Статья "Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся"
статья
Статья "Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klipovoe_myshlenie_i_profilaktika_ego_razvitiya_u_obuchayushchihsya.docx | 184.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся.
Понятие клипового мышления
Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Именно его обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.
Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?
Многие специалисты сходятся на том, что однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет. Клиповое мышление - это направление в развитии отношений человека с информацией. Формируется такое мышление на протяжении многих лет.
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.
Прообразы современных клипов появились в 20-е годы XX века. Первый музыкальный клип был снят в 1975 году английской рок-группой Queen на композицию «Богемская рапсодия». Клип попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как первый в своем роде. С этого момента началась история клипов, формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления.
Вскоре появился термин «клиповая культура». Термин был введен американским футурологом Элвином Тоффлером. Он рассматривал данное понятие как часть общей информационной культуры, которая формирует такие уникальные формы восприятия информации как зеппинг.
Зеппинг — это вид психологической зависимости, который приобрел человек, пользуясь пультом от телевизора.
Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит обновление информации.
Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.
Э. Тоффлер также ввел термин «блип-культура», («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.
Со временем появился новый термин – клиповость.
Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.
Постепенно в педагогике формируется новое понятие - клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.
Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.
Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:
- ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
- потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
- увеличение разнообразия поступающей информации;
- увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
- рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации, сложным процессом мировой интеграции стран. Это основано на потребности в объединении и возможности коммуникации с помощью перевода понятий на знаковый язык. Клиповое мышление путём упрощения и символизации позволяет воспринимать одни и те же понятия и образы носителями разных языков без перевода. Глобальное коммуникативное пространство заставляет культуры функционировать по его законам.
В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
У клипового мышления есть свои признаки.
1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.
2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.
Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.
3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.
4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.
Как же формируется клиповое мышление?
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития - информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования. Созданное глобальное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворяет их потребности.
На начальной стадии процесс формирования клипового мышления происходит задолго до школы. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.
Все эти каналы структуры используют приемы клиповой подачи информации. Это формирует у молодых людей новое визуальное восприятие и клиповое мышление.
Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах.
Физиологические и психологические основы клипового мышления
Психологи связывают формирование клипового мышления с появлением информационного пространства. В современном мире информационное пространство в связи с развитием технических каналов коммуникации стало практически безграничным и доступным любому человеку, включая детей. Развитие Интернета сопровождается увеличением информационной активности людей, постоянным информационным взаимодействием друг с другом. Быстрыми темпами идет информатизация образования. Это не только установка компьютеров в образовательном учреждении или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности школы и невозможностью формирования и обработки информации без помощи компьютерных технологий и средств связи.
Информатизация школы является велением времени, и вопрос о необходимости использования компьютера в школе решен давно. Появились такие новые понятия, как информационная культура, компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникационные технологии, единое информационное образовательное пространство.
В этих условиях у учащихся формируется мотивация пользования информационными ресурсами, которая развивается благодаря интересу, доступности, образности, легкости и вариативности информации.
Мотивация – это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Психологи исследуют мотивацию школьников и выявляют причины и механизмы целенаправленного поведения и использования современных устройств, предназначенных для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Мотив у ребенка возникает на основе положительной эмоции под воздействием сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была описана Алексеем Алексеевичем Ухтомским (русский и советский физиолог, академик Академии наук СССР) и названа им доминантой. Современные гаджеты - это средства, формирующие мотивацию школьников. По статистике на каждого живущего на Земле приходится минимум три технических устройства, и у каждого школьника, по сути, имеется один гаджет, который и формирует мотивацию. Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность школьника и определяющие направленность этой активности. Мышление включает в себя мотивационный компонент. Психологи пришли к выводу, что клиповое мышление формируется под действием мотивов, которые существуют в новом информационном поле. Они провели исследование и выявили следующие виды мотивации учащихся:
1. Образовательный мотив – это поиск конкретной информации, подготовка докладов, лекций, сообщений и презентаций.
2. Познавательный мотив связан с получением новых знаний. Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой-либо поисковой системе, используя Интернет.
3. Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств, обретением нового круга друзей и единомышленников.
4. Мотив самоутверждения – в основе этого мотива лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.
5. Мотив самореализации и развития личности. Ребята выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки.
6. Мотивы личного общения приобретают анонимность, которая позволяет современному школьнику проявлять большую свободу высказываний и поступков, проявить нетипичное поведение.
Лев Семенович Выготский писал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания».
Представление о клиповом мышлении должно быть тесно связано с мотивацией и с физиологией мыслительных познавательных процессов школьников.
В свое время выдающиеся физиологи П. К. Анохин, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и другие ученые разработали принципы функционирования центральной нервной системы человека. Эти принципы являются фундаментальными в познавательных процессах и отражают последовательность поступления информации: внимание - восприятие - мышление - память - воображение - воспроизведение. Основываясь на учении выдающихся физиологов, возникает вопрос: является ли клиповое мышление – мышлением?
Рассмотрим основное понятие – мышление.
«Мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят именно активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий».
Рассмотрим основные формы мышления: понятие - суждение - рассуждение - умозаключение.
Понятие - это отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – это результат длительной, сложной и активной умственной деятельности и процесса мышления.
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Рассуждение – это последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу.
Умозаключение – это выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики.
Клиповое мышление, появившееся в современном мире, не укладывается в эту последовательность. Скорее всего, это быстрое и поверхностное мышление, на основе которого строится деятельность центральной нервной системы школьника.
Термин «мышление», по мнению физиологов, не должен сочетаться с термином «клиповое», поскольку под клиповым мышлением понимают быстрый и достаточно поверхностный процесс, позволяющий давать быструю ответную реакцию на быстро меняющуюся обстановку или информацию. Клиповость присутствует, а мышления нет. Мозг не может быстро произвести действия по плану: внимание - восприятие - мышление - память - воображение - воспроизведение. При клиповом мышлении мозг действует по короткой схеме: внимание - кратковременная память. Основные формы мышления: понятие - суждение – рассуждение – умозаключение не формируются при получении информации в виде образов, фрагментов и кратких текстов.
Если не происходит мышление, то возникают проблемы с воспроизведением информации. Для сохранения и воспроизведения информации необходимо, чтобы была задействована долговременная память, которая формируется благодаря специфическим белкам. Превращение кратковременной памяти в долговременную память обусловлено наступлением стойких изменений в синапсах нервной системы как результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долговременную память обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. При восприятии информации в виде клипов долговременная память не формируется, что изменяет мыслительный процесс.
Психологи сошлись во мнении, что клиповое мышление больше соответствует процессу восприятия, чем мышления. В результате для многих специалистов остается спорным вопрос, к какому высшему психическому процессу относится данное явление: вниманию, восприятию, мышлению, памяти, сознанию, или это некая интегративная функция кратковременной памяти, которая не удерживает информацию надолго или без осмысления и понимания отправляет ее в головной мозг.
Последовательность познавательных процессов призвана помочь уловить главное в бесконечном потоке информации, сориентироваться в обстановке и по возможности принять правильное решение, если развиты аналитические и синтетические способности и отвечающие за эти функции структуры мозга.
Учащийся оперирует клиповыми образами, меняющимися, как в калейдоскопе, и не использует мыслительные операции, связанные с аналитической деятельностью мозга. От этого нарушается последовательность сохранения осознанной информации, поскольку нет глубокого проникновения в суть понимания, осмысления, оценки, формирования отношения к воспринятой сенсорными системами информации.
Поэтому проблема клипового мышления остается. В настоящее время задача психологов и физиологов состоит в том, чтобы организовать более глубокие исследования клипового мышления.
Литература
1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //
2. Горобец Т. Н. Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.
3.Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //
Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.
5. Ухтомский А.А. «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». СПб. «Питер», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...
Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».
В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся...
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся...
«Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся »
В статье рассматривается вопрос влияния внеурочной деятельность на творческие способности обучающихся...
Статья "Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии"
В статье "Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии" содержатся рекомендации по проведению современного урока истории в основной школе, а так...