Беседа «Чистая река – чистая совесть»
материал (5, 9 класс)
Беседа «Чистая река – чистая совесть»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_chistaya_reka_-_chitsaya_sovest.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Чистая река – чистая совесть ».
Подготовила: Дорофеева Т.Н.
14.10.2021г
Цель: знакомство с понятием «совесть», воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки.
Ход занятия:
-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть, совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или в голове. А может быть, вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей.
-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.
Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.
Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.
-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.
-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?
1. Игра. Я – против всех.
Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО, если считает, что этого нужно стыдиться.
• физические недостатки-людей инвалидов;
• плохое поведение;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• неряшливый, грязный вид;
• не престижная работа родителей;
• недостаток денег в семье;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная, вызывающая внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям;
• бедность;
• обещание, которое не сдержали.
Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
2. Игра «Найди пару». Работа в паре.
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).
3. Тренинг «Как не попасть в сети зла?
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.
- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)
4. Ситуации выбора. «Голос совести».
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.
5. Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья.
На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации.
Физкультминутка
Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.
Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.
Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.
- Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.
«Минута раскаяния»
А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».
-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.
Совесть мне запрещает
Обманывать
брать чужое
лениться
озоровать
плохо учиться
грубить
переговариваться
быть наглым
обижать малышей
Итог занятия
Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чистый берег - чистая совесть!"
Проект по экологии...
Классный час "Чистая совесть"
Классный час "Чистая совесть"...
Презентация по теме; "Чистая совесть - хорошая жизнь" (классный час)
Презентация по теме; "Чистая совесть - хорошая жизнь" (классный час)...
Акция Чистые реки - чистые берега
Ежегодной мы учениками нашей школы участвует в всероссийской акции "Чистые реки - чистые берега"...
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
презентация "В будущее с чистой совестью"
презентация мероприятия "В будущее с чистой совестью"...