Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий, учебная дисциплина ОГСЭ.01 "Основы философии"
методическая разработка
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (далее – ФГОС).
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий включают в себя предисловие, цели работы, пояснения к работе, задание, литературу, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_pz.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
для специальности
11.02.01 «Радиоаппаратостроение»
Учебная дисциплина
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Смоленск
2020 г.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 28.08.20.
Председатель _________________ /Гмырикова С.В. /
Составитель: Гмырикова Светлана Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Самсоненко Олесия Ивановна, преподаватель ОГБПОУ«Смоленская областная технологическая академия»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (далее – ФГОС).
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий включают в себя предисловие, цели работы, пояснения к работе, задание, литературу, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Номер, название практических занятий | Страницы |
Практическое занятие №1 «Философия античного мира и Средних веков» | 6 |
Практическое занятие №2 «Русская философия Х- н. ХХ вв.» | 10 |
Практическое занятие №3 «Основные направления в теории познания». | 13 |
Практическое занятие №4 «Духовная жизнь человека». | 18 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии» созданы вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчётов.
Приступая к выполнению задания практического занятия, вы должны внимательно прочитать цель, ознакомиться с пояснениями к работе, содержащими краткие теоретические сведения по теме работы и методические рекомендации, ответить на контрольные вопросы.
Практическое занятие содержит задание, состоящее из 2 вариантов, включающих задания и вопросы соответствующие указанным в ФГОС требованиям к уровню вашей подготовки. Выполнять задание, делать выводы по проделанной работе вы должны согласно инструкции преподавателя.
Отчёт о работе вы должны оформить по приведённому образцу.
Наличие положительных оценок по практическим занятиям необходимо для допуска к дифференцированному зачёту по учебной дисциплине. В случае отсутствия на учебном занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие вы должны выполнить работу или пересдать.
ВНИМАНИЕ! В результате выполнения заданий практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии» вы научитесь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Узнаете: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Желаем вам успехов!
Практическое занятие № 1
«Философия античного мира и Средних веков»
Цель: в результате выполнения работы, обучающиеся должны освоить умение ориентироваться в проблемах бытия античной философии и философии Средних веков, оценивать ее особенности и работать с информационными источниками.
Пояснения к работе
1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 1 выполните задание.
2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- подробный ответ на вопросы.
3. Устно ответьте на контрольные вопросы.
Задание
Вариант 1
Задача 1
Ответьте на вопросы теста
1. Досократический период:
А.VI в. до н.э.
Б. V-IV в. до н.э.
В. III-V в. до н.э.
2.Основной формой средневековой философии была:
А. натурфилософия;
Б. космоцентризм;
В. теоцентризм.
3. Кто из философов считал, что первоосновой была вода:
А. Фалес;
Б. Гераклит;
В. Демокрит.
4.По мнению античных философов, космос устроен:
А. по образу и подобию Бога;
Б. по образу и подобию высшего разума;
В. по образу и подобию человека.
5.Основные периоды Средних веков:
А. эллинистический, классический;
Б. патристика, схоластика;
В. досократический, классический.
Задача 2
Заполните таблицу
Милетская | Фалес | |
Анаксимандр | ||
Анаксимен | ||
Гераклита | Гераклит | |
Пифагорейское братство | Пифагор | |
Элейская | Парменид | |
Атомистов | Левкипп, Демокрит |
Задача 3
Соотнесите определение учения и его суть:
1.Стоицизм | А. главное для человека – это избавиться от страданий, уделялось внимание удовольствию |
2.Эпикуреизм | Б. всё подвергается сомнению |
3.Скептицизм | В. учение о терпении, о спокойном отношении к жизненным невзгодам, о бессмысленности спора с судьбой |
Задача 4
Раскройте учение Августина Блаженного.
Задача 5
Сделайте сравнительный анализ философии Древней Греции и философии Древнего Китая. Найдите общее и отличия.
