ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМАНТИКИ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ
статья
Научная статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_semantiki_vozmozhnosti_i_neobhodimosti_statya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Мосолова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЕМАНТИКИ ВОЗМОЖНОСТИ
И НЕОБХОДИМОСТИ
Поле возможности в русском языке представляет собою функционально – семантическое единство, отличающееся сложностью плана выражения и плана содержания. Семантическая структура поля определяется четырьмя бинарными семантическими признаками: внутренний / внешний, актуальный / узуальный, приобретенный / неприобретенный, деонтический / недеонтический. Эти признаки, вступая в различные комбинации, образуют следующие типовые ситуации: 1) внешняя деонтическая возможность: а) обусловленная социальными нормами, б) обусловленная волей говорящего; 2) внешняя возможность, не связанная с деонтическими нормами: а) ситуативно обусловленная, б) обусловленная объективными законами или положением дел; 3) внутренняя возможность, обусловленная свойствами субъекта: а) психическими способностями или состоянием, б) физическими способностями или состоянием; 4) внутренняя возможность, обусловленная навыками и умениями субъекта [1:56].
Категориальные ситуации возможности выражаются различными средствами, принадлежащими к разным уровням языка – синтаксическому, морфологическому и лексическому. Основным средством является разряд модальных модификаторов лексических единиц, передающих грамматическое отношение возможности в составе синтаксического комплекса сказуемого.
В разряд модальных модификаторов возможности входят как многозначные единицы (мочь/не мочь, можно, нельзя и т.д.), так и единицы с относительно простой семантической структурой, способные однозначно выражать содержание типовых ситуаций возможности (быть в состоянии, в силах, иметь право, возможность, уметь, быть способным). Модальные модификаторы представляют собой специализированное средство, эксплицитно и дискретно передающее модальное отношение возможности [5:655].
Центром поля возможности является лексико – грамматический разряд модальных модификаторов. Доминанту поля составляет глагол мочь (и его отрицательный коррелят не мочь), отличающийся от всех остальных единиц поля широтой семантического объема и способностью выражать все типовые ситуации и их варианты, а так же частотой употребление в речи, которая в несколько раз превышает употребительность всех остальных единиц поля вместе взятых. Семантика модальных модификаторов можно и нельзя соотносима лишь с ситуацией внешней возможности, однако они также входят в состав ядра поля как наиболее специализированные и регулярно употребляющиеся средства выражения данной семантики [2:195].
В центре плана содержания поля возможности находятся два типа ситуаций – внешней возможности, обусловленной обстоятельствами, и внутренней возможности, обусловленной способностями субъекта. Каждая из этих ситуаций имеет примерно одинаковое распространение в речевых контекстах и может быть выражена различными средствами.
В силу полифункциональности составляющих его единиц поле возможности имеет зоны пересечения с такими модальными полями, как: 1) достоверность: значение логической возможности, выражаемое модальным модификатором мочь; необходимость: значение неизбежности, выражаемое модальным модификатором с отрицанием; 3) побудительность: значение просьбы, разрешения, совета и т.п., выражаемые вопросительно - отрицательными предложениями с модификатором.
Категориальная ситуация необходимости наряду с ситуацией возможности принадлежит к разряду ситуаций потенциальных, а не фактических. Ситуация необходимости является, кроме того, ситуацией волюнтативной, т.е.е предполагающей наличие волевого начала [6: 92].
Структура ситуации необходимости может быть представлена следующим образом: S1 (субъект речи, говорящий) сообщает о том, что S2 (субъект модальной оценки) считает необходимым, чтобы S3 (субъект волюнтативности) совершил некоторое волевое усилие , в результате которого потенциальная ситуация, имеющая субъектом S1 (субъект – агенс, субъект предметной ситуации), превратился бы в фактическую [3: 223].
Анализируемые предложения, описывающие ситуации необходимости, в конструктивно – синтаксическом плане можно представить как преобразования ядерных структур; в другой терминологии – регулярные реализации или модальные модификации.
Модальная семантика необходимости может быть выражена разными средствами, к числу которых относятся: а) конструкции с модальными лексемами; б) конструкции с независимым инфинитивом (инфинитивные предложения); в) конструкции с формами повелительного наклонения в неимперативном употреблении; г) предложения, содержащие формы настоящего времени, употребленные в значении «предписания» [4].
Список литературы
1. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики / В.Г. Адмони. – М.: Наука, 1964. – 106 с.
2. Беляева, Е.И. К проблеме лексико – грамматических полей в языке / Е.И. Беляева. – Воронеж: Наука, 1977. – 231 с.
3. Бондарко, А.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность / А.В. Бондарко. – Л.: Наука, 1990. – 356 с.
4. Бондарко, А.В. О грамматике функционально – семантических полей / А.В. Бондарко // Изв. АН СССР Сер. лит. яз. – 1984. – № 6. – С. 65 – 68.
5. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1950. – 744 с.
6. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1973. – 335 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс
Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...
Общая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методы работы с неуспевающими учениками...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общая характеристикадетей с ограниченными возможностями здоровья....
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМАНТИКИ НЕОБХОДИМОСТИ
Научная статья...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...