педагогический опыт
материал
педагогический опыт Четверговой С. С.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МОУ «Центр образования "Тавла" -
Средняя общеобразовательная школа №17»
г. о. Саранск
Четверговой Светланы Сергеевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Проектная деятельность как способ формирования УУД на уроках русского языка и литературы»
«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения...»
Константин Дмитриевич Ушинский
Проблема выбора необходимого и эффективного метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:
1. Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
2. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
3. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
4. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
5. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
6. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
7. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества, деятельностью.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
1. «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности
(различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз
влечения и т. д.);
2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3.«повествовательные проекты» -разрабатывая их, дети
имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;
4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала - «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет - «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения.
В качестве причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабая разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
-сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной
идеей «комплексных программ».
Теоретическая база опыта
Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.
Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др.Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.
Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
На современном этапе в рамках данной проблемы сделан акцент на освоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, и метод проектов снова востребован и популярен.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решение, быть коммуникабельным, мобильным.
Таким образом, проект – это план, замысел, в результате реализации которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, модель, фильм, пособие, справочник, гербарий или многое другое. Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на:
-развитие критического мышления;
-развитие творческого мышления;
-развитие познавательной активности;
-формирование умения работать с разного рода информацией;
-умения работать в коллективе, владение культурой коммуникации.
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Метод проектов — это организационная модель образовательной деятельности, способствующая исследованию учащимися сложных проблем. Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов предполагает организацию скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя как во время занятий, так и во внеурочное время с использованием информационных, телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которых обучающиеся приобретают дополнительные знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки, развивают исследовательские умения - формулируют тему, гипотезу, цель; выбирают способы исследования. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
1. подготовка (определение темы и целей проекта);
2.формирование рабочей группы.
3. Планирование
А) определение источников информации;
Б) определение способов сбора и анализа информации;
В) определение способов представления результатов;
Г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
4. Исследование
А) сбор и уточнение информации;
Б) решение промежуточных задач;
В) обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма» ;
Г) выбор оптимального варианта;
Д) выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
5. Формулирование результатов или выводов
А) анализ информации;
Б) формулирование выводов.
6. Защита проекта
А) подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов;
Б) возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
7. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
А) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин;
Б) классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.
Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
По содержанию:
- Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета) ;
- Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов) ;
- Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
По методу, доминирующему в проекте:
- Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры) ;
- Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра) ;
- Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
По включенности проектов в учебные планы:
- текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
- итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).
По продолжительности выполнения проекта:
- мини – проекты (несколько недель);
- средней продолжительности (несколько месяцев);
- долгосрочные (в течение года).
По количеству участников проекта:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность учащихся, то есть:
- Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).
- Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
- интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
- коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);
- творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
С 2014 года стартовал общешкольный проект – электронная газета «Школьная жизнь». Кроме освещения школьной жизни, корреспонденты газеты занимаются исследовательской работой: к 70-летию Победы были найдены и опубликованы материалы об учениках школы – участниках Великой Отечественной войны.
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.
Таким образом, в методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.
Анализ результативности
Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
- для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
- у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
- на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
- ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
- развиваются творческие способности;
- отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости.