Вариант 2
Задача 1
Ответьте на вопросы теста
1. Классический период в Античной философии:
А.VI в. до н.э.
Б. V-IV в. до н.э.
В. III-V в. до н.э.
2. Основные учения античной философии:
А. натурфилософия;
Б. космоцентризм;
В. теоцентризм.
3. Кто из философов считал, что первоосновой был огонь:
А. Фалес;
Б. Гераклит;
В. Демокрит.
4. По мнению философов Средних веков, основой всего являлось:
А. природа;
Б. человек;
В. Бог.
5.Основные периоды античной философии:
А. классический;
Б. патристика;
В. схоластика.
Задача 2
Заполните таблицу
Течение | Основатель | Основные качества |
Киники | ||
Киренаики | ||
Стоики | ||
Эпикурейцы | ||
Скептики | ||
Неоплатоники |
Задача 3
Заполните таблицу
Философ | Учение |
1.Сократ | |
2.Платон | |
3.Аристотель |
Задача 4
Раскройте учение Фомы Аквинского.
Задача 5
Сделайте сравнительный анализ философии Средних веков и философии Древней Индии. Найдите общее и отличия.
|
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные направления Античной философии?
2.Каковы основные направления философской мысли киников?
3. В чем основная суть учения эпикуризма?
4. Каковы основные направления философии Средневековья?
5. В чем состоит различие основных направлений Средневековой философии?
Литература
(электронные издания):
1.Основы философии: учебник/О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2018.-480с.http://znanium.com
Дополнительные источники (печатные издания):
1. Основы философии: учебное пособие/А.А.Сычев. – Изд.2-е испр. – М.:Альфа - М: ИНФРА - М, 2012, - 368с.
(электронные издания):
2. Философский справочник http://www. philosohu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Античная философия -VI в. до н.э. -Vв. н.э.
Историю философии античности можно разделить на три периода:
досократический (натурфилософия) (VI в. до н.э.)-философов интересуют проблемы природы (Физис) и первоосновы мира (Архе).
классический (V— IV вв. до н.э.)- время поворота философии от природы к человеку
послеклассический (эллинистический) (III в. до н.э. — V в. н.э.).- Самопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» — основные вопросы.
Характеристика античной философии:
1.Основой всего существования считали Космос, созданный по типу человеческого тела. Космос совершенен, вече, абсолютен. Он противоположность беспорядка.
2.Не было чёткого различия между фактом бытия и смыслом бытия.
3.Жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство борьба противоположностей.
4.Истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания.
5.Человек(микрокосм) должен быть действующим, он центр культуры, её творец.
6. Значительное внимание уделялось нравственности, источником нравственности являются природа. Знание, разум. Идеалом нравственного человека является мудрец-умеренный, благоразумный, бесстрашный и гармоничный человек.
Наиболее выдающимися философами античности были Платон, Сократ и Аристотель. Платон утверждал, что наш мир не является истинным, он лишь отражение настоящего мира. Истинное бытие – это мир идей. Душа принадлежит обоим мирам. Сократ говорил, что познание начинается с самопознания, путь к самопознанию – разум. Аристотель выдвинул правило «золотой середины», политику тесно связывал с этикой
Римская философия формируется под решающим влиянием греческого философского мышление.
В Риме развиваются три философских направления - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Стоицизм (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий)- учение о терпении, о спокойном отношении к жизненным невзгодам, о бессмысленности спора с судьбой. Эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -главное для человека – это избавиться от страданий, уделялось внимание удовольствию
В период Средневековья (V-ХV вв.) философия развивалась преимущественно как служанка богословия. Мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом. В основе философии лежала идея о том, что мир-это творение Бога. Бог является источником и основой всего сущего. Он познаётся не разумом, а верой т влечением сердца.
Человек рассматривался как существо тварное. Целью его жизни было служение Богу. Мудрость видели в вере в Бога и добровольном следовании его заповедям..
Философия средних веко переключила внимание человека с внешнего на внутренний мир (духовный) мир –мир душевно психологических состояний..
