Программа Внеурочной деятельности «Юный спасатель»
методическая разработка по обж
Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель" позволит вести обучение по действиям в чрезвычайных ситуациях, правилам оказания первой помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Юный спасатель" | 43.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Принято на координационно- методическом совете протокол № от « » _________2021г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 10 О.А.Просвирякова « ___ »_________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Юный спасатель»
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
С.В. Пилипака,
преподаватель-организатор ОБЖ
высшая квалификационная категория
с. Новопышминское
2021г.
Пояснительная записка.
Организация работы с детьми в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовка к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем.
Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т.п.
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке «Юный спасатель» и рассчитана на один учебный год, занятия проводятся один раз в неделю. В очном и дистанционном формате.
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведение аварийно-спасательных работ, приобрести навыки основ выживания в экстренных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ.
Задачи данной программы:
*Привлечение подростков к вопросам личной и коллективной безопасности;
* Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации; *Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты; * Улучшение физической подготовки и приобщение подростков к здоровому образу жизни; * Защита и пропаганда прав детей, подростков, определяемых отечественными правовыми нормами; * Проведение различных тренировок в форме соревнований по закреплению навыков поведения в экстренных ситуациях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- Формирование установки на здоровый образ жизни;
- Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
- Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
- Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
- Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
- Планируемые результаты изучения курса
- Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать:
- - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- - способы безопасного поведения в природной среде;
- уметь:
- - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- - оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;
- - вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- - обеспечения личной безопасности;
- - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;
- - проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;
- - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
- функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
- принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
- способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
- основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
- особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
- основы передвижения по различной местности;
- основы выживания в различных климатических и природных условиях;
- технику безопасности при выполнении АСР;
• свои индивидуально-психологические особенности;
- методы и приемы управления собственным состоянием;
- особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.
уметь:
- ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи:
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- работать с компасом и картой, ориентироваться" на местности;
- контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
- применять приемы управления своим состоянием.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии;
- об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
Распределение учебного времени кружка:
«Юный спасатель»
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Специальная подготовка | 9 |
2 | Противопожарная подготовка | 6 |
3 | Медицинская подготовка | 7 |
4 | Основы ориентирования | 3 |
5 | Физическая подготовка | 6 |
6 | Средства индивидуальной защиты. | 3 |
Итого: | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Формирование УУД | План | Факт |
Специальная подготовка | 9 | ||||||
1 | Чрезвычайные ситуации мирового и военного времени, возможные на территории нашего края. | 1 | Лекция | Предметные: анализировать причины ЧС; выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения ЧС, оказания помощи; характеризовать основные мероприятия при ЧС; составлять планы своего поведения при ЧС. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Познавательные: умение различать виды ЧС, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать ЧС; объяснять причины возникновения ЧС, моделировать выполнение правил безопасного поведения при ЧС. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия | |||
2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России. | 1 | Лекция | ||||
3-4 | Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера. | 1,5 | Рассказ | ||||
5-6 | Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. | 1,5 | Рассказ | ||||
7 | Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. | 1,5 | Рассказ | ||||
8 | Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. | 1,5 | Комб. | ||||
9 | Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых. | 1 | Комб. | ||||
Практическая подготовка | 6 | ||||||
10 | Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы. | 1,5 | Рассказ | ||||
11 | Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации. | 1,5 | Комб. | ||||
12 | Самоспасение людей при пожарах. | 2 | Комб. | ||||
13 | Подручные средства тушения пожаров | 1 | Комб. | ||||
14 | Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования. | 1 | Комб. | ||||
15 | Пожарная техника и ее применение. | 1 | Рассказ | ||||
Медицинская подготовка | 7 | ||||||
16 | Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. | 1 | Рассказ | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |||
17 | Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. Аптечка. | 1 | Комб. | ||||
18 | Основы гигиенических знаний. | 1 | Рассказ | ||||
19 | Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. | 1 | Комб. | ||||
20 | Первая медицинская помощь при переломах. | 1 | Комб. | ||||
21 | Транспортировка пострадавшего. | 1 | Комб. | ||||
22 | Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего. | 1 | Практ. | ||||
Основы ориентирования | 3 | ||||||
23 | Компас. Его назначение. | 1 | Комб. | ||||
24 | Ориентирование на местности | 1 | Практ. | ||||
25 | Соревнование. Хождение по азимуту. | 1 | Практ. | ||||
Физическая подготовка | 6 | Предметные: использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. Личностные: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); оценка собственных поступков. Познавательные: умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья. | |||||
26-27 | Общефизическая подготовка | 3 | Практ. | ||||
28-29 | Кроссовая подготовка | 1 | Практ. | ||||
30 | Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине. | 1 | Практ. | ||||
31 | Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 | Практ. | ||||
Средства индивидуальной защиты. | 3 | Познавательные: умение характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС техногенного характера; умение анализировать причины возникновения ЧС; умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС; умение характеризовать меры пожарной безопасности. Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | |||||
32 | Классификация средств индивидуальной защиты. | 1 | Комб. | ||||
33 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | 1 | Комб. | ||||
34 | Средства индивидуальной защиты кожи. | 1 | Комб. | ||||
35 | |||||||
Итого: | 34 |
Учебный план кружка:
«Юный спасатель»
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Вид занятий | |
Специальная подготовка | 9 | |||
1 | Чрезвычайные ситуации мирового и военного времени, возможные на территории нашего края. | 1 | Лекция | |
2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России. | 1,5 | Лекция | |
3-4 | Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера. | 1,5 | Рассказ | |
5-6 | Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. | 1,5 | Рассказ | |
7 | Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. | 1,5 | Рассказ | |
8 | Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. | 1,5 | Комб. | |
9 | Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых. | 1 | Комб. | |
Практическая подготовка | 6 | |||
10 | Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы. | 1 | Рассказ | |
11 | Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации. | 1 | Комб. | |
12 | Самоспасение людей при пожарах. | 1 | Комб. | |
13 | Подручные средства тушения пожаров | 1 | Комб. | |
14 | Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования. | 1 | Комб. | |
15 | Пожарная техника и ее применение. | 1 | Рассказ | |
Медицинская подготовка | 7 | |||
16 | Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. | 1 | Рассказ | |
17 | Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. Аптечка. | 1 | Комб. | |
18 | Основы гигиенических знаний. | 1 | Рассказ | |
19 | Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. | 1 | Комб. | |
20 | Первая медицинская помощь при переломах. | 1 | Комб. | |
21 | Транспортировка пострадавшего. | 1 | Комб. | |
22 | Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего. | 1 | Практ. | |
Основы ориентирования | 3 | |||
23 | Компас. Его назначение. | 1 | Комб. | |
24 | Ориентирование на местности | 1 | Практ. | |
25 | Соревнование. Хождение по азимуту. | 1 | Практ. | |
Физическая подготовка | 6 | |||
26-27 | Общефизическая подготовка | 2 | Практ. | |
28-29 | Кроссовая подготовка | 2 | Практ. | |
30 | Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине. | 2 | Практ. | |
31 | Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 2 | Практ. | |
Средства индивидуальной защиты. | 4 | |||
32 | Классификация средств индивидуальной защиты. | 1 | Комб. | |
33 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | 1 | Комб. | |
34 | Средства индивидуальной защиты кожи. | 1 | Комб. | |
35 | ||||
Итого: | 34 |
Литература:
- «Основы безопасности жизни»,
Научно-методический и информационный журнал.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся»,
Москва, «Просвещение», 1988г.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации»,
Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005г.
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары»,
Изд-во «Ярославль», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...
Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...
Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс
Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"
История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей...