Программы внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов
рабочая программа (11 класс)
Программы внеурочной деятельности, факультативных, элективных курсов, реализуемые в основном и среднем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy.zip | 200.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Больше – Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения: ____________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
элективного курса
по литературе
«Золотой век» русской литературы»
для 10 класса
Разработчик программы: Свищёва А. В.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________М. С. Пчелинцева
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны знать/понимать:
- первичные навыки научно-исследовательской работы;
- навыки написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ;
-коммуникативные навыки речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции;
-знать структуру простого и сложного плана. Конспект. Тезисы, структуру сочинения, вступительную часть сочинения;
- виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое;
-основную часть, заключение, правила составления тезисов, конспектирование как вид письменной работы.
Учащиеся должны уметь:
-находить общие черты в произведениях определенного литературного периода;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-оценивать тематику произведения;
-давать оценку произведению в контексте времени;·
-отличать преходящие и вечные ценности; ·
-соотносить авторский замысел и его воплощение;
-выявлять традиции и новаторство в творчестве писателя;
-различать понятия «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста;
-что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию);
-виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. ;
-определять особенности литературных направлений;
- жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле;
-художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века ;
-особенности композиции прозаических и лирических произведений;
-иметь понятие о лингвостилистическом анализе текста;
-делать стилистический анализ: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной изобразительности;
-уметь делать конспект критической статьи. Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве». Д. Писарев. “Базаров”;
-составлять план анализа эпизода;
- план характеристики литературного героя
Содержание программы
Тема 1(1ч)
Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.
Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
Тема 2. А.С.Пушкин(1ч)
Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.
Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.
Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.
Тема 3. Н.В.Гоголь(1ч)
«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.
Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.
Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира
Тема 4. М.Ю.Лермонтов(1ч)
Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».
Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)
Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.
Тема 5. Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа(1ч)
Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.
Тема 6. А.Н.Островский(1