Рабочая программа воспитания МБОУСОШ п. Коммунистический .
рабочая программа

Гирш Елена Николаевна

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»

Настоящая рабочая программа воспитания (далее – Программа) разработана в соответствии с ФГОС начального, основного, среднего общего образования и с учетом примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Программа является компонентом основных общеобразовательных программ –образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ п. Коммунистический (далее – Школа).

Программа содержит описание основных направленийи инструментов воспитательной деятельностишколы, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые могут применять школа и педагогические работники.

I. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Воспитание в школе осуществляется как:

1) воспитывающее обучение, реализуемое на уроке;

2) специальное направление деятельности, включающее мероприятия и проекты воспитательной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности;

3) воспитание в процессе реализации программ дополнительного образования.

Приоритет отдается организации воспитывающего обучения в процессе урочной деятельности, поскольку деятельность на уроке является основным видом занятости обучающегося в Школе.Уроки охватывают большую часть времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Особенностьюорганизуемого в школе воспитательного процесса является наличие уклада школьной жизни, определяемого:

-небольшим коллективом учащихся (среднегодовой контингент – не более 210 человек), что дает возможность индивидуализировать воспитательный процесс, сделать его более «личностным»;

-отношениями между педагогами, учащимися, родителями как рядом проживающими и, часто, хорошо знающими друг друга людьми;

-сохраняющимися традиционными отношениями в системе «взрослый–ребенок»;

-цикличностью основных школьных мероприятий, таких какДень Знаний, День учителя (День самоуправления); День здоровья; акция «Забота»; деньтолерантности; «Прощание с Азбукой», Неделя детского творчества «Звездный дождь»; Прием в ряды Юнармии; месячник военно-патриотического воспитания; Марш парков; Декада «Сыны Отчества» и др.

- традиционными школьными мероприятиями, такими как Вечер школьных друзей; интеллектуальный марафон «Ученик года»; Декада правовых знаний; Предметные Недели; конкурс проектных и исследовательских работ «Есть идея!» идр.

Одной из ведущих линий в системе воспитания является организация работы военно-патриотического клуба «Патриот», основу которого составляет общероссийское движение юнармейцев, которое призвано воспитывать патриотизм и социально-гражданскую активность в подростках, прививать им интерес к изучению истории и военно-исторического наследия, поддерживать в молодежной среде принципы ответственности и нравственности.

В школе работает школьный музей «Земляки», который известен за пределами района, основное направление деятельности которого патриотическое воспитание, направленное на сохранение памяти о героических сражениях прадедов и работе в тылу в годы Великой отечественной войны, оразвитии поселка, школы, знакомство с людьми труда. Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы.Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников. Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.

Большое значение в системе воспитательной работы отводится участию учащихся в спортивных секциях, творческих клубах и объединения по интересам.

Многие годы в школе действуют спортивные секции «Волейбол», «Общая физическая подготовка», «Футбол», «Спортивные игры»;кружки: «Робототехника» «Шахматы»; «Музейное дело» и др.

В школе сильны традиции ученического самоуправления. Действуют детское общественное объединение «Школьная Республика», которое объединяет 100% учащихся школы.

Особенностями реализуемого в школе воспитательного процесса являются:

Развитие детского общественного объединения через ученическое самоуправление:

- наличие традиций детской проектной деятельности / социальных инициатив детей

 и подростков / социального творчества детей и подростков (познавательные, творческие, социально значимые, игровые, экологические, литературные, художественныепроекты);

- разработка и внедрение комплекса обучающих профилактических программ для подростков, их родителей и педагогов с целью обеспечения безопасности и здоровья несовершеннолетних таких как «Новый взгляд на жизнь»;

- обогащение содержания традиционных мероприятий духовно-нравственного и гражданского воспитания современными интерактивными формами: организация диспутов, дискуссий на актуальные темы, организация деловых игр, мозговых штурмов, создание и использование компьютерных презентаций и медиа материалов, расширение воспитывающих возможностей школьного сайта;

- использование в воспитательной работе соревновательных форм организации мероприятий для повышения качества воспитательного процесса, использование разнообразных видов наглядности для демонстрации побед и достижений, поднятия престижа школы;

- наличие сообщества в ВК с актуальными материалами.

Важное место в системе воспитательной работы отводится формированию физической культуры учащихся, а посредством этого – воспитанию таких качеств, как целеустремленность, чувство товарищества, долг, ответственность, взаимовыручка и т.д.    

