Охранять природу – значит беречь Родину
материал (5, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Беседа:
«Охранять природу – значит беречь Родину»
Подготовила: Дорофеева Т.Н.
20.10.2021г
Цели:
- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- формировать негативную оценку безответственному отношению к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.
Вос-ль:
Кромсаем лед, Меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот... Но мы еще придем просить прощенье У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и реки без воды... Все меньше окружающей природы... Все больше – окружающей среды. (Р.Рождественский)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о природе, любовь к которой закладывается с детства.
Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.
Природа – чудо! Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее.
- Ребята, что дает природа человеку? (возможные ответы детей)
Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали лучшие творения.
Лев Николаевич Толстой писал: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
- Ребята, назовите имена русских поэтов – авторов строк ( «Март» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов. (Пушкин)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (Есенин)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Тютчев)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (Есенин)
- Что же изменилось в отношении человека к природе? (ответы детей). - Послушайте легенду о племени, которое называло себя «Дети Солнца». «Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горстке песка, сосчитать их почти невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, долгое время люди жили привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды, там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где когда-то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла оттого, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые помогут нам выжить. И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в классе, были они того же возраста, что и вы...».
- Итак, ребята, давайте подумаем, что необходимо cделать для сохранения родной природы, а значит для сохранения своей Родины.
- А знаете ли вы, ребята, что в нашей стране каждый гражданин имеет обязанности по отношению к природе? (ответы )
Наши обязанности по отношению к природе прописаны в основном законе нашего государства. Назовите его. (конституция)
Вос-ль: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». (Конституция РФ. Статья 58)
Вос-ль:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Приложение 1.
Бережливость лучше богатства
Охранять природу - значит охранять Родину
Как аукнется, так и откликнется
Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле
Без воды - земля пустырь.
Чем больше дров, тем дальше лес.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
Приложение 2.
Вода.
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь около 2%, причем ¾ ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. В нашей стране есть районы, где воды не хватает ни для бытовых, ни для промышленных нужд. В засушливых районах воды не хватает так же, как хлеба. Люди носят ее в бидонах, бутылях за многие километры от дома. Около 80% заболеваний в этих районах связано с недоброкачественной водой. В реках стало опасно купаться. Наша река Лена входит в число загрязненных рек страны. Какой вклад можете внести вы в охрану воды? (например, экономить (закрывать кран), не выбрасывать в реку мусор)
Воздух.
Проблема чистого воздуха – это мировая проблема. Загрязненный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, которые необходимы для нормального формирования детского скелета. Травы, растущие вдоль дорог, не пригодны на корм скоту. Продолжительность жизни хвойных деревьев в городах сокращена по сравнению с теми, которые растут в естественных условиях. Так, липа в парках живет 125-150 лет, а в природе – 300-400 лет! Пыль и сажа оседают на поверхности почвы, что делает ее менее плодородной. Какой вклад можете внести вы в охрану воздуха? (например, принимать участие в посадке деревьев).
Заповедники.
В нашей стране наиболее традиционная форма охраны природы – это государственные природные заповедники. 18 российских заповедников имеют международное значение, а всего их в России 103, национальных парков 34, около 1700 заказников и 28 памятников природы. Пять российских заповедников находятся в статусе всемирного природного наследия, среди них Байкальский, Баргузинский и Байкало-Ленский. С какой целью создаются заповедники, заказники и национальные парки?
Приложение 3
Природоохранные знаки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».
Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...
Охранять природу - значит охранять Родину!
Листая устный журнал ребята выполняют задания: "Природа - наш дом!"; "Догадайся, что за щнак?" - дети рисуют запрещающие знаки, которые бы они развесили в лесу; "Там, там новости" - интересные сведени...
Классный час "Беречь природу - значит беречь Родину"
Классный час для ребят 12-14 лет. Цели:- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;- формировать негативную оценку безответственному отношению к природе;- побуж...
презентация к классному часу "Беречь природу-значит беречь Родину"
презентация содержит иллюстративный материал, задания парам, высказывания....
«Охранять Природу – значит охранять Родину»
Номинант IX ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «КАМЕРТОН» :Орлова Анна СергеевнаТема: «Охранять Природу – значит охранять Родину» Место учебы, должность номинанта: ГБОУ СПО «Краснотурьинский индуст...
Внеклассное мероприятие "Знать и охранять природу - значит знать и охранять Родину"
В данном материале представлено мероприятие, посвящённое году защиты окружающей среды. Мероприятие рекомендовано для проведения в среднем звене....
методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"
конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...