Созданный Богом мир изменить невозможно и человеку ничего не остаётся делать кроме тго как изменить себя – свои мысли, поступки и отношение к окружающему миру.
Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии.
Первый этап — патристика (от лат.раtег — отец) представляетсобой учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона.
Второй этап — схоластика (от лат.— школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля. Основными представителями средневековой философии были Августин Аврелий и Фома Аквинский.
Практическое занятие №2
«Русская философия Х- н. ХХ в.»
Цель: в результате выполнения работы, обучающиеся должны освоить умение ориентироваться в вопросах русской философии Х- н. ХХ, анализировать и делать выводы об основных философских направлениях русской философии Х- н. ХХ в., работать с информационными источниками.
Пояснения к работе
1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 2 выполните задание.
2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- подробный ответ на вопросы.
3. Устно ответьте на контрольные вопросы.
Задание
Вариант 1
Задача 1
Дайте определение понятия «деизм»
Задача 2
Какие из книг получили распространение в Х-ХVII веках:
А. «Поучение» В. Мономаха;
Б. «Русская правда» Ярослава Мудрого;
В. «Домострой» Сильвестра.
Задача 3
Средневековую философию Руси нельзя назвать самостоятельной. Почему?
Задача 4
Составьте таблицу «Представители русской философии ХIХ – н. ХХ веков
Направление | Представители |
Славянофилы | |
Западники | |
Материалисты | |
Марксизм | |
Религиозная философия |
Задача 5
Почему русская философская мысль стала зарождаться именно в Х веке?
Вариант 2
Задача 1
Охарактеризуйте понятие «всеединство»
Задача 2
Какому времени в русской философии присущ деизм
А.Х- ХVII вв;
Б.Х –ХVIII вв;
В.ХIХ – ХХ вв.
Задача 3
Соотнесите философов и их взгляды
1.Филофей | А. Призывал человека к возвышенной духовности |
2.Иларион | Б. Доктрина «Москва- III Рим» |
3.М. Грек | В. Стремился обосновать государственную самостоятельность Руси |
Задача 4
Составьте таблицу «Представители русской философии ХIХ – н. ХХ веков
Направление | Представители | Философские взгляды |
Славянофилы | ||
Западники | ||
Материалисты | ||
Марксизм | ||
Религиозная философия |
Задача 5
Центральной идеей учения Филофея является «Москва- III Рим». В чём смысл этой идеи.
Контрольные вопросы
1.Каковы основные направления развития Русской философской мысли?
2. Каковы основные направления философской мысли западников? Кто является основоположником данного учения?
3. Каковы основные направления философской мысли славянофилов?
4.В чем заключается философия русского космизма?
Литература
(электронные издания):
1.Основы философии: учебник/О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2018.-480с.http://znanium.com
Дополнительные источники (печатные издания):
1. Основы философии: учебное пособие/А.А.Сычев. – Изд.2-е испр. – М.:Альфа - М: ИНФРА - М, 2012, - 368с.
(электронные издания):
2. Философский справочник http://www. philosohu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Русскую философию традиционно делят на 3 периода:
-Русская философия Средневековья (Х-ХVII вв.)
-Русская философия в Эпоху Просвещения (ХVIII в.)
Русская философия (ХIХ- ХХ вв.)
Необходимость осмысления важнейших политических событий(принятие христианства, становление русской государственности и т.д.) вызвала у русской общественности повышенный интерес к философским вопросам. Представителями этого периода были –митрополит Илларион, М.Грек, монах Филофей.
«Москва - третий Рим» - высказывание монаха Филофея.
После падения столицы Византии Константинополя под ударами турок и с учётом того, что русский царь Иван III женился на последней представительнице византийской династии Палеологов – Софье, псковский монах Филофей сформулировал в посланиях царю Василию III Ивановичу – в переводе на современный язык: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь пал из-за ересей от турок-османов, третий Рим – Москва будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Тем самым постулировалась преемственность светской и церковной власти московских государей от римских и византийских императоров.