Основными организационными ценностями процесса воспитанияв школе являются:

а) безопасность

б) сочетание общественных и личных интересов;

в) оптимальность затрат(воспитание на уроке);

г) сочетание требовательности с безусловным уважением;

д) вовлечение всех участников (методика КТД и др.);

е) создание мотивации;

ж) использование потенциала участников;

з) обучение персонала;

и) непрерывность (воспитание не сводится к мероприятиям);

к) сочетание стандартизации с творчеством;

л) наличие запретов (этических, организационных).

II. Цель и задачи воспитания обучающихся

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) цельвоспитаниязаключается в личностномразвитии обучающихся, формировании духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

1.Уровеньначального общегообразования.

В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственного развития, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования.

К наиболее важнымсоциально значимым делам следует отнести следующее:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу –с время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2.Уровень основного общего образования.

 В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

3.Уровень среднего общего образования

В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимисяопыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

опыт природоохранных дел;

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим собучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

-реализовывать воспитывающее обучение, при котором усвоение учащимися содержания учебных дисциплин выступает также средством формирования системы отношений к окружающему миру, другим людям, к самому себе, а также к усваиваемому учебному материалу;

-использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечивать занятость детей в объединениях по интересам, функционирующих как в школе, так и в других организациях (организациях дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта);

-реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

-реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

-повышать эффективность работы советов обучающихся, как на уровне школы, так и на уровне отдельных классов;

-обеспечивать эффективное профессиональное самоопределение обучающихся;

-организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

-развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

-совершенствовать воспитательную компетентность педагогических работников, стимулировать достижение высокого качества и эффективности воспитательной работы;

-организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся:

-осуществлять в процессе воспитания взаимодействие с социальными партнерами;

-обеспечивать необходимые информационно-методических условия для реализации Программы и поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания.

III. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров школы

Для обеспечения гармоничного развития личности воспитательный процесс, реализуемый в школе, включает следующие направления:

  • гражданско-патриотическое;
  • нравственное;
  • интеллектуальное;
  • социально-коммуникативное;
  • трудовое;
  • здоровьесберегающее;
  • эстетическое;
  • воспитание семейных ценностей;
  • правовое;
  • экологическое;
  • физическое
  • профориентационное

Указанные направления отражаются в календарном плане воспитательной работы и индивидуальных планах работы классных руководителей, а также в тематическом планировании учебных предметов.

3.1. Модуль «Школьный урок»

Обучение является средством воспитания.

В свою очередь, воспитание, формируя такие качества личности обучающегося как целеустремленность, ответственность, любознательность, дисциплинированность, настойчивость повышает эффективность обучения.

Воспитание должно «играть» на обучение, а правильно организованное обучение должно решать задачи воспитания.

Полноценное раскрытие воспитательных возможностей урока требует специальной работы учителя на этапах:

а) подготовки к уроку;

б) проведения урока;

в) самоанализа урока.

При подготовке к уроку учитель:

1) формулирует воспитательные цели урока или планирует личностные результаты урока;

2) выделяет образно-эмоциональный центр урока;

3) отбирает в содержании учебных предметов воспитательно значимые компоненты:

  • примеры подлинной нравственности, патриотизма / служения Родине, духовности,

 гражданственности, гуманизма;

  • примеры научного подвига;
  • факты о жизненной позиция и человеческих качества ученых, писателей художников,

 композиторов, исторических деятелей;

  • мировоззренческие идеи;
  • материал, формирующий мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе.

4) планирует воспитательный эффект используемых форм, методов, приемов, средств обучения.

При проведении урока учитель осуществляет воспитание средствами:

1) создания условий для активной, эмоционально-окрашенной деятельности учащихся на уроке;

2) формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу

3) оптимального сочетания различных методов обучения:

  • репродуктивныхметодов (воспитание организованности, исполнительности, ответственности);
  • методов организации познавательной самостоятельности и активности (воспитание

 творческого начала, формирование познавательного интереса);  

4) сочетания различных форм обучения:

  • групповая форма (воспитание умения достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах)
  • индивидуальная форма (воспитание трудолюбия, настойчивости, упорства, самостоятельности, аккуратности, ответственности, умений трудиться, преодолевать сложности, формирование у обучающегосяпонимания важности опоры на свои силы);

5) использования воспитательной функции оценки;

6) рационализации использования времени на уроке (воспитание внутренней организованности, собранности, дисциплинированности);

Учитель использует воспитательные возможности урока, опираясь на следующее:

  • обучение на высоком уровне трудности[1]через постепенное наращивание трудностей(воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться);
  • создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие

образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении;  

  • создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы;
  • поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

Воспитывающим фактором является высокая квалификация учителя, его ответственное отношение к своей работе.

