Технологии работы с лицами с девиантным поведением.
проект
Материал содержит методические рекомендации по работе с детьми "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологии работы с детьми с девиантным поведением | 23.09 КБ |
tehnologii.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии работы с лицами с девиантным поведением 1.1.Актуальность проекта. Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания, «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для современного общества. 1.2. Проблема проекта. На сегодняшний день возникают предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний. 1.3. Цель проекта Создать доверительный психологический климат между педагогами, учениками и родителями для формирования творческой, стремящейся к сохранению физического и нравственного здоровья личности . 1.4. Задачи проекта - Разработать и применить систему профилактики девиантного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения. Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм. Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер. В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Существуют ОБЩИЕ причины девиантного поведения:
Ученые выделяют следующие причины девиантного поведения: биологические: - Последствия наследственности; - Влияние среды; - Врожденные психопатии; - Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга. психологические: особенности эмоционально-волевой сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении (акцентуация характера,инфантилизм. эгоизм - Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби) - Удовлетворение чувства любопытства; - Влечение к самоутверждению; - Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации (экстремальные ситуации. Искусственно созданные для этого) СОЦИАЛЬНЫЕ: Неблагоприятное семейное воспитание, неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества) Социально-экономические: - Снижение жизненного уровня населения; - Имущественное расслоение общества; - Доступность алкоголя и табака, а в последнее время и снюсов Социально-педагогические: - Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания. Социально-культурные: - Снижение морально-этического уровня населения; - Распространение неформальной субкультуры («Оффники»; «РИМ») - Разрушение духовных ценностей; - Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы; - Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения. Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа. Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на: - Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; - Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; - Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностикой патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними, которые уже имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Третичная профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком. Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную. Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения). Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида, профилактика употребление ПАВ и т.п. По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп , необходима более эффективная реализация таких технологий, как: 1) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д .;( Проведение тренингов!) 2) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения; Из опыта:1. формирование команд КВН (в МБОУ ЦО 44- 4 команды. В них задействованы 31 учащийся, из них 7 участников с ярко выраженным девиантным поведением: Алуханян Элина – в депрессивном состоянии, психопатична, конфликты с учителями; братья-близнецы Постниковы Богдан и Даниил, Домникова Дарья – участники неформального объединения «Рим»;Леонова Элина – ребенок, проявляющий суицидальные наклонности;Гндян Нона – девочка с суицидными проявлениями, Алексей Иванов – администратор нескольких мясновских интеренет-объединений «Мясновский движ», «Мясново рулит», «Мясновские мэмы», Мартынов Максим ( пришел в ЦО 44 в 3 класс в 2016 г.. до этого год находился …………, не смог ужиться в 3г классе и по заявлению родителей учеников 3г класса был переведен в 3Б, дважды понес наказание за воровство и ложный вызов МЧС по решению суда и отбыл по 30 суток в ,,,,,,,,,,,,) не является членом ни одной из команд, но постоянно приходит помогать. 2. Актив школы состоит на 20% из детей , проявивших девиантное поведение. В качестве активистов организуют досуг , благотворительные акции ( в декабре собрали помощь приюту для животных «Континент», сами организовали акцию, сами обеспечили транспорт и доставили помощь по месту адреса) Опираясь на мировоззрение и уже какой-то жизненный опыт детей группы риска проводятся «Круглые столы» под названием «Легко ли быть молодым?!», для участия в которых приглашаются дети с проблемами, обсуждаемыми на мероприятии. 3. Наставничество ( вожатство) над учениками младших классов. 3) организация в целом здорового досуга детей и молодежи, в том числе по месту учебы и жительства. 4) Просветительская работа с преподавательским составом, классными руководителями И РОДИТЕЛЯМИ ( Очень часто учителя не могут правильно работать с детьми «группы риска», а родителей иногда приходится тоже воспитывать) 5) Взаимодействие с ПДН, наркологическим диспансером, общественными организациями. Хочется привести еще и МЕТОДЫ коррекции девиантного поведения: Стимулирование позитивной мотивации Коррекция эмоционального состояния Наказание Контроль за потоком информации Контроль за пребыванием несовершеннолетних в вечернее и ночное время без сопровождения родителей Формирование поведения Уважаемые коллеги! Говорить о данной проблеме и способах ее решения можно очень долго. Единого алгоритма действия с детьми девиантного нет и быть не может. Любую ситуацию необходимо рассматривать через индивидуальный подход, так как условия, приведшие ребенка к точке девиантного поведения у всех разные. Немного из опыта работы Спасибо за внимание! |
Предварительный просмотр:
Технологии работы с лицами с девиантным поведением 1.1.Актуальность проекта. Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания, «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для современного общества. 1.2. Проблема проекта. На сегодняшний день возникают предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний. 1.3. Цель проекта Создать доверительный психологический климат между педагогами, учениками и родителями для формирования творческой, стремящейся к сохранению физического и нравственного здоровья личности . 1.4. Задачи проекта - Разработать и применить систему профилактики девиантного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения. Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм. Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер. В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Существуют ОБЩИЕ причины девиантного поведения:
Ученые выделяют следующие причины девиантного поведения: биологические: - Последствия наследственности; - Влияние среды; - Врожденные психопатии; - Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга. психологические: особенности эмоционально-волевой сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении (акцентуация характера,инфантилизм. эгоизм - Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби) - Удовлетворение чувства любопытства; - Влечение к самоутверждению; - Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации (экстремальные ситуации. Искусственно созданные для этого) СОЦИАЛЬНЫЕ: Неблагоприятное семейное воспитание, неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества) Социально-экономические: - Снижение жизненного уровня населения; - Имущественное расслоение общества; - Доступность алкоголя и табака, а в последнее время и снюсов Социально-педагогические: - Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания. Социально-культурные: - Снижение морально-этического уровня населения; - Распространение неформальной субкультуры («Оффники»; «РИМ») - Разрушение духовных ценностей; - Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы; - Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения. Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа. Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на: - Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; - Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; - Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностикой патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними, которые уже имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Третичная профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком. Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную. Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения). Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида, профилактика употребление ПАВ и т.п. По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп , необходима более эффективная реализация таких технологий, как: 1) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д .;( Проведение тренингов!) 2) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения; Из опыта:1. формирование команд КВН (в МБОУ ЦО 44- 4 команды. В них задействованы 31 учащийся, из них 7 участников с ярко выраженным девиантным поведением: Алуханян Элина – в депрессивном состоянии, психопатична, конфликты с учителями; братья-близнецы Постниковы Богдан и Даниил, Домникова Дарья – участники неформального объединения «Рим»;Леонова Элина – ребенок, проявляющий суицидальные наклонности;Гндян Нона – девочка с суицидными проявлениями, Алексей Иванов – администратор нескольких мясновских интеренет-объединений «Мясновский движ», «Мясново рулит», «Мясновские мэмы», Мартынов Максим ( пришел в ЦО 44 в 3 класс в 2016 г.. до этого год находился …………, не смог ужиться в 3г классе и по заявлению родителей учеников 3г класса был переведен в 3Б, дважды понес наказание за воровство и ложный вызов МЧС по решению суда и отбыл по 30 суток в ,,,,,,,,,,,,) не является членом ни одной из команд, но постоянно приходит помогать. 2. Актив школы состоит на 20% из детей , проявивших девиантное поведение. В качестве активистов организуют досуг , благотворительные акции ( в декабре собрали помощь приюту для животных «Континент», сами организовали акцию, сами обеспечили транспорт и доставили помощь по месту адреса) Опираясь на мировоззрение и уже какой-то жизненный опыт детей группы риска проводятся «Круглые столы» под названием «Легко ли быть молодым?!», для участия в которых приглашаются дети с проблемами, обсуждаемыми на мероприятии. 3. Наставничество ( вожатство) над учениками младших классов. 3) организация в целом здорового досуга детей и молодежи, в том числе по месту учебы и жительства. 4) Просветительская работа с преподавательским составом, классными руководителями И РОДИТЕЛЯМИ ( Очень часто учителя не могут правильно работать с детьми «группы риска», а родителей иногда приходится тоже воспитывать) 5) Взаимодействие с ПДН, наркологическим диспансером, общественными организациями. Хочется привести еще и МЕТОДЫ коррекции девиантного поведения: Стимулирование позитивной мотивации Коррекция эмоционального состояния Наказание Контроль за потоком информации Контроль за пребыванием несовершеннолетних в вечернее и ночное время без сопровождения родителей Формирование поведения Уважаемые коллеги! Говорить о данной проблеме и способах ее решения можно очень долго. Единого алгоритма действия с детьми девиантного нет и быть не может. Любую ситуацию необходимо рассматривать через индивидуальный подход, так как условия, приведшие ребенка к точке девиантного поведения у всех разные. Немного из опыта работы Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения
Работа с учащимися девиантного поведения....
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Технологии работы с лицами с девиантным поведением.
Презентация содержит материал из опыта работы с детьми с девиантным поведением....
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...