Статья
статья (6 класс)

Как обеспечить достижение планируемых результатов (русский язык, 6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx231.9 КБ

Предварительный просмотр:

О.А.Абрамова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Муромцевский лицей»

Как обеспечить достижение планируемых результатов

 (на примере изучения темы «Причастие»)

   Процесс достижения планируемых результатов на уроке требует целенаправленной организации учебной деятельности, создания педагогических ситуаций для развития личности обучающихся на основе освоения УУД при изучении конкретного учебного материала. Как организовать этот процесс? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?

   В материалах  Единого методического дня «Школа позитивных изменений», проводимого Институтом развития образования Омской области,  подробно рассматривался механизм «Начинать надо с конца», который позволяет обеспечить достижение планируемых результатов. Эта работа основывается на составлении листа продвижения  по  определенной теме. Для  его составления учителю необходимы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Примерная основная образовательная программа.
  3. Кодификатор ОГЭ и ЕГЭ по предмету.
  4. Кодификатор ВПР по предмету.
  5. Программа к УМК.
  6. Демоверсия итоговой контрольной работы  по изученной теме.

   Данный механизм может применять учитель любой школьной дисциплины. Рассмотрим пример поэтапной работы учителя русского языка при подготовке уроков по теме «Причастие».

   В начале необходимо  проанализировать  Федеральный  государственный образовательный стандарт, выделяя  предметные результаты и   требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык» в 6 (7) и 7 (8) классах, выделить те, которые выносятся на промежуточную и итоговую аттестацию по разделу «Причастие».

   На следующем этапе  проанализировать Примерную  основную образовательную программу и отметить основные предметные результаты по изучаемому разделу: «…умения опознавать причастия, проводить морфологический разбор этой части речи, опознавать предложения с причастным оборотом». В основном содержании учебных предметов на уровне основного общего образования в разделах «Морфология» и «Синтаксис»  тоже прописано изучение данной части речи.

   Далее следует   изучить   элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы в 9 и 11 классах. Здесь приходим к выводу, что  в  ОГЭ проверяются  умения распознавать причастия  и  их морфологические признаки, применять правила написания причастий и постановки знаков препинания при обособленных определениях.    В демоверсии ЕГЭ по русскому языку отмечаем, что задания КИМ проверяют правописание суффиксов причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастием, знаки препинания при обособленных определениях и нормы употребления причастного оборота.

  Двигаясь дальше,  нужно рассмотреть, в каких заданиях ВПР проверяются умения и  навыки,  заявленные  перечисленными выше документами. Так, в  7 классе предложены три задания по разделу «Причастие», направленных на проверку умений опознавать предложения с причастным оборотом и соблюдать на письме правила правописания суффиксов причастий. В 8 классе добавляются задания на проверку умений соблюдать правила правописания НЕ с данной частью речи и  обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы.

   При анализе   УМК по предмету   из  раздела «Причастие» следует выбрать  планируемые результаты каждой темы. Именно они будут необходимы при составлении листа продвижения учащихся.

   В колонку «Я научусь» нужно выписать  планируемые результаты. Затем сверить, все ли умения и навыки на данном этапе могут быть реализованы. В  следующих колонках отметить количество уроков, отведенных на изучение всего раздела, а в них  проставить  значки  + или  галочки (V) ,  они будут соответствовать цели конкретного урока.

   Затем необходимо  просмотреть  итоговую контрольную работу и задать  вопросы: «Что я буду проверять?», «Соответствуют ли задания планируемым результатам «листа продвижения?» При необходимости контрольную работу нужно отредактировать. Для этого   можно составить перечень элементов проверяемого содержания. Так, например,  в первой части  контрольной работы по теме «Причастие»  учащимся было предложено поработать с текстом. Вторая  часть представлена  тестовыми заданиями с выбором одного правильного ответа. Третья часть  - задание повышенной сложности , которое направлено на развитие речи учащихся.

   Для удобства в работе  нужно составить критерии оценивания и  показатели оценивания, с которыми учащиеся знакомятся в самом начале изучения темы вместе с демоверсией контрольной работы.

   После проделанной кропотливой  работы можно приступать к  составлению листа продвижения учащегося по теме «Причастие как часть речи».

   Использование листа продвижения  по теме «Причастие как часть речи» позволило в ходе каждого урока легко выстраивать  целеполагание как планируемый результат. Под  руководством учителя в начале  урока учащиеся отмечали, какие именно планируемые результаты будут достигаться  на этом уроке, а в конце – указывали самооценочное мнение о степени достижения планируемых результатов. Кроме того, применение листа продвижения существенно  смогло повлиять на достижение образовательных результатов. Это  отражено на графике   итогов контрольной работы по теме. В 6 «а» классе изучение проходило  с использование листа продвижения. Мы видим, что процент выполнения заданий в этом классе выше, чем в 6 «б» классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....