Само пространство класса, внешний вид учителя, его речь, стиль общения должны являть собой образцы современной культуры.

Задачи воспитания решатся на каждом уроке и средствами всех учебных предметов. Вместе с тем, можно говорить об определенной «воспитательной» специализации учебных предметов.

Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогает сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возлагается, прежде всего, на уроки предметной областей «Филология», «Искусство»

Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, решается всеми учебными предметами, но в первую очередь - на уроках предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы».

Урок имеет воспитывающий характер, если он формирует у обучающихся познавательный интерес. Такой интерес стимулируют:

  • новизна учебного материала, демонстрация новых граней ранее изученного

материала, показ достижений современной науки, анализ практической роли знаний;

  • многообразие самостоятельных работ и сменяемость их форм, проблемность,

исследовательский подход, творческие работы, практические работы;

  • эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический

оптимизм учителя, соревнование.

Воспитательные возможности урока заключены не только в содержании, но и в способах, формах деятельности учителя и обучающихся на уроке.

Формы обучения (работа в коллективе сверстников) включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы. Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т. п.

Примерами отдельных форм, видов, приемов деятельности, позволяющих реализовать возможности урока, являются:

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях;

организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

этическая интерпретация художественных, научных, публицистических текстов;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;  

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.2. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместнопедагогическими работниками и обучающимися.

Примерами ключевых дел, реализуемых в школе, являются:

  • «Свеча памяти» – акция, объединяющая учащихся, родителей, педагогов.
  • «ПраздникПервогозвонка»
  • «День самоуправления» ,
  •  «Посвящение в пятиклассники» ,
  • акция «Забота»,
  • акция «Покормите птиц зимой»,
  •  концерт ко Дню Учителя
  • Концерт «Сумей выстоять в защиту ЗОЖ»
  • вечер встречи школьных друзей,
  • смотр строя и песни,
  • Участие в Бессмертном полке,
  • акция « Чистые улицы-чистый поселок» ,
  • Праздник Последнего звонка.
  • «Встреча с экспертом» - встречи с экспертами (психологами, врачами, юристами)
  • «Сказка в первый школьный день»
  • День улыбки

Методика организации и проведения ключевых школьных дел

Основу организация и проведения ключевых общешкольных дел составляет методика КТД (коллективных творческих дел).

Методика КТД включает следующие этапы:

  1. Предварительнаяработа. Обсуждениепроблем, существующихвколлективе, педагогическихцелейизадач. Чтолучшесделать? Длякого? Когда? Где? Ктобудетучаствовать? Скемвместе? Комубытьорганизатором?
  2. Коллективноепланирование. НаобщемсборезаслушиваютсяиобсуждаютсявсевариантыКТД. ОдинизвариантовотбираетсядляосуществленияилинабазенесколькихпредложенийКТДсоздаетсясводныйпроект. Затемвыбираетсясоветделаизпредставителейкаждогопервичногоколлектива.
  3. Коллективнаяподготовка. Советдела, опираясьнапредложенияпервичныхколлективов, разрабатываетизбранныйвариант, учитываяместныеусловия, распределяетпоручениямеждупервичнымиколлективами, азатемруководитвыполнениемзадуманного.
  4. Проведениедела. ЭтапвключаетвсебяприготовлениепередначаломКТД, самопроведениеделаиегозавершение (подведениеитогов).
  5. Коллективныйанализ. Проведенноеделообсуждаетсянаобщемсборе, причемкаждыйпервичныйколлективвысказываетсвоемнениеобудачахинедостатках, азатемобязательновноситсвоипредложениянабудущее.
  6. Ближайшеепоследствие. Коллективноеосуществлениетехпредложений, которыебыливысказанынаитоговомсборе.