После падения Константинополя (1453 г.) русский правящий класс и церковь смело заявили о себе как об исторических преемниках государственных и церковных традиций Византии, так что государственный герб византийских императоров стал гербом Русского государства, а орлы - почётным символом русских архиреев, судьбы Великороссии стали как бы отождествляться с судьбами православия и византийским наследием в целом. Религиозное осмысление укрепляющейся монархии как «третьего Рима» придавало православию характер мессианической исключительности, обрекая его таким образом на культурное и национальное служение.
Средневековая философия ещё не сформировалась как самостоятельная наука.
На втором этапе развития философской мысли значительное влияние оказали петровские преобразования, развитие промышленности и развитие науки. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла её идейная монополия. Философия приобретает самостоятельность и освобождается от богословия. Представителями этой эпохи были – М. Ломоносов, А. Радищев.
На третьем этапе философскую мысль представляли западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) , славянофилы А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин), материалисты Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксисты(Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и религиозная философия (В. Соловьёв). На развитие философских взглядов во много оказывали влияние исторические события тех времён. Русская философия отражает специфику и национальное своеобразие.
Практическое занятие №3
«Основные направления в теории познания».
Цели: в результате выполнения работы, обучающиеся должны освоить умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, работать с информационными источниками.
Пояснения к работе
1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 3 выполните задание.
2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- подробный ответ на вопросы.
3. Устно ответьте на контрольные вопросы.
Задание
Вариант 1
Задача 1
Ответьте на вопросы теста:
1. Гносеология – это:
А. учение о бытии;
Б.учение о ценностях;
В.учение о познании.
2.В какую эпоху считалось, что в основе познания лежит здоровое сомнение человеческого разума:
А.Античность;
Б.Средние века;
В. Эпоха Возрождения.
3.Наука –это:
А.Выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности;
Б.позволяющий сформировать целостный образ объекта;
В. Процесс приобретения, накопления и развития знания.
4.Что не относится к областям научного познания:
А.Синтез;
Б.Мифология;
В.Экстраполяция.
5.Объект познания:
А. человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.
Б. более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания.
В. предмет, явление, процесс материальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта.
Задача 2
Кто из философов первым сформулировал главный вопрос гносеологии?
Задача 3
Соотнесите понятие и его определение:
1.Дедукция | А.Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. |
2.Обощение | Б.Процесс аналитического рассуждения от общего к частному |
3.Анализ | В.Процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему. |
Задача 4
Охарактеризуйте чувственное познание и его формы.
Задача 5
Ложное познание имеет несколько форм. Назовите их и приведите примеры.
Вариант 2
Задача 1
Ответьте на вопросы теста:
1.Познание – это:
А.Выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности;
Б.Синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта;
В. Процесс приобретения, накопления и развития знания.
2.Мышление догмами, включающее в себя сложный комплекс иллюзорных представлений:
А.Религиозное познание;
Б.Мифологическое познание;
В.Художественное познание.
3. Субъект познания:
А. человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.
Б. более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания.
В. предмет, явление, процесс материальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта.
4. Какая Философия утверждала, что человек может не только познать мир, но и преобразовать его:
А.эпоха Возрождения;
Б. Новое время;
В.Марксизм.
5. Что не относится к областям вненаучного познания:
А.Религия;
Б.Мифология;
В.Экстраполяция
Задача 2
Какой вопрос является главным в гносеологии?
Задача 3
Заполните таблицу
1.Индукция | |
2.Ситез | |
3.Моделирование |
Задача 4
Охарактеризуйте рациональное познание и его формы.
Задача 5
Истину можно рассматривать нескольких направлениях. Назовите их и приведите примеры.
Контрольные вопросы
1.Каковы две основные разновидности познания?
2.Каковы основные методы познания?
3.В чем заключается отличие индукции от дедукции?
4.Какие вам известны формы познания?
5.Какие вам известны функции практики?
