Классный час : “Поступки твои и других. Разбор ситуаций.”
классный час на тему

Савина Анна Сергеевна

Классный час : “Поступки твои и других. Разбор ситуаций.”

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postupki_tvoi_i_drugih.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час : “Поступки твои и других. Разбор ситуаций.”

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих.

Начинаю беседу с вопросов: «Ребята, как вы думаете, надо ли оценивать поступки других людей? Как это следует делать?», далее могу остановиться на анализе содержания народной мудрости - соответствующих пословиц и поговорок: «На всё бывает причина», «Был бы снежок, так скатаем комок», «В лес дров не возят, в колодец воды не льют» и т.д. Работа над содержанием пословиц поможет детям убедиться в том, что, прежде чем оценивать чей-либо поступок, надо попытаться понять, почему человек поступил именно так. Обидеть может поступок близкого человека, но, разобравшись в причинах поступка, можно прийти к выводу, что он был прав. Бывает даже стыдно, что, проявив поспешность, плохо о ком-то подумал.

-      Важно осознать с каким чувством оцениваешь поступки другого: с искренним стремлением во всём разобраться, желанием понять причины, заставившие человека поступить тем или иным образом. Но прежде чем оценивать чьи-либо поступки, надо научиться правильно оценивать собственные.

В беседе с детьми я выясняю, все ли они умеют это делать, всегда ли это получается. Обращаю внимание на те события из жизни класса, которые побудили детей дать оценку поступкам окружающих. Дети вспоминают, какими были эти оценки.

-      Умению оценивать поступки других можно научиться, анализируя ситуации. Наташа опоздала на урок. Как, по вашему мнению, должен поступить учитель? Серёжа нечаянно сломал любимую папину ручку. Как ему быть? А папе?

В совместной работе выделяются правила «Не»:

- Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои.

- Не делай вывода, не узнав причины.

- Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.

Правила «Не» можно вывести из правил «Да». Например:

 

Правила «Да»

Правила «Нет»

Учись честно оценивать свои поступки и дела

Не спеши давать оценку поступкам других

Сначала узнай причину поступка, а потом давай оценку

Не узнав причины, не делай вывода

Попытайся понять другого человека, почувствуй его настроение

Не будь категоричен в своих оценках

 

Дидактические материалы

Задания.

1. Соедини стрелками (можно разного цвета) качества человека и соответствующие пословицы:

Не спеши языком - торопись делом.

Кто ленится, тот не ценится.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не бойся первой ошибки, бойся второй.

Хочешь много знать, меньше надо спать.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Леность

Дружелюбие

Болтливость

Деловитость

Усердие

Любознательность

Старательность

Трудолюбие

Сообразительность

Честность

(При возникновении затруднений я помогаю учащимся)

  1. Прочти стихотворение и ответь на вопрос, какие ещё важные слова надо говорить каждое утро.

Если даже плохая погода,

Метель, дождь, сыро и грязно,

Стоит сказать: «Доброе утро», -

И сразу станет теплее и радостнее.

  1. Ответь на вопрос: «У тебя есть друзья?»

Одного из них, самого близкого, нарисуй. Рядом напиши слова, которые характеризуют его.

  1. Ответь, какие поступки твоего друга тебе нравятся, а какие нет. Назови их.
  1. Вспомни случаи, когда ты был не прав, плохо отзываясь о друге. Почему так произошло? Может быть, ты не знал причин его необычного поведения?

Например, ты и твой друг договорились поиграть во дворе. Ты ждёшь, а его всё нет. Наконец он появился, но пробежал мимо, что-то крикнув. На другой день ты, обиженный, с ним не разговариваешь, решив, что он плохой. А позже выяснилось, что у него потерялся младший брат, которого он и разыскивал.

  1. Вспомни, когда ты сам неправильно оценил поступок товарища.

Какое правило отсюда следует? (Чтобы правильно оценить поступок другого, надо знать настоящие причины этого поступка.)

  1. Подумай, правильно ли дети оценили своего товарища Серёжу.

Серёжа был очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

И вот уже под Новый Год Узнали о Еже,

Что Ёжик с матерью живёт

В подвальном этаже, Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встаёт она.

Ответы на вопросы:

Что означают слова «был очень нелюдим»? Почему Серёжа был нелюдим? Какие обязанности дома должен выполнять Серёжа? Что сделали бы вы, узнав о трудной жизни Серёжи?

  1. «Доскажи словечко».

Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким?) Для этого выбери и подчеркни, а также допиши нужные слова: справедливым, весёлым, честным, аккуратным, ловким,...

  1. Подчеркни правильный вариант продолжения предложения. Для того чтобы оценивать поступки других, надо...

              уметь оценивать свои поступки;

              любить давать оценки поступкам;

              узнать причину поступка.

Народная мудрость

Как аукнется, так и откликнется.

Иголка маленькая, да больно колет.

Из обрубков бревна не составишь.

Не ошибается тот, кто не работает.

Утро вечера мудренее...

Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок. Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата.  Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего...

классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Цель:  ·        расширение знаний о героическом прошлом нашей страны,  истории  мемориального  комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Мо...

разработка классного часа "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час на тему " Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" можно использовать при подготовке к празднованию Дня Победы в 8 классе...

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Классный час " Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час проводился в 6 классе с использованием регионального компонента. Посвящен Дню неизвестного солдата...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час проводился в 6 классе с использованием регионального компонента. Посвящен Дню неизвестного солдата...