочку укрою
Мягким снежным пледом,
Будет спать зимою,
Дожидаться лета.
Дед Мороз усталый,
Видно, не заметил.
Дел зимой немало
У него на свете.
К. Бескровный
Что можно сказать об этой девочке? (Она добрая, заботливая.)
ПОПРОБУЙ ВОЛШЕБНИКОМ СТАТЬ
Стать добрым волшебником —
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе — цветок.
Его листья повисли.
Грустит он...О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать.
Да надо с уборкой
Возиться опять».
И ты совершаешь
Веселое чудо —
Ковер засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это как в сказке...
Волшебник ты мой!
С. Погореловский
Почему мама назвала мальчика волшебником? Какие добрые дела он сделал?
4. Итог
Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой не знал, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают с места происшествия, но не потому, что им не стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как это сделать.
Давайте потренируемся находить выход из подобных ситуаций.
Ситуации
♦ Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился головой, и у него пошла носом кровь. Твои действия?
♦ Во время урока ты отпросился в туалет и, пробегая по коридору, случайно задел рукой стенд со стенгазетой. Он упал, стекло треснуло. Никто не видел, не слышал и, на
верно, не догадается, что это сделал ты. Как ты поступишь?
♦ Ты выходишь из школы и видишь, как хулиганы пристают к твоей однокласснице. Что ты сделаешь?
♦ Ты взял у товарища поиграть дорогую игру и сломал ее. Как выйдешь из этой ситуации?
Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше — плохих. А еще давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать перед тем, как что- то совершить: а что из этого получится?
Рефлексия. продолжите фразу: «Сегодняшний разговор помог мне понять, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Декада иностранных языков "Твой язык - твой мир".
В методической разработке представлены цели, задачи и план проведения декады. Фотоотчет мероприятия прилагается....
Классный час : “Поступки твои и других. Разбор ситуаций.”
Классный час : “Поступки твои и других. Разбор ситуаций.”Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих....
Классный час "Твои поступки и ответственность за них"
Классный час "Твои поступки и ответственность за них"...
Твои поступки и ответственность за них
Презентация для профилактического мероприятия...
Классный час для учащихся 5 классов "Твои поступки и ответственность за них"
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающ...
Родной (мокшень, эрзянь) кяльса и родной (мокшэрзянь) литератураса поурочной разработкат
пособиясь лезды образовательнай организацияса покоди родной (мокшень, эрзянь) кялень и родной (мокшэрзянь) литературань тонафтыхненди вятемс урокнень сяда интереснайста, мялень салазь...
"Твои поступки".Лекция -провокация
Воспитывать у детей самостоятельность, ответственность за свои поступки....