Беседа «Чистая река – чистая совесть»
материал (5, 9 класс)

Дорофеева Татьяна Николаевна

Беседа «Чистая река – чистая совесть»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_chistaya_reka_-_chitsaya_sovest.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Чистая река – чистая совесть ».

Подготовила: Дорофеева Т.Н.

                                                   14.10.2021г

Цель: знакомство с понятием «совесть», воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки.

Ход занятия:

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть, совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или в голове. А может быть, вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей.

-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.

Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.

Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.

-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.

-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

1. Игра. Я – против всех.

Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО, если считает, что этого нужно стыдиться.

• физические недостатки-людей инвалидов;

• плохое поведение;

• поношенная, но аккуратная одежда;

• неряшливый, грязный вид;

• не престижная работа родителей;

• недостаток денег в семье;

• невежество, необразованность, безграмотность;

• вульгарная, вызывающая внешность;

• грубое, бездушное отношение к людям;

• бедность;

• обещание, которое не сдержали.

Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

2. Игра «Найди пару». Работа в паре.

- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).

3. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.

- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)

4. Ситуации выбора. «Голос совести».

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.

5. Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья.

На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.

Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.

Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.

- Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.

«Минута раскаяния»

А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.

Совесть мне запрещает

Обманывать

брать чужое

лениться

озоровать

плохо учиться

грубить

переговариваться

быть наглым

обижать малышей

Итог занятия

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Чистая совесть"

Классный час "Чистая совесть"...

Презентация по теме; "Чистая совесть - хорошая жизнь" (классный час)

Презентация по теме; "Чистая совесть - хорошая жизнь" (классный час)...

Акция Чистые реки - чистые берега

Ежегодной мы учениками нашей школы участвует в всероссийской акции "Чистые реки - чистые берега"...

презентация "В будущее с чистой совестью"

презентация мероприятия "В будущее с чистой совестью"...