Литература
(электронные издания):
1.Основы философии: учебник/О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2018.-480с.http://znanium.com
Дополнительные источники (печатные издания):
1. Основы философии: учебное пособие/А.А.Сычев. – Изд.2-е испр. – М.:Альфа - М: ИНФРА - М, 2012, - 368с.
(электронные издания):
2. Философский справочник http://www. philosohu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Познание – как процесс приобретения, накопления и развития знания – является не просто одним из существенных признаков человека, а фундаментальной его характеристикой.
Выделяется многообразие форм и методов познания окружающей действительности.
Существуют формы вненаучного познания.
Обыденное познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общения, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Важную роль, особенно на начальных этапах развития истории, играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой представлений о природе и обществе народной фантазией.
В рамках мифологии зародилась художественно-образная форма познания. Наиболее развитое выражение она получила в искусстве. Результатом художественного освоения действительности является художественный образ.
Одной из древних форм познания, генетически связанных с мифологией, является философское познание. Предназначение данной формы познания – создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
Данная особенность сближает философию еще с одной формой познания – религиозной.
Это мышление догмами включающее в себя сложный комплекс иллюзорных представлений. белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки:
Наконец, необходимо охарактеризовать наиболее значимую для современного общества форму познания – науку.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности.
Методы научного познания:
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему.
Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.
Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.
Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.
Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики).
Субъект познания – человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.
Объект познания – предмет, явление, процесс материальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.
Предмет познания – более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. В структурном отношении объект отличается от предмета тем, что в него входят лишь главные, существенные признаки изучаемого объекта с точки зрения цели и задач исследователя.
Сложный противоречивый характер процесса познания находит отражение в диалектике чувственной и рациональной его стороне, во взаимосвязи их основных форм. Так, чувственное познание, как отражение органами чувств (зрением, слухом, осязанием и т.д.) реальной действительности, выступает в трех основных формах:
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта.
Восприятие– синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета, события, явления, наблюдаемых в данный момент.
Представление – наглядное воспроизведение восприятий с помощью памяти и воображения.
Все формы чувственного познания неразрывно связаны между собой, а также и с формами рационального познания, к которым относятся:
Понятие – логический образ предмета, совокупность значимых свойств.
Суждение – мысль, которая устанавливает связь между понятиями и является высказыванием о чем-либо.
Умозаключение – несколько связанных между собой суждений, вывод нового суждения.
Все три формы рационального познания едины, взаимосвязаны, раскрываются и формируются друг через друга. Но самой универсальной формой человеческого мышления, а значит, и рационального познания, является понятие, которое входит в структуру и суждения, и умозаключения.
Кроме этого любое познание может быть истинным и ложным.
Практическое занятие №4
«Духовная жизнь человека»
Цели: в результате выполнения работы, обучающиеся должны освоить умение ориентироваться в философских проблемах духовной жизни человека и общества, работать с информационными источниками.
Пояснения к работе
1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 4 выполните задание.
2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт должен содержать:
- название темы практического занятия;
- цели практического занятия;
- подробный ответ на вопросы.
3. Устно ответьте на контрольные вопросы.
Задание
Вариант 1
Задача 1
Дайте определение понятия «культура» используя следующие словосочетания:
-материальные и духовные ценности;
-способы создания;
-прогресс человечества.
Задача 2
Соотнесите понятие и определение
1.Субкультура | А.Культура, созданная непрофессиональными авторами |
2. Контркультура | Б.Культура , характерная для определённой группы людей |
3. Народная культура | В.Культура, противопоставляющая себя доминантной культуре |
Задача 3
Кто из философов выделял 10 локальных цивилизаций?
Задача 4
Охарактеризуйте термин пайдейя, что он означает, когда появился.
Задача 5
Раскройте основные идеи и И.Гердера.
Вариант 2
Задача 1
Дайте определение, запишите недостающие слова
«Цивилизация – это развитое …общество, основанное на началах … культуры и всеобщей…».