Основные формы и виды деятельности

  • Внеобразовательнойорганизации:

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;

- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;

- проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;

- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

  • Науровнешколы:

 Общешкольные праздники:

-Юбилей школы;

-День учителя

-Прощание с Букварем(Азбукой)

-День Знаний

-  Последний звонок

Торжественные мероприятия:

-Посвящение в первоклассники

-Посвящение первоклассников в пешеходы;

-Посвящение в пятиклассники

-Прием в члены школьного отряда «Юнармия»

Церемонии награждения по итогам года:

-Призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников;

- «Лучший класс» – учитывается активность участия класса в мероприятиях, конкурсах; достижения;

-«Ученик года» – за раскрытие и яркое проявлениеинтеллектуальных способностей, достижение отличных результатов в учебе;

  • Науровнеклассов:

-выдвижение предложений от классов по тематике, содержанию ключевых

общешкольных дел;

-  создание на уровне классов инициативных групп по проведению отдельных

общешкольных ключевых дел;

-  выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,

ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

-  участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

-  проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных

ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного Совета лидеров.

  • Науровнеобучающихся:

-  вовлечение по возможностикаждого обучающегося в ключевые дела школы

 одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

-  обучение (проведение тренингов, мастер-классов, семинаров) участию в обще

школьных ключевых делах, требующих специальных знаний и умений (волонтерские, добровольческие проекты, экологические проекты, художественно-творческие проекты, многодневные сборы, походы, военно-спортивные игры и т.п.);  

-  индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении

 навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

-  наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, провед

ния и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;

-  при необходимости коррекция поведения обучающегося через индивидуальные

 беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.3. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с кол-

лективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;

 работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,

оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и

анализе;

- организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Классные дела:

  • Проведение вечеров неразгаданных тайн;
  • Разработка и реализация социальных проектов (разделить по возрастам);
  • Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач;
  • Посещение музеев, выставок;
  • Коллективное посещение спортивных соревнований;
  • Посещение производственных предприятий, научных, образовательных организаций;
  • Организация праздников;
  • Проведение встреч с ветеранами, общественными деятелями;
  • Встречи с выпускниками;
  • Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся;
  • Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания;
  • Подготовка и проведении бесед: «О любви, верности и дружбе», «О принципиальности и искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка»;
  • Участие в общественно полезном труде в помощь школе, поселку, родному краю;
  • Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • Проведение сюжетно-ролевых игр;
  • Проведение творческих конкурсов внутри класса;
  • Проведение спортивных соревнований среди обучающихся, родителей, командное в классе;
  • Проведение краеведческой, поисковой работы;
  • Организация бесед с школьным психологом, медицинскими работниками;
  • Создание актива класса (детского актива);
  • Создание временной инициативной группы самоуправления;
  • Создание игровых форм самоуправления - модели детской республики, сказочной страны детства, города знатоков и т.п.;
  • Озеленение класса, участие в озеленении пришкольного участка;
  • Проект «ШИК». Включает цикл интеллектуально-развлекательных программ, организованных классным руководителем(педагогами) в каникулярное время.

- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

- профилактика асоциального поведения;

- ведение системы учета детей, семей групп социального риска, реализацию специа-

льных программ профилактической работы с ними;

- реализация профилактических программ для детей группы риска, обеспечение под

ростков информацией об опасных последствиях алкоголизма, наркомании, курения, «внедрения» упражнений и заданий, развивающих навыки ответственного отношения к здоровью и исключающих рискованное поведение, наносящее вред здоровью и социальному благополучию;

- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение

за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем

 (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

- коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания;

- использование различных формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, ролевая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.;

- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.4. «Курсы внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы. Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную деятельность для них, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений. В рамках реализации направлений обучающимся предлагается:

1.Спортивно-оздоровительное(спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность):

  • «Спортивные игры»;
  • «Волейбол»;
  • «Общая физическая подготовка»;
  • «Футбол»

2. Духовно-нравственное направление (проблемно-ценностное общение, трудовая деятельность)

  • «Азбука нравственности»;
  • Акция «Забота»;
  • Акция «Мы с тобой, Ветеран!»
  • Акция «Забота о животных»

          3. Общеинтеллектуальное (познавательная деятельность, игровая деятельность, туристко-краеведческая деятельность)

  • «Шахматы»;
  •  «Робототехника и легоконструирование»
  • «Умники и умницы»
  • Участие в акции «Марш Парков»;
  • Олимпиады
  • Тематические викторины
  • Интеллектуальный марафон «Ученик годы»

д) Общекультурное (художественное творчество, игровая деятельность, туристко-краеведческая деятельность)

  • «Изостудия»;
  • «Хоровая студия»
  • «Хореографический ансамбль»

в) Социальное направление (трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение, игровая деятельность)

  • Реализация профилактическихпрограмм и проектов

Внеурочная деятельность обеспечивает 100%-ый охват занятостью обучающихся «группы риска»;

•        сохранение и укрепление здоровья детей

•        развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом, обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;

•        развитие чувства патриотизма и уважение к Отечеству, родной земле.

•        увеличение процента охвата обучающихся и семей обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, организованными формами занятости;

•        сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;

•        развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.

•        обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

3.5. Модуль «Социальная активность»

Самоуправление в МБОУ СОШ п.Коммунистический построено на деятельности детского объединения «Школьная Республика»:

Детское общественное объединение активно сотрудничает с государственными и общественными организациями поселка и района.

Детское общественное объединение участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся.

Детское общественное объединение  состоит из городов (классов), которые объединены в округа «Солнечный» (1-4 кл), «Радужный» (5-8 кл.), «Молодежный» (9-11 кл), которые возглавляет Президент Школьной Республики.

Выборы в школьное самоуправление проводятся ежегодно в начале учебного года из числа представителей каждого класса, имеющих желание работать и быть в центре школьной жизни.

Во главе детского самоуправления находится Совет Министров, основу которого составляют лидеры направлений деятельности –Министр Труда, Министр Образования, Министр Культуры и т.д.

Президент Школьной Республики 2 раза в четверть проводит заседание Совета Министров: в начале четверти принимается решение по работе детского самоуправления на четверть, ставятся задачи и цели работы на данное время, а в конце четверти подводятся итоги; при необходимости проводятся экстренные заседания.

Министры по направлениям проводятзаседания рабочих групп своих направлений по внедрению решений Совета 1 раз в четверть.

Совет Министроврешает следующие вопросы:

-участие в планировании работы учреждения;

-рассмотрение и разработка предложений по совершенствованию правил внутреннего права и законные интересы обучающихся;

-планирование и организация внеурочной и досуговой деятельности обучающихся, различных мероприятий с участием обучающихся;

- выражение мнения по локальному нормативному акту, устанавливающему требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения;

- представление интересов коллектива обучающихся;

- создание временных инициативных групп обучающихся при проведении различных мероприятий;

- внесение предложений органам управления учреждением по актуальным для коллектива обучающихся вопросам;

- рассмотрение вопроса о выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося.

 Временные творческие советы создаются для проведения отдельных дел, событий, мероприятий. В зависимости от уровня мероприятия творческие советы дел могут создаваться на уровне школы, ступени образования, параллели классов или отдельного класса.

Совет каждого класса

Механизмы участия максимального количества обучающихся в самоуправлении:

- право обучающегося выразить свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы;

- право обучающегося быть заслушанным в ходе любого разбирательства;

- каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в органы детского самоуправления;

- вовлечение максимального количества обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел.

Также обучающиеся МБОУ СОШ п.Коммунистический  принимают активное участие в Российское движение школьников (РДШ) – общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация;

Юнармия – всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение.

Деятельность детских общественных объединений в школе предусматривает совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и личностной самореализации.

Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:

- утверждение и последовательную реализацию демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

- создание и организацию деятельности проектных разновозрастных команд в соответствии с задачами детского общественного объединения;

- организацию общественно полезных дел;

- договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение;

- заседания – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

- участие в однодневных сборах Ассоциации детского и молодежного общественногообъединения района;

- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,

- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Модуль 3.6. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Приоритетными направлениями работы в рамках этого модуля являются

-организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению культурного, природного облика мира Югры, его экономического потенциала / его экономики, социальной и духовной жизни людей;

-организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по увековечиванию памяти о жителях поселка в годы Великой Отечественной войны.

Наибольшие воспитательные возможности имеют деятельностные формы изучения окружающего мира / деятельностные формы познания:

-регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в природный парк «Кондинские озера»,  заповедник «Малая сосьва»на предприятия, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

-литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся для изучения биографий российских поэтов, писателей, художников, государственных и общественных деятелей, исторических событий, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

-поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;

-турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;

-летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).

3.7. Модуль «Профориентация»

Одна из ключевых идей современной системы профориентации – превращать для индивида то, что ему нравится делать, в профессию.

Профориентацинная работа в школе концентрируется вокруг создания профориентационный событий. Ежегодно составляется календарь профориентационных событий, являющий частью календарного плана воспитательной работы.

