Программа "Экологическая безопасность"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа "Экологическая безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskaya_bezopasnost_9_klass_35_chasov.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)................................... | |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности …………… | |
3. | Тематическое планирование............................................... Приложения: ……………………………………………… Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экологическая безопасность» разработана на основе авторской программы Кочуровой Е.Э. «Экологическая безопасность» общеинтеллектуальной (во внеурочной деятельности) направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9 А класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Методическое обеспечение программы данного курса – учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник: Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я. и др «Школьный экологический мониторинг», М. «Агар», 2016.Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях размещены на сайте АУ «Институт развития образования» на странице «Научно-методическая деятельность».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15),
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Освоение курса внеурочной деятельности «Экологическая безопасность» предполагает достижение следующих результатов:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы организации учебных занятий по курсу «Экологическая безопасность» следующие: урок- практикум, лекции, конференции
Основные виды учебной деятельности на занятиях
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Экологичекая безопасность» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
- Календарно-тематическое планирование
Введение. Экологическая безопасность. Её цели и задачи. Структура экологического мониторинга в школе. Требования к оформлению документации (экологических дневников). Выбор и характеристика объектов школьного экомониторинга.
Тема 1. Физико-географическая характеристика объектов мониторинга. Географическое положение ХМАО – Югры, города Нижневартовскаа, микрорайона школы (работа с картами Google). План (карта) исследуемой территории. Мезо-и микрорельеф исследуемых территорий. Микроклимат. Почвы.
Практические работы: Описание географического положения территории. Составление плана микрорайона школы. Описание мезорельефа микрорайона школы. Проведение микроклиматических наблюдений (измерение температуры и в влажности) на территории микрорайона школы.
Тема 2. Методы экологического мониторинга. Биоиндикационные методы. Регистрирующие и накапливающие биоиндикаторы. Физико-химические методы. Метод качественного анализа.
Практические работы: Биотестирование воды с помощью дафний, определение фитотоксичности почв (по методике Рыбальского), физико-химическое апробирование воды.
Тема 3. Методы мониторинга биологических объектов. Мониторинг лесного фитоценоза. Мониторинг фауны. Методы изучения энтомофауны. Методика количественного учета птиц и расчета плотности их населения. Мониторинг зеленых насаждений населенных пунктов.
Практические работы: Описание растений тайги, описание жизненности растений, обилия. Мониторинг энтомофауны. Инвентаризация зеленых насаждений территории школы.
Тема 4. Методы мониторинга воздушной среды. Биоиндикационные методы. Физико-химические методы изучения загрязнения воздуха.
Практические работы: Определения состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы. Определения чистоты воздуха по лишайникам. Определение запыленности воздуха по листьям деревьев. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки в районе школы № 40
Тема 5. Методы мониторинга почв. Растения- индикаторы плодородия почв. Растения – индикаторы залегания грунтовых вод. Растения – индикаторы кислотности почвы. Физико-химические методы исследования почв.
Практические работы: Изучение видового состава и количества почвенных и надпочвенных беспозвоночных животных. Биоиндикация загрязнения почвы с помощью кресс-салата. Приготовление почвенной вытяжки и качественное определение химических элементов в почве.
Тема 6. Методы мониторинга водных объектов. Биоиндикация воды с использованием водорослей. Биоиндикация качества воды по животному населению. Оценка качества воды малых рек по биотическому индексу. Физико-химические методы изучения качества воды.
Практические работы: Определения биотического индекса реки Обь по донным беспозвоночным. Изучение химических показателей воды.
Тема 7. Экологическая оценка исследуемой территории. Выбор объектов экомониторинга. Экологическая оценка по статистическим показателям. Экологическая оценка по динамическим показателям.
Практические работы: Выбор объектов полевых исследований (ключевых участков) и описание их параметров.
Тема 8. Экологическая оценка болот
Тема 8. Экологическая оценка природных сред и объектов по программе мониторинга.
Мониторинг биоты (описание фитоценоза и фауны). Оценка степени загрязнения воздуха. Оценка степени загрязнения почв. Оценка степени загрязнения воды.
Практические работы: Практические работы выполняются в группах по плану работы над определенными проектами.
