Статья "Информационно–образовательная среда педагогического вуза"
статья (11 класс)
Рассматривается информационно-образовательная среда,элементы информационно–образовательной среды вуза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kurbanova_e.m.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно–образовательная среда педагогического вуза
Э.М.Курбанова
В данной статье рассматривается информационно–образовательная среда и ее элементы
Ключевые слова: информационно–образовательная среда, элементы информационно–образовательной среды, технология мультимедиа.
Основанием внедрения информационно–образовательных ресурсов является информационно–образовательная среда вуза ИОС. Под единой информационной образовательной средой педагогического вуза понимается основанная на применение компьютерной техники программно–телекоммуникационная среда, при которых используется несколько информационных сред, таких как графика, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты, высококачественные звуковое сопровождение, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов. Информационно–образовательная среда вуза должна содержать организационно-методические средства, технические и программные средства хранения, обработки передачи информации, которая должна обеспечить быстрый доступ к педагогически важной информации[1]. Важной для реализации целей и задач педагогического образования, так и для развития современной педагогической науки. Информатизация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа должна реализовываться, во–первых, в полном соответствии со спецификой конкретных методических систем обучения, во–вторых электронные ресурсы, используемые в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с ресурсами, применяемыми в процессе информатизации учебного процесса деятельности педагогического университета.
Технический элемент информационно–образовательной среды педагогического вуза включает в себя почтовый сервер, web"сервер, сервер приложений, сервер дистанционного обучения, компьютерные стационарные классы, ноутбуки, мультимедийные комплекты, автоматизированные рабочие места, сеть учебного телевизионного вещания, коммутаторы, средства связи.
Учебно–методический элемент содержит учебные планы, учебники, пособия, методические материалы, тесты для контроля и самопроверки, учебные видео и аудиоматериалы, мультимедийные презентации, мультимедийные энциклопедии, тренажеры.
Информационному элементу мы отнесли образовательные ресурсы института, web"портал института, информационно–поисковые системы.
Информационная образовательная среда должна создаваться как интегрированная многокомпонентная система, составляющие которой соответствуют учебной, внеучебной, научно–исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке итогов обучения, деятельности по управлению педагогическим университетом. Одним из наиболее важных компонентов среды считается программно-методический комплекс, направленный на информатизацию учебной деятельности. Проектирование, построение и эксплуатация учебной компоненты информационной образовательной среды должны реализовываться в соответствии с обширным комплексом требований и рекомендации психолого-педагогического методического и технологического характера. Главными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их применения в учебном процессе, фильтрация информации, к студентам по телекоммуникационным ресурсам других компьютерных средств, входящих в среду. Информационные ресурсы, составленные в учебной компоненте среды, должны соответствовать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемые к традиционным изданиям.
Нужно отметить специфическое требование, предъявляемое к электронным информационным ресурсам в связи с их участием в создании информационной образовательной среды педагогического вуза. Ресурсы и средства информационной образовательной среды, конкретно направленные на применение в учебном процессе, должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить участие педагогов и студентов – будущих преподавателей - в принципиально новом общения, ориентированном на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. В этом случае внедрение информационных средств и ресурсов будет способствовать формированию у будущих преподавателей:
- умений принимать решения;
- умений анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;
- умений решать учебные задачи;
- культуры использования различных информационных систем;
- рефлексивной культуры;
- телекоммуникационного этикета;
- способности к коллективным видам деятельности.
В настоящее время в образовательный процесс обширно вводятся технологии мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную, так и динамическую информацию (аудиоряд, видеоряд текстовая информация). Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома скрипа.) Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды. Статистический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме). Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов.
Интересную концепцию структурирования и представления сред мультимедиа и гипермедиа излагает российский ученый–исследователь M.Н. Морозов (г. Йошкар-Ола). Разработанная им среда позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры "нового мира" [2].
Вопросами использования мультимедиа в образовании занимались американские ученые D.M. Willows и H.A. Houghton. Они проанализировали общие вопросы организации обучения, преподавание отдельных предметов с применением мультимедиа и средств компьютерного моделирования.
Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает, что характерной особенностью технологий мультимедиа в учебном процессе по сравнению с традиционными является представление информации в виде не только текста, но и образов, которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.
Благодаря одновременному действию мультимедийных обучающих систем, которые располагают большим эмоциональным зарядом, способствуют развитию креативного потенциала обучаемых и формированию разнообразных форм и методов обучения.
Построение учебного процесса средствами информационно–образовательной среды способствует повышению качества профессиональной подготовки, так как не только обеспечивает междисциплинарные связи и преемственность в профессиональной подготовке в течение всего периода обучения в вузе, но и позволяет выстроить логически законченные и самостоятельные учебные блоки в соответствии с поставленными образовательными целями, что в итоге позволяет рационально сочетать традиционную методику обучения и современные информационные технологии, которые обеспечивают получение профессиональных знаний высокого уровня.
Литература:
1.Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гришкун В.В. Теоретические основы формирования образовательной среды педагогического вуза//Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО.Вып.2–М.:ИСМО РАО,2007.–С.5-14.
2. Морозов М.Н. Мультимедийные лекции: designig и доставки.-–Образовательные Мультимедиа и Гипермедиа. Исходя из Ред-МЕДИА 95, Грац, Австрия.-1995.-P.792.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная социализация молодых – выпускников педагогических вузов – на основе сетевого взаимодействия.
Ситуация 2012 года показывала острую необходимость создания системы профессиональной социализации молодых специалистов, ее апробирования и постепенного внедрения в практику работы педагогических вузов...
К вопросу изучения научных основ школьного курса математики студентами педагогического вуза.
В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что изучение в школе элементов логики позволяет сделать объективно более обоснованным и субъективно более понятным изучение математики в целом и от...
Тестовые задания по методике преподавания русского языка для студентов филологического факультета педагогических вузов
Данный материал предназначен для проверки усвоения знаний студентов по курсу МПРЯ...
КУРС ПО ВЫБОРУ «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Объектом исследования является изучение устройства и правил эксплуатации электрооборудования современных автотранспортных средств (автомобилей), формирование представления о характере профессиональног...
Эссе "Я-учитель" (письмо студенту педагогического вуза)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13943126","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]]...
Эссэ на тему "Я- учитель"(письмо студенту педагогического вуза)
Эссе для заочного этапа конкурса "Учитель года"...
Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )
Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )...