SOFT SKILLS КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья

Гринь Наталья Андреевна

Сейчас учитель – это организатор познавательной деятельности.

И главная его задача не дать ученикам информацию,

а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.

Скачать:


Предварительный просмотр:

SOFT SKILLS КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сейчас учитель – это организатор познавательной деятельности.

И главная его задача не дать ученикам информацию,

а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.

В современном социуме основная масса людей считает, что успешность в профессии зависит от квалификации и мастерства человека, владеющего рядом доминирующих качеств, таких как осознание своей причастности к  профессии, знание и четкое выполнение должностных инструкций. Однако данные концепции давно устарели, потеряли свою актуальность. Востребованный специалист сегодня – это профессионал с рациональными задатками, который умеет быстро и коорденированно выбирать эффективные и целесообразные способы сотрудничества в конкретных жизненных условиях.

В любой профессии без надлежащих навыков достичь успеха часто очень сложно. Современные исследователи  пишут,  что  продуктивность в профессиональной  деятельности человека непосредственно зависит от уровня развитости у него «гибких» навыков («soft skills»), которые, отличают талантливых и дальновидных специалистов от «неудачников».

Определение soft skills имеет много трактовок. Одни определяют как –  личностные качества, без которых даже самый первоклассный специалист не сможет добиться наилучшего результата. Другие расценивают как навыки, эффективных коммуникаторов и кооператоров, необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. С точки зрения психологов soft skills – это навыки социальные: нахождение подхода к людям, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.д.

Итак, «гибкие» навыки носят универсальный характер. Ведущими компонентами являются: лидерские свойства, критичное сознание, профактивность, готовность к реформам, умение разбираться в новых обстоятельствах, систематизация полезной информации, презентация своих идей, желание и стремление самостоятельно совершенствоваться, быть коммуникатором и кооператором, подходить к вопросам креативно с одной стороны и дипломатично с другой.

Безусловно, развитые soft skills ключевой фактор педагогических компетенций. Свойство профессии педагога – открытость. Такой род деятельности в ряд компетентных умений включает: способность ранжирования отношений с основными субъектами образования – детьми, родителями и коллегами; умелое использование новых технологий в образовательном процессе; уверенную ориентацию в информационном пространстве; сотрудничество; творческое решение открытых задач; умение доносить свои мысли и др.

Следовательно, в поиске «новой» школы в условиях постоянно обновляющегося общего образования, складывается и новый авангардный идеал учителя. В первую очередь  товарища и единомышленника, советчика, лидера и одновременно коммуникатора и кооператора, инициатора проектов, воспитателя и новатора.

Основные  тенденции государственной политики в области подготовки педагогических кадров, четко прописаны в нормативных документах: «…школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Указ Президента  РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271]. Следовательно, чтобы полноценно формировать и развивать  у школьников навыки soft skills, современный педагог должен в полной мере обладать ими сам.

Важно помнить еще одно обстоятельство. Развитие «гибких» навыков влияющих на формирование всех качеств личности в процессе обучения сегодня, поможет в будущем сделать ребенку успешную профессиональную карьеру, определить его продуктивность и профессиональную конкурентоспособность.


Литература:

  1. Soft skills что это? Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL: https://www.jcat.ru/job_vacancy/blog/chto-takoe-soft-skills/ (дата обращения 15.05.2021)
  2. Soft skills URL: https://annatubten.livejournal.com/555062.html (дата обращения 20.05.2021)
  3. Навыки XXI века.  URL: https://4brain.ru/  (дата обращения 20.05.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по развитию soft skills "Навыки успеха"

Рабочая тетрадь с теорией и упражнениями по развитию "гибких навыков"....

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

Мастер-класс "Формирование навыков Hard-skills и soft-skills"

Hard skills – узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности. Например, навы...

Буклет "Soft Skills - это навыки успеха?"

Буклет "Soft Skills - это навыки успеха?"...

Soft skills: компетенции педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются актуальные вопросы компетенций современного педагога дополнительного образования, обосновывается необходимость развития адаптивных качеств специалиста и его надпрофессиональны...

Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»

laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...

«Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе», презентация

Презентация для сообщения по теме: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...