Творческие задания 6-8 классы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Наречие.
Особое значение при изучении наречия приобретает словарная работа, так как речь учащихся бедна наречиями-эпитетами и наречиями, уточняющими характер действия; кроме того, многие наречия, правописание которых нужно усвоить учащимися, потому что они встречаются с ними в речевой практике, не объясняются правилом и требуют запоминания в словарном порядке.
При изучении наречия запоминается правописание следующих слов: активно, без спросу, вдалеке, вмиг, внакладку, вничью, во что бы то ни стало, впервые, впоследствии, вприкуску, вслух, втихомолку, деталь, довольно, заранее, заодно, искренне, искусно, наедине, нечаянно, наизусть, на миг, на память, на слух, на совесть, наспех, на ходу, обязательно, осторожно, посещать, строгать.
Тренировочные задания.
- Учащиеся записывают словосочетания, заменяя наречия наречиями-антонимами.
Излагать кратко(длинно); говорить побыстрей(помедленней; отвечать плохо(хорошо); обсуждать холодно(горячо); объяснять точно(путано); говорить погромче(потише), и т. д.
- Добела, искусно, тягуче, набело, докрасна, искренне, издавна, осторожно, горячо, изредка, наглухо.
-Подчеркните наречия, образованные от кратких прилагательных с предлогами, поставьте в них ударение, прочтите их.
-Что нужно помнить о правописании наречий на –а, -о?
-Как образовались остальные записанные наречия?
-Объясните их правописание.
-Подберите синонимы к наречиям искусно(умело), искренне(откровенно), осторожно(бережно, осмотрительно), набело(начисто, окончательно), изредка(иногда).
- Работа по развитию речи учащихся.
Учащиеся читают наречия-эпитеты, отмеченные ими в отрывке из произведения И. Тургенева «Бежин луг» (Д/з).
Было немо и глухо, висело так плоско, так уныло, пискнул слабо и жалобно, окончательно удостоверился, заблудился совершенно, потонувшие почти совсем, пошел наудалую.
Какую цель преследует автор, употребляя эти наречия-эпитеты?
- Вниманию учащихся предлагается текст с наречиями-эпитетами, данными в скобках. Учащиеся должны дать небольшое описание утра одного из времен года, отбирая для этого подходящие наречия-эпитеты, и озаглавить соответственно избранной теме.
(Медленно, торжественно, спокойно) всходило солнце и (ярко, ласково, нежно, щедро, угрюмо, тускло) озаряло просыпавшуюся землю. По небу (легко, весело, тяжело, мрачно) плыли небольшие облака. Старый лес (радостно, торжественно, задумчиво, таинственно, сердито, глухо, уныло) шумел. Могучие ели и сосны стояли (величаво, тихо, молчаливо, хмуро). Березки (весело, радостно, задорно, уныло, печально) шелестят своими листочками. Как (хорошо, чудесно, прекрасно, великолепно, восхитительно, тоскливо, грустно) в лесу…
- Заменить сочетания слов наречиями.
Пить кофе, положив сахар в стакан (внакладку); бежать, стараясь перегнать друг друга (наперегонки); участвовать в соревновании первый раз (впервые); читать, растягивая слова (нараспев); идти, не зная дороги (наугад); отказаться от выступления окончательно, безоговорочно (наотрез); говорить очень тихо (шепотом); вернуться домой в назначенный срок (вовремя); увидеть теплоход в отдалении (вдали).
- Сочетания заменить наречиями.
Упасть лицом к земле (ничком); уйти в сторону (прочь); нестись галопом (вскачь); упасть на спину, лицом кверху (навзничь); зарасти целиком (сплошь); распахнуть окно до конца (настежь); невыносимо (невтерпеж).
- Вслух, сперва, наспех, заодно, наотмашь, наедине, на миг, ничком, втихомолку, воедино, впоследствии, на ходу, заранее, искусно, на совесть.
-Подчеркнуть наречия, образованные от числительных.
-Что нужно помнить о правописании наречий, образованных от числительных?
-К двум последним наречиям подобрать синонимы и глаголы.
- По таблице учащиеся знакомятся с трудными для правописания наречиями, выясняют их образование, значение, составляют с ними (устно или письменно) предложения, отмечают в словарях.
Наречия | |
Пиши с л и т н о | Пиши р а з д е л ь н о |
наизусть вслух вмиг наспех втихомолку | на память на слух на миг на совесть без спросу |
Учитель диктует начало сочетаний, учащиеся их записывают, доканчивая по смыслу.
Выучить наизусть, или . . . (на память). Читать вслух, но запомнить . . . (на слух). Исчезнуть вмиг, но замереть . . . (на миг). Готовить уроки
на советь, а не . . . (наспех). Взять втихомолку, или . . . (без спросу).