Изучение мира профессий осуществляется по следующим направлениям:

  • Сферауслуг;
  • Производствоиинженерныетехнологии;
  • Транспортилогистика;
  • Творчествоидизайн;
  • Информационныетехнологии;
  • Строительствоистроительныетехнологии;
  • Медицина;
  • Педагогика (работасдетьми);
  • Социальнаяработа.

Важной составляющей профориентационной работы является сотрудничество с базовыми предприятиями и организациями;Советский профессиональный колледж, предприятия ТюменьТрансГаз,  Центральная Районная Больница; Администрация поселения, почта  идр.

Школа взаимодействует с профессиональными образовательными организациями Советский профессиональный колледж , Югорский профессиональный колледж, учебные заведения г. Екатеринбурга,  г. Ханты-Мансийска.

Одной из форм профориентационной работы является проведение в школе предметных недель.

Особенности профориентационной деятельности на каждом уровне образования выражены её ключевой идей:

Для школьников 1–4 классов:

«Совершите свое первое путешествие в мир многообразия профессий»

Для школьников 5-8 классов:

«Узнайте больше о своих склонностях и способностях, а также совершите свои первые профессиональные пробы»

Для школьников 9-11 классов:

«С помощью экспертов совершите свой осознанный выбор будущей профессиональной деятельности и знакомьтесь с работой специалистов разных сфер»;

Для взрослых участников системы профориентации:

Для педагогов:

«Изучайте передовой опыт и посещайте семинары, которые помогут выстроить правильный профориентационный маршрут для Вашего класса»;

Для родителей

«Узнавайте про профессии будущего и разнообразие траекторий развития Вашего ребенка»;

В школе установлена практика создания и реализации мероприятийпланов классов по профориентационной направленности.

Цикл бесед, встреч: «В Мире профессий» (профессиональное просвещение) ( 1- 4 классы).

Организуется профориентационная работа с использованием информационных ресурсов всероссийского проекта «Билет в будущее» (5-11 классы).

Виды и формы профориентационной работы:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия и в организации;

- профориентацинная работа в процессе преподавания учебных предметов предметной области "Технология";

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. 

- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;

- индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, задатков и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования;

- организации и проведении презентаций, фотовыставок «Профессия моих родителей».

-создание презентаций, брошюр на тему «Профессии современности»

На завершающем этапе профориентационной работы (в 9-11 кл.) ключевую роль в правильном выборе профессии играет эффективная организация предпрофильной подготовки и углубленного обучения по отдельным учебным предметам: физика, математика, химия, биология. Перечень предметов углубленного обучения формируется исходя из запросов обучающихся, родителей (законных представителей),возможностей школы, появления новых востребованных профессий и специальностей.

3.8. Модуль «Школьные медиа»

В структуру школьных медиа входят:

  • Выпускшкольнойгазеты«Школьноевремя» (Schooltimes);

В школе издается газета . Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебная деятельность, досуг, общение, спорт и т.д. Периодичность выхода школьной газеты – окончание каждой четверти учебного года.

  • Страничка школьного объединения «Школьная Республика» в Контактев сети «Интернет».

Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности

- разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся старших классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

- школьная газета для обучающихся старших классов, на страницах которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;

- школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;

- школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;

- участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.

3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Формами и видами деятельности в рамках данного модуля являются:

- выбор и оформление совместно с обучающимися, родителями интерьера школьных помещений: классов, школьных коридоров;

- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе собучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.10. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями включает:

  • Повышениевовлеченностиродителейвпроцессвоспитанияиобучениядетей.
  • Педагогическоепросвещениеродителей.

Педагогическое просвещение заключается в формировании у родителей научных знаний в областисемейного воспитания.

Педагогическое просвещение осуществляют, как правило, классные руководители.

  • Педагогическоеконсультированиеродителей.

Педагогическое консультирование родителей, в отличие от просвещения, нацелено на оказание помощи родителям в решении конкретных, актуальных на данный момент и для данных родителей, а не вообще, проблем и проблемных ситуаций.

Педагогическое консультирование осуществляют, как правило, педагоги-психологи, классные руководители, а по проблемам, связанным с усвоением конкретных учебных предметов – учителя-предметники.

  • Расширениеучастияродителейвуправленииучреждением.

Осуществляется через расширение полномочий совета школы или совета родителей, а также путем избрания в такие советы наиболее заинтересованных, проявляющих конструктивную активность родителей.

