Вокальный ансамбль
рабочая программа
Рабочая программа внеурочная деятельность Вокальный ансамбль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnyy_ansambl_1-2_klass.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №369
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Принято: Утверждаю:
Педагогический совет Директор
ГБОУ Лицей №369 ГБОУ Лицей №369
Протокол №___от___20__г. _______ К.Э.Тхостов
Приказ №__от_____20__г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Вокальный ансамбль» 1-2 класс 1 часа в неделю
(общекультурное направление)
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 2020/2021
учебный год.
Автор составитель:
Бычкова Екатерина Станиславовна
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальный ансамбль» по общекультурному направлению составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта на основании следующих документов: «Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). Программа переработана и дополнена.
Актуальность программы.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности.
Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
- Формирование устойчивого интереса к пению;
- Обучение выразительному пению;
- Обучение певческим навыкам;
- Развитие слуха и голоса детей;
- Формирование голосового аппарата;
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей;
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной обстановки на уроке.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы.
Программа построена на основе принципов гуманитаризации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в основной школе, система – деятельностного подхода к построению учебно - воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условно – концентрического принципа.
Особенности форм работы.
Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие является вводным. На нём раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нём систематизируется полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника-концерта. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско – родительских праздников.
Внеурочные занятия в 1-2 классе не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятий; информационная часть (рассказ учителя, обмен информацией, рассказы детей, прослушивание музыки и выступления детский вокальных коллективов); вокальные и интонационные упражнения; умение вести себя на сцене и владеть микрофоном; выполнение коммуникативных заданий, подготовка выступлений к праздникам, репетиции. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются вокальная работа, артистизм, работа в ансамбле.
Место курса в учебном плане:
1-2 класс; 1 час в неделю; 34 часа в год.
Планируемые результаты.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
- приобретение опыта вокальной деятельности.
Предметные результаты программы:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления;
- развитие навыка эстрадного пения;
- умение осознанно применять навыки академического и эстрадного звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
Результативность курса наблюдается через проведение школьных праздников, районных фестивалях и конкурсах.
Учебно - методическое планирование
№ п\п | Тема или раздел программы | Форма занятий | Объем внеурочной деятельности час в нед. | Дата | Форма подведения итогов в конце раздела, программы |
1. | Вводное занятие | Игра | 1 | ||
2. | Диагностика. Прослушивание детских голосов | Прослушивание | 1 | ||
3. | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | Беседа, игра | 1 | ||
4. | Строение голосового аппарата. | 1 | |||
5. | Строение голосового аппарата. | 1 | |||
6. | Вокально-певческая установка. | 1 | |||
7. | Вокально-певческая установка. | 1 | |||
8. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |||
9. | Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. | 1 | |||
10. | Звукообразование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. | 1 | |||
11. | Упражнения на дыхание. | 1 | |||
12. | Сцендвижения. | 1 | |||
13. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. Формирование сценической культуры. | 1 | |||
14. | Подготовка к выступлению на концерте. | 1 | |||
15. | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. | 1 | |||
16. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
17. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
18. | Сценодвижение. | 1 | |||
19. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |||
20. | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. | 1 | |||
21. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
22. | Правила охраны детского голоса. Мягкая атака звука. Округление гласных. | 1 | |||
23. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
24. | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона | 1 | |||
25. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
26. | Вокальные упражнения. Репетиция. Работа с микрофонами над репертуаром. | 1 | |||
27. | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона | 1 | |||
28. | Подготовка к выступлению на концерте. | 1 | |||
29. | Подготовка к выступлению на концерте. | 1 | |||
30. | Сценодвижение. | 1 | |||
31. | Формирование сценической культуры: эмоциональное раскрепощение во время выступления, артистизм, движение на сцене. Работа над репертуаром. | 1 | |||
32. | Формирование сценической культуры: эмоциональное раскрепощение во время выступления, артистизм, движение на сцене. Работа над репертуаром. | 1 | |||
33. | Обобщающий урок | ||||
34. | Итоговое занятие. | Урок-концерт | 1 | Урок-концерт | |
Итого:34 часа |
Содержание занятий
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальных занятий. Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете). Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Упражнения: «Маленький маятник», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Вокальные упражнения. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления». Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения.
Сценодвижение. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие и закрепление навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Скороговорки в пении и речи – их соотношение.
Работа над исполняемым репертуаром. Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Сочетание пения и движения рук или всего корпуса. Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов.
Творческий отчет. Творческий отчёт проводится два раза в конце каждого полугодия. Выставка фотоматериала из выступлений. Итоговое занятие: разбор ошибок и поощрение удачных моментов, отбор лучших номеров, анализ выступление.
Используемая литература для преподавателя.
1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г.
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения;
3. Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы», «Музыка», Москва, 1997г.;
4. Никифоров Ю.С. «Детский академический хор», 2003г.;
5.Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.:«Теория и методика музыкального образования детей»;
6. «Хрестоматия музыкального материала». Составители Е. Критская, Т. Шмагина,
Г. Сергеева. Москва «Просвещение» 2002г.;
7. «Музыка в школе». Составители Е. Критская, Т. Шмагина, Г. Сергеева. Москва «Культура» 2001 г.;
8. «Музыка» Составитель В. Фадин. Издательство «Учитель» 2003г.;
9. «Популярный песенник-справочник». Составители И. Олинская, Д. Ухов, И. Оякяер
г. Москва. Издательство «Музыка» 1991г.
10. Популярные детские песни «Рисунки на асфальте». Составители Ф. Такун,
А. Шершунов. Издательство «Современная музыка», 2013 г.
Используемая литература для обучающихся.
- Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
- Васильев Ю. А. Сценическая речь. Ритмы и вариации.
Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В репертуар вокального ансамбля (возраст13-15 лет) "Странники"
Популярная музыка из передачи "В мире животных" - песня! Данная песня А.Рамиреса на ст.Ф.Луны называется «Странники». Предлагаю оригинал нот и текста песни, а также ноты собственного трёхголосного вар...
Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем
Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...
Вокальный ансамбль "Капельки"
Выступления ансамбля на концертах и конкурсах...
Открытый урок с вокальным ансамблем
Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:«Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста». Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми мла...
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:· ознакомление с вокально-техническими требо...
СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...