- Образовать от прилагательных наречия и подобрать синонимы.
Бесстрашный-…(бесстрашно, смело); легкомысленный- …(легкомысленно, беззаботно) ; срочный-…(срочно, спешно); неожиданный-…(неожиданно, внезапно) и т.д.
- Заменить наречия наречиями, близкими по значению, с шипящей перед суффиксами –о, е.
Решал превосходно-…(блестяще),приветствовал тепло...(горячо), делал неловко...(неуклюже),писал аккуратно...(хорошо) и т.д.
- Из данного ряда наречий выбрать подходящие по смыслу.
Река(скоро, быстро, поспешно, стремительно)мчится с горы. Здесь, где(давным-давно, в старину, встарь, когда-то, некогда)была пустыня, сейчас раскинулся чудесный город. Друзья(нечаянно, невольно, случайно, невзначай, ненароком) оказались в одном лагере.
- Подобрать антонимы к наречиям.
Назад - . . .(вперед), влево - . . . , затемно - . . . , начерно - . . . , часто - . . . .
- Подобрать к данным словам антонимы с приставкой не- и записать, распределяя по частям речи.
Внимательный, здоровье, правда, долго, весело, счастье, широкий, глубоко, молодой.
- Заменить цельные по смыслу сочетания наречиями и, наоборот, наречия – сочетаниями.
1)Встать ни свет ни заря - . . .(рано); видеться изо дня в день - . . .(ежедневно); жить душа в душу - . . .(дружно); работать не покладая рук - . . .(старательно); посещать время от времени - . . .(изредка). 2)Остаться наедине - . . .(с глазу на глаз); прийти обязательно - . . .(во что бы то ни стало); удаляться постепенно - . . .(шаг за шагом).
- Неуклюже, неряха, негодовать, ненаглядный, нечаянно, неустанно, ненавидя, ненастье, непременно, неожиданно, негодующий, недоуменно, неудержимо, недоумевая.
- Определить части речи. Какие части речи пишутся с не слитно? Почему?
- Учащиеся знакомятся с правописанием наречия нечаянно.
- Наречия в устойчивых словосочетаниях.
Рукой подать (близко); рука об руку (вместе); не с руки (неудобно); на скорую руку (быстро); в первую голову (сперва, сначала); как снег на голову (внезапно, неожиданно); с глазу на глаз (наедине); отмерить на глазок (примерно); говорить в глаза (прямо, открыто); смотреть во все глаза (зорко, внимательно); не в бровь, а в глаз (метко, точно); шаг за шагом (постепенно); ни свет ни заря (очень рано); время от времени (иногда); с минуты на минуту (сейчас).
- Учащиеся вставляют пропущенные буквы или раскрывают скобки, рассказывают о правописании и образовании данной группы наречий.
взволнова…о спокой…о блестящ… горяч… | справ… издавн… влев… запрост… | (по) прежнему (по) дружески (по) волчьи |
(от) куда (от) туда (ото) всюду | (от) того (по) тому (за) тем | (по) своему (по) иному (по) всякому |
(в) начале (в) верх (к) низу (на) удвчу | (в) двое (на) трое (во) первых три(жды) | еле(еле) мало(помалу) крепко(накрепко) |
(не) брежно (не) часто (не) далеко, а близко | (ни) куда (ни) когда (не) где | (не) когда (кое) где как(то) |
- От каких частей речи образуются наречия? Как?
- Какие наречия пишутся через черточку?
- Правописание каких наречий связано с ударением?
- Какие наречия сходны по произношению с другими частями речи? Как мы отличаем их? Как пишем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диктант с творческим заданием для 5 класса
Помимо самого диктанта, в котором содержатся орфографические и пунктуационные правила по русскому языку за 5 класс, также предложено интересное поисковое задание на логику и зоркость: поиск названия ц...
Творческое задание "Животные" 7 класс
Задание РЕБУС "ЖИВОТНЫЕ" для организации работы дистанционного обучения (использованы сервисы Learning)....
Тест-викторина с творческими заданиями для 11 класса "Владимир Маяковский"
Тест-викторина позволяет не только проверить знание фактов биографии поэта, но и предлагает учащимся письменно поразмышлять о Владимире Маяковском и его творчестве...
Творческое задание для 5 класса по теме "Земля - планета Солнечной системы"
Творческое задание для 5 класса по теме "Земля - планета Солнечной системы"...
Творческие задания для мастер-класс по теме "Ассоциация и мнемотехника"
Мастер-класс по теме "Ассоциация и мнемотехника" формирует умения работы с картой, знание нуменклатуры...
Творческое задание для 9 класса "Смотрим. Думаем. Интересуемся"
Творческое задание для 9 класса "Смотрим. Думаем. Интересуемся"...
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по английскому языку для 5 класса.
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по учебнику Rainbow English для 5 класса....