ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМАНТИКИ НЕОБХОДИМОСТИ
статья
Научная статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Мосолова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЕМАНТИКИ НЕОБХОДИМОСТИ
Категориальная ситуация необходимости наряду с ситуацией возможности принадлежит к разряду ситуаций потенциальных, а не фактических. Она является, кроме того, ситуацией волюнтативной, т.е. предполагающей наличие некоекого волевого начала, обеспечивающего возможность реализации действия. Носителем волевого начала является субъект волюнтативности, который в большинстве случаев совпадает в субъектом действия: Ты должен с ней объясниться; Ему необходимо чаще читать книги; Мне еще три экзамена сдавать; но может и не совпадать с ним: Нужно, чтобы он чаще читал книги (кто-то другой должен на него воздействовать для этого). Фразы, изолированные от контекста, иногда допускают двоякую интерпретацию: в плане совпадения/несовпадения субъекта волюнтативности с субъектом действия, например: Ему нужно больше писать – не вполне ясно, должно ли быть осуществлено воздействие со стороны (сто может, например, иметь место при разговоре учителя с родителями ученика), или волевое усилие самого субъекта действия будет служить его скрытой пружиной.
Анализируемые предложения в конструктивно – синтаксическом плане можно представить как преобразование основных синтаксических структур; в другой терминологии – регулярные реализации [5:35], модальные модификации [3:135], синтаксические дериваты [4:455].
Ср.: Он читает – Ему нужно читать; Он много занимается – Мне приходится много заниматься. Модальные лексемы нужно, должен могут быть названы модальными операторами или модальными модификаторами, а также модальными связками. Похожие преобразования могут быть осуществлены и без помощи модальных связок, например: Я буду заниматься до ночи – Мне заниматься до ночи; Вы играете, я за вас выполняю – Вы играете, а я за вас выполняй.
Какие же предложения могут быть подвергнуты модальным модификациям? Это зависит от характера описываемой в предложении ситуации, от того, может ли она быть результатом воздействия воли какого-либо лица. Мы опираемся на классификацию ситуаций, значимую с точки зрения возможности осуществления изложенных выше грамматических операций. Все ситуации могут быть разделены на динамические, статистические.
Примеры статистических ситуаций: Квадрат представляет собой равносторонний прямоугольник; Москву отделяет от Мичуринска около 450 километров. В предложения, описывающие статистические ситуации, не могут быть введены модальные модификаторы. При этом динамические ситуации подразделяются на агентивные, неагентивные.
Указанное разделение предложено Т.В. Булыгиной, по мнению которой в русском языке имеется особая «скрытая» грамматическая категория, основанная на признаке наличия/отсутствия волевого начала [2:338-340]. В соответствии с этим признаком все предложения распадаются на два класса: агентивные (описывающие ситуацию, имеющую активного деятеля, например: Прилетели грачи) и неагентивные (описывающие ситуации, исключающие активного деятеля: Доска лежит; Луна светит). Формальным способом их разграничения является сочетаемость/несочетаемость с придаточными цели [2:341].
Агентивные ситуации, предполагающие наличие активного деятеля, описываются предложениями, которые могут быть подвергнуты модальным модификациям: Он читает – Ему нужно читать; Ты много рисуешь – Тебе необходимо много рисовать. То же относится и к пассивным трансформам агентивных предложений: Приказ подписан ректором – Приказ должен быть подписан ректором.
Неагентивные ситуации подразделяются на два подтипа:
1) каузируемые, которые описываются с помощью предложений, имеющих модальные трансформеры, причем субъект валюнтативности оказывается как бы вынесенным за скобки, вербально не представленным: На диване чистое покрывало – На диване должно быть чистое покрывало; Нужно, чтобы на диване было чистое покрывало, – т.е. требуется, чтобы кто-то об этом позаботился; Всем нравится – Всем должно понравиться, – нужно, чтобы кто-то это обеспечил, например дизайнер [1:143].
2) некаузируемые неагентивные ситуации описываются с помощью предложений, в которые не могут быть введены модальные модификаторы: По небу ходят черные тучи; Льет дождь. Разумеется, это не относится к случаям, когда ситуации не являются естественными, а моделируются людьми. Так, например, фразы По небу должны ходить черные тучи или Должен лить дождь могли бы быть произнесены кинематографистами, работающими над созданием фильма, художниками и т.д. Подчеркнем также, что мы не имеем в виду высказывания, в которых оценивается степень достоверности факта. Поэтому такие предложения, как Должен влить дождь, Может влить дождь, содержащие модальную лексему, не противоречат изложенным нами соображениям [1:144].
Структура ситуации необходимости может быть представлена следующим образом: S1 (субъект речи, говорящий) сообщает о том, что S2 (субъект модальной оценки) считает необходимым, чтобы S3 (субъект волюнтативности) совершил некоторое волевое усилие, в результате которого потенциальная ситуация, имеющая субъектом S4 (субъект-агенс, субъект предметной ситуации), превратилась бы в фактическую [1:146].
Субъект действия может занимать позицию подлежащего – (Он вынужден нас оставить; Ты должен согласиться), дополнения в дательном падеже (Ему давно пора согласиться; Нам завтра вставать в шесть); дополнения в творительном падеже в пассивных оборотах (Отчет должен быть составлен директором).
Во многих случаях субъект валюнтативности коферентен субъекту действия, совмещается с ним. Их раздельное существование особенно явно в случаях типа:
Лопахин. …Только, конечно, нужно поубрать, почитстить… например, скажем снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…(А. Чехов) – Лопахин обращается к Любови Андреевне, чтобы она дала соответствующее распоряжение, вырубить же должны те, кто следит за домом. Субъекты как элементы данной ситуации представлены следующим образом: субъект речи (говорящий) – Лопахин, он же выступает в данном случае как субъект модальности, оценивающий ситуацию в качестве необходимой, при этом она выражает мнение не только свое, но общее, т.е. выступает в роли носителя некоего коллективного опыта; субъект валюнтативности – Любовь Андреевна, которая должна распорядиться нужным образом, осуществив волевое действие; субъект действия, которое должно быть произведено, представлен как неопределенно-личный, для чего использована неопределенно-личная конструкция, но он при этом четко отдален от субъекта волюнтативности. Во многих случаях субъект модальной оценки совпадает с говорящим (субъектом речи).
Итак, из выше сказанного следует, что распространенность модальных высказываний в тексте определяется в значительной мере типом текста и в первую очередь тем его качеством, которое можно назвать степенью авторизации (ориентацией на ситуацию речи, связью с субъектом речи). Есть тексты, исключающие позицию говорящего (например, описания тех или иных закономерностей, научные трактаты и т.п.), в них не встречаются анализируемые нами модальные высказывания.
Список литературы
1. Бондарко, А.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальная наука / А.В. Бондарко. – Л., 1990. – 253 с.
2. Булыгина, Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи / Т.В. Булыгина. – М., 1980. – 400 с.
3. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.А. Золотова. – М., 1973. – 187 с.
4. Храковский, В.С. Очерки по русскому и арабскому синтаксису / В.С. Храковский. – М., 1973. – 569 с.
5. Шведова, Н.Ю. О понятии «регулярная реализация структурной схемы предложения» / Н.Ю. Шведова. – М., 1969. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика металлов (проверочная работа)
Проверочная работа состоит из 2-х частей. Часть А- химический диктант. Часть В- нужно написать уравнения реакций....

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс
Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...