Итоговая школьная экологическая конференция (представление результатов работы над исследовательскими проектами)
Календарно-тематическое планирование
9 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Цели и задачи экологической безопасности | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | ||
2 | Экологический дневник | 1 | Составление разделов экологического дневника | ||
3 | ЭГП ХМАО, Нижневартовска, нашей школы | 1 | Практическая работа: Описание географического положения территории. Составление плана микрорайона школы. | ||
4 | Микро и мезорельеф,микроклимат, почвы | 1 | Работа с картами. Практическая работа: Описание мезорельефа микрорайона школы. Проведение микроклиматических наблюдений (измерение температуры и в влажности) на территории микрорайона школы. | ||
5 | Методы экологического мониторинга. | 1 | Ознакомление с методами экомониторинга. Ознакомление с оборудованием и приборами. | ||
6 | Биоиндикационные методы. | 1 | Практические работы: Биотестирование воды с помощью дафний, определение фитотоксичности почв (по методике Рыбальского), физико-химическое апробирование воды. | ||
7 | Регистрирующие и накапливающие биоиндикаторы. Физико-химические методы. Метод качественного анализа. | 1 | Практические работы: определение фитотоксичности почв (по методике Рыбальского), | ||
8 | Метод качественного анализа | 1 | Практические работы: физико-химическое апробирование воды. | ||
9 | Методы мониторинга биологических объектов. Мониторинг лесного фитоценоза | 1 | Практические работы: Описание растений тайги, описание жизненности растений, обилия. | ||
10 | Мониторинг фауны. Методы изучения энтомофауны. Методика количественного учета птиц и расчета плотности их населения | 1 | Практические работы: Мониторинг энтомофауны. | ||
11 | Мониторинг зеленых насаждений населенных пунктов. | 1 | Практические работы: Инвентаризация зеленых насаждений территории школы. | ||
12 | Методы мониторинга воздушной среды. Биоиндикационные методы. | 1 | Практические работы: Определения состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы. | ||
13 | Методы мониторинга воздушной среды. Биоиндикационные методы | 1 | Практические работы: Определения чистоты воздуха по лишайникам. | ||
14-15 | Методы мониторинга воздушной среды. Физико-химические методы изучения загрязнения воздуха. | 2 | Практические работы: Определение запыленности воздуха по листьям деревьев. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки в районе школы | ||
16 | Методы мониторинга почв. | 1 | Практические работы: Изучение видового состава и количества почвенных и надпочвенных беспозвоночных животных | ||
17 | Методы мониторинга почв. Растения- индикаторы плодородия почв. Растения – индикаторы залегания грунтовых вод. | 1 | Практические работы: Биоиндикация загрязнения почвы с помощью кресс-салата. | ||
18 | Методы мониторинга почв. Растения – индикаторы кислотности почвы. Физико-химические методы исследования почв. | 1 | Практические работы: Приготовление почвенной вытяжки и качественное определение химических элементов в почве. | ||
19-20 | Методы мониторинга водных объектов. Биоиндикация воды с использованием водорослей. | 2 | Практические работы: Изучение химических показателей воды. | ||
21-22 | Методы мониторинга водных объектов. Биоиндикация качества воды по животному населению. Оценка качества воды малых рек по биотическому индексу. | 2 | Практические работы: Определения биотического индекса реки Обь по донным беспозвоночным. | ||
23 | Методы мониторинга водных объектов. Физико-химические методы изучения качества воды. | 1 | Практические работы: Определения биотического индекса реки Обь по донным беспозвоночным. Изучение химических показателей воды. | ||
24-27 | Экологическая оценка исследуемой территории. Выбор объектов экомониторинга. | 4 | Составление Экологической оценки по статистическим показателям. Экологическая оценка по динамическим показателям. | ||
28 | Практические работы: Выбор объектов полевых исследований (ключевых участков) и описание их параметров. | 1 | Выполняют практическую работу | ||
29-31 | Экологическая оценка болот | 3 | |||
32-34 | Экологическая оценка природных сред и объектов по программе мониторинга. Мониторинг биоты (описание фитоценоза и фауны). Оценка степени загрязнения воздуха. Оценка степени загрязнения почв. Оценка степени загрязнения воды. | 3 | Практические работы: Практические работы выполняются в группах по плану работы над определенными проектами. | ||
35 | Итоговая школьная экологическая конференция | 1 | Итоговая школьная экологическая конференция | ||
Итого | 35 |
УМК, используемый при работе по данной программе:
- Зубарев А.Е. Изучение физико-географических характеристик исследуемой территории при проведении школьного экологического мониторинга. / / Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 75-102.
- Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. И доп./Под ред. Т.Я.Ашихминой. М.: Академический проект, 2006.-416с.
- Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждений системы школьного образования. Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). Москва, 1996.
- Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Учебное пособие. Воронеж, 1997.
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение, М.: - «Вентана-Граф», 2010 -221с.
- Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс.
- Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс. Составитель: Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 л.
- Курс «Природа. Введение в биологию и экологию». Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
- А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012. – 240
- В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталов, А.О.Шубин Экология животных 7 класс. М.: - «Вентана-Граф», 2010 -121с.
Список литературы для учителя
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
- Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов.ун-та 1995.
- Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.: ил.
5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
6.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
7.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
Список литературы для учащихся
1. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов.обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.
- Я познаю мир: Дет.энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
- Красная книга РСФСР.
- Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684
- Особо охраняемые территории Саратовской области. Саратов. Издательство Саратовского университета, 2007г.
- Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/(На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html(Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».
Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе «Основы безопасности жиз...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»
Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!» Актуальность и просто жизненная не...
Безопасность детей на улице и на дороге. Безопасность детей дома. Информационная безопасность в сети интернет.
Презентация для классного часа и педвсеобуча....