Задача 2
Заполните таблицу
Понятие | Определение |
Доминантная культура | |
Массовая культура | |
Элитарная культура |
Задача 3
Почему Ж.Ж. Руссо пессимистично рассматривал явление цивилизации.
Задача 4
Перечислите и охарактеризуйте функции культуры.
Задача 5
Раскройте основные идеи С. Пуффендорфа.
Контрольные вопросы
1.Какие виды культуры выделяются?
2.В чем состоит различие между внешней и внутренней культурой?
3.В чем состоит сходство культуры и цивилизации?
4.В чем различие культуры и цивилизации?
Литература
(электронные издания):
1.Основы философии: учебник/О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2018.-480с.http://znanium.com
Дополнительные источники (печатные издания):
1. Основы философии: учебное пособие/А.А.Сычев. – Изд.2-е испр. – М.:Альфа - М: ИНФРА - М, 2012, - 368с.
(электронные издания):
2. Философский справочник http://www. philosohu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Принято различать:
— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);
— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).
Уже в античности существовали некоторые предпосылки для формирования философии культуры. В это же время появляется понятие «пайдейя» (образованность, воспитанность), которое было близко к понятию культуры. В эпоху Средневековья также нет отчетливого понятия культуры. Это нечто, относящееся к духовности и сотворено богом.
Термин «культура» в современном, широком его понимании впервые появляется в Новое время в работах немецкого философа СамуэляПуффендорфа (1632—1694). К началу XVIII в. термин «культура» широко распространяется в европейской философии. Наиболее полную философскую интерпретацию этот термин получил к концу столетия прежде всего в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера ( 1744—1803).
Культура имеет свои функции – духовную, социальную и коммуникативную.
Выделяют различные формы культуры: массовая (общедоступная) культура, доминантная культура,
субкультура, элитарная культура, народная культура, контркультура.
Очень часто отожествляют понятия культура и цивилизация.
Термин «цивилизация» (от лат. — гражданский, достойный благородного гражданина) был введен в науку в XVIII в. французскими просветителями. Впервые он встречается в работах экономиста Виктора Рикети де Мирабо(1715— 1789). Под цивилизацией Мирабо понимал развитое гражданское общество, основанное на началах правовой культуры и всеобщей справедливости.
Просвещение, усматривало в цивилизации высшее, идеальное состояние общества, наиболее полное развитие духовно-культурных сил граждан. Однако духовный кризис конца XIX в. породил рост пессимистических настроений по поводу возможностей цивилизации, что привело к противоположной трактовке этого термина — как к выражению упадка духовности, обозначению распада и гибели культуры.
В конце XVIII в. цивилизацию подверг резкой критике Ж.Ж. Руссо (1712—1778). По его мнению, именно цивилизация приносит в общество социальное неравенство, порабощение, деспотизм, культивируя моральные пороки и извращая душу человека.
В философии культуры наряду с таким общим пониманием цивилизации сложилось представление и о локальных цивилизациях (или локальных культурах). Каждая локальная культура, иначе называемая цивилизацией, рассматривается циклически - в динамике фаз ее развития и последующей деградации.
Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский; китайский; ас-сиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитический, или аравийский; германо-романский, или европейский. Как и прочие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития - рождения, взросления, дряхления и смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для преподавателей по проведению практических работ по дисциплине Бухгалтерский учет для студентов обучающихся по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Методические указания адресованы студентам, обучающимся по специальностям 100701 Коммерция (по отраслям). В пособии показаны требования по : Составлению бухгалтерских проводок Оформл...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...
Методические рекомендации для обучающихся к проведению практических занятий по дисциплине ОДП 19 Биология 1 полугодие для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 33.02.01 Фармация
Практикум по биологии включает методические рекомендации для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине ОДП 19 Биология (1 полугодие) составлены на основе рабочей программы ди...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования, учебная дисциплина ОГСЭ. 02 «История»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» по специальностям среднего про...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для специальностей: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям 38.02.07...