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

Общественно-государственное самоуправление:

 -Управляющий Совет, в составе которого 3 представителя из родительской общественности, участвующие в управлении образовательной организацией, решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- Совет отцов, принимающий участие в проведении различных профилактических мероприятий и тематических контролей совместно с администрацией школы;

 - родительские классные комитеты, принимающие участие в воспитательном процессе класса и оказывающие помощь классному руководителю;

  • Стимулированиеродителейкоказаниюпомощишколевсовершенствованииматериальныхусловийвоспитанияиобучения.

Осуществляется через создание необходимой нормативной базы, сочетание работы с родителями в коллегиальных органах с индивидуальной работой.

Непосредственно воспитательный эффект обеспечивается совместным участием родителей и обучающихся в оказании помощи школе (например, в ремонте учебной мебели, в благоустройстве пришкольной территории и т.д.).  

Усиление вовлеченности родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей предполагает повышение родительской компетентности по следующим тематическим направлениям:

- кризисы детского возраста: кризис 7-ми лет (детства), 13-ти лет (подростковый), 17-ти лет (юности);

- психические новообразования младшего школьника, подростка, старшеклассника;

- физическое развитие ребенка на разных возрастных этапах;

- формирование физической, педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в основной / старшей школе;

- домашнее чтение с детьми;

- гигиена детей;

- воспитание и развитие часто болеющих детей.

Направления индивидуального и группового консультирования родителей:

-асоциальное поведение ребенка;

-детская агрессия;

-отсутствие интереса к обучению;

-утрата взаимопонимания родителей и детей;

-депрессия у детей;

-ребенок – жертва булинга (школьной травли);

-переживания ранней влюбленности;

-стойкая неуспеваемость;

-организация выполнения домашней работы (с учетом трудностей по конкретным учебным предметам).

Индивидуальная деятельность:

-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- участие родителей на заседаниях Совета по профилактике или Управляющем Совете, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Расширение участия родителей в воспитательной деятельности и в управлении школойобеспечивается также посредством следующих мер:

-создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-обеспечение более действенного участия родителей в планировании и организации жизнедеятельности как всей школы, так и отдельных детских (детско-взрослых) коллективов в рамках кружков, секций, клубов по интересам и т.д.;

-внедрение механизма постоянного информирования родителей об их правах и обязанностях, возможностях учета запросов родителей при разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ.

-внедрение / совершенствование практики заполнения родителями карт наблюдений за развитием детей;

-совершенствование анкетирования родителей (в части содержания анкет и процедуры анкетирования) по вопросам работы школы, воспитания и развития детей;

-расширение участия родителей в досуговой деятельности, в работе объединений по интересам, в мероприятиях, не предусмотренных образовательной программой;

-создание в школе стенда для родителей «Семья и школа», еженедельное обновление информации на таком стенде;

-проведение открытых занятий и мастер-классов для родителей;

-создание стенда (библиотеки) с литературой, методическими материалами для родителей;

-создание постоянной фотовыставки семейной фотографии «Загляните в семейный альбом»;

-проведение родительских дней («Родительский понедельник», «День открытых дверей»), во время которых родители могут получать консультации специалистов, посещать уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе.

 3.11. МОДУЛЬ «Школа - территория здоровья»

На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Безопасность жизнедеятельности одна из важных функций образовательной организации. Задача школы обучить ребенка способам самозащиты, умению сделать свою жизнь безопасной и комфортной. Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в индивидуальных планах воспитательной работы классных руководителей.

 Для обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности должны быть вовлечены все участники образовательных отношений. А систематическая работа при этом будет направлена на:

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении;

 - профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;

 - формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

 - формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;

 - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

На уровне школы:

Организация физкультурно- оздоровительной работы: работасучащимисявсехгруппздоровьянаурокахфизкультуры,секциях;

  • организацияфизкультминутокнауроках,динамических перемен;
  • организацияработыобъединенийдополнительного        образованияфизкультурно-спортивнойнаправленности;
  • Дниздоровья;
  • Проведениебеседвклассахорежимедня,правильномпитании,здоровомобразежизни,значенииспортавжизни;
  • Организация наглядной агитации настендахшколы,разработкапамятокибуклетов;
  • профилактические беседы, встречи спредставителями        медицинскихучреждений;
  • рейды:«Чистыйкласс»;«Внешнийвид»;
  • участиевконкурсах: «Веселыестарты»;«Папа,мама,я-спортивнаясемья»;«Президентскиеигрыисостязания»

Реализация системы двигательнойактивности учащихся как компонентавоспитательнойработы школы;

Организация правильного и здорового питания: проведение        внеклассныхмероприятий,лекториев,акцийпоформированиюправильного(здорового)питания

  • реализациямероприятийврамкахкурса «Разговороправильномпитании»;         контрользакачествомпитанияипитьевымрежимом; проведениеродительских собраний и индивидуальных консультацийо        необходимости        правильногорациональногопитанияшкольника;

Организация работы про профилактику ПАФ:

  • тематическиеклассныечасы,направленные        на        формированиеответственногоотношенияксостояниюсвоего здоровья, на профилактику развитиявредныхпривычек,различныхформасоциальногоповедения,оказывающихотрицательноевоздействиеназдоровьечеловека;
  • регулярное                проведениепрофилактическихмероприятий,лекций,встречсмедицинскимиработниками,сотрудниками        правоохранительныхорганов,детскимииподростковымипсихологами;
  • проведениеднейздоровья;
  • участиеволимпиадахиконкурсах;
  • контрользаусловиямипроживанияи воспитания всемьях «группыриска»

Проведение просветительской работы с родителями, участие родителей (законных представителей) в контроле по питанию в школьной столовой.

Проведение классных часов и бесед в рамках «Часа безопасности»;

Проведение викторин, мониторинговых исследований, направленных на знание обучающимися правил личной         безопасности.

Участие в Акциях «Безопасная дорога», «Один дома», «Внимание! Дети! »

На уровне класса

  • повышение уровня культуры здоровьяучащихсяпосредствомразличныхмоделейобученияивоспитания;
  • повышениеактивностиродителейвформированииздоровогообразажизнидетей;
  • разработка        рекомендаций        попостроению                индивидуальныхобразовательных маршрутов;
  •  соблюдение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
  • Проведение тематических классных часов, бесед направленных на популяризацию основ здорового образа жизни, основ безопасности и жизнедеятельности.

На индивидуальном уровне:

Выбор спортивных кружков и секций;

Соблюдение режима обучения и учебы;

Ориентация на здоровый образ жизни;

Формирование позитивного отношения к своему здоровью.

Знание правил личной безопасности

IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ воспитательной деятельности проводится по следующим направлениям:

1.Оценка результатов воспитательной деятельности.

Для проведения оценки по данному направлению используются следующие показатели:

-численность / доля детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

-численность / доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе школы[2];

-доля обучающихся, вовлеченных в добровольческую(волонтерскую) деятельность;

-доля обучающихся, участвующих в социально значимой деятельности (в реализации социальных проектов, программ и т.п.);

-доля обучающихся, участвовавших в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях, форумахи т.п.);

-доля детей, в отношении которых прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года, в общей численности детей, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе;

-отсутствие или снижение числа обучающихся, совершивших правонарушения;

-отсутствие или снижение числа обучающихся, совершивших антиобщественные действия;

-отсутствие или снижение числа обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждении;

-численность / доля обучающихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся[3];

-численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:

  • региональногоуровня
  • федеральногоуровня
  • международногоуровня

-привлечение в работу объединения по интересам детей с асоциальным поведением;

-количество обучающихся, состоящих на учете в учреждении и (или) в комиссии по делам несовершеннолетних;

-количество обучающихся, к которым были применены меры дисциплинарного взыскания;

-активная деятельность совета обучающихся школы, класса.

2.Оценка условий осуществления воспитательной деятельности

Для проведения оценки по данному направлению используются следующие показатели:

-численность / доля педагогических работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам осуществления воспитательной деятельности;

-выполнение плана воспитательной работы;

-разнообразие форм воспитательной работы;

-участие родителей (законных представителей) обучающихся в мероприятиях, проводимых в учреждении;

-участие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в коллегиальных органах управления учреждением и иных органах, созданных по инициативе родителей (для учителя, воспитателя);

-привлечение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и жителей микрорайона к участию во внеурочной и досуговой деятельности, в работе объединений по интересам, в мероприятиях, не предусмотренных образовательной программой;

-проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей (лекций, семинаров, открытых уроков для родителей, групповых тематических консультаций, психолого-педагогических практикумов, мастер-классов по семейному воспитанию и т.д.);

-доля родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работника (работников) учреждения, от общего числа опрошенных родителей (для учителя, воспитателя).


[1]Приложение

Календарный план:

  • 1-4 классы
  • 5-9 классы
  • 10-11классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Рабочая программа воспитания и обученияв группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет ...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....