Русский язык
Классы | 2016-2017 уч. г. | 2017-2018 уч. г. | ||
ур. обуч. % | кач. зн. % | ур. обуч. % | кач. зн. % | |
6б | 100 | 56 | 100 | 58 |
7б | 100 | 53 | 100 | 57 |
5б | 100 | 59 | 100 | 61 |
Классы | Качество знаний (в %) за 2018 – 2019 уч. г. | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
5А | 53 | 56 | 61 | 63 | 65 |
5Б | 48 | 63 | 65 | 67 | 68 |
8А | 72 | 74 | 76 | 79 | 80 |
Мои ученики ежегодно принимают участие в предметных олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. По моему мнению, участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
Маслова К. (7А класс) - призер ВОШ по русскому языку (2017г.); Петрушкина Ю. (7А класс) - призер (3 место) в республиканской олимпиаде по литературе "Каждый стих-дитя любви...", посвященный к 125-летию со дня рождения М. И. Цветаевой (2017г.); Потанин А. (8А класс), Спирькина Д. (8А класс), Чапаева Н. (8А класс),Азисова А. (8А класс)-призеры отборочного этапа Евсевьевской открытой олимпиады школьников среди обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций РМ(2018-2019 учебный год); Макарова А. (5А класс) победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений (2018г.); Коняшкина К. (5А класс) - призер (3 место) в номинации "Сила слова" городского конкурса авторского стихотворства "Душой рожденные стихи"(2018г.); Чапаева Н. (8А класс) - призер XXIV Бахтинской открытой гимназической научно-практической конференции "Диалоги в пространстве культуры" в секции "Языкознание" (2019г.); Деркаев В. (8А класс) - призер XXIV Бахтинской открытой гимназической научно-практической конференции "Диалоги в пространстве культуры" в секции "Литературоведение" (2019г.); Деркаев В. (8А класс) - призер межшкольной научно-практической конференции школьников "С наукой в будущее" (2019г.); Петрушкина Ю. (7А класс) - призер научно-практической конференции "Школьники города-науке XXI века"(2017 г.); Юленкова А. (8А класс)- призер (3 место) республиканского конкурса литературных работ "Искусство слова" (2019г.); Чапаева Н. (8А класс) - призер (2 место) республиканского конкурса научно-исследовательских проектов "Революция 1917 года в художественной литературе"(2019 г.); Петрушкина Ю. (7А класс) - призер (3 место) республиканской олимпиады по литературе "Каждый стих-дитя любви..." (2017г.); Петрушкина Ю. (7А класс) - призер (3 место) межрегионального конкурса сочинений "Чем интересен мне архив?"(2018г.); Петрушкина Ю. (7А класс) - призер всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников "Первый шаг к успеху" в номинации "Литературоведение" (2017г.); Маслова К. (7А класс) - призер (3 место) всероссийского конкурса литературно-художественного творчества "Золотое перо"(2017г.); Деркаев В. (8А класс) - победитель всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников "Мое научное открытие" в номинации "Литературоведение" (2018г.); Рябинкина А. (8А класс) - участница всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников "Мое научное открытие" в номинации "Литературоведение" (2018г.).
А также я активно принимаю участие в конкурсах, конференциях различного уровня для педагогов.
- Диплом победителя(1 место) всероссийского конкурса "ФГОС класс", 2021 г.;
- Участник Международной НПК «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г..;
- Участник V Международной НПК «Надькинские чтения», 8 ноября 2017 г.;
- Участник Международной НПК «53-е Евсевьевские чтения», 9-10 февраля 2017 г.;
- Участник VI Международной НПК «Надькинские чтения», 22 ноября 2018 г.;
- Участник Международная НПК «54-е Евсевьевские чтения», 28-29 марта 2018 г.;
- Участник Международная НПК «55-е Евсевьевские чтения», 14-15 марта
2019 г.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Приступая к внедрению метода проектов, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути.
1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
2. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.
3. Одним из наиболее непростых, проблематичных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:
• Из поля зрения выпадает слабый ученик;
• Степень участия каждого участника проекта;
• Контроль всех этапов работы;
• Связать все части проекта воедино.
Несмотря на свою трудоемкость для учителя, проектный метод работы с учащимися эффективен, т.к. дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, учит адекватному оцениванию своих возможностей и служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний.
Адресные рекомендации по использованию данного опыта
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодoродная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам вoзможность почувствoвать предмет, получить новые знания.
Метoд проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурoлогии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным. Поэтому я считаю, что данная работа могла бы заинтересовать не толькo учителей гуманитарного цикла, но и любого педагога, стремящегося сделать процесс обучения более результативным, творческим, сoвременным.
Метод проектов – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Таким образом, проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русского языка, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для подростков. В ходе выполнения проекта школьники активны, они проявляют творчество. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и активизировать учащихся для достижения практического результата.
Список использованной литературы
1.Алмазова И.Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования // Начальная школа. – 2006. - № 7.
2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М.: 2008. - 352 с.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология –М.: Народное образование, 2000.- 240 с.
4. Пахомова Н.Ю. Метод ученого проекта в образовательном учреждении –М.: 2008. - 107 с.
5. Синегина А. Защита проектов // Зарубежная литература в школе. – 2006. - №15 – 16 с.
6. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 - 39.
Возможность тиражирования
В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, принимаю участие и выступаю на педсоветах, МО, изучаю опыт работы других педагогов, использую интернет - ресурсы, а также распространяю свой опыт в интернете на сайте Интернет - портала http://nsportal.ru.
Основные положения опыта выставлены на сайте МОУ «Центр образования «Тавла – Средняя общеобразовательная школа №17» в разделе «Педагогический состав»: https://sc17sar.schoolrm.ru/sveden/employees/28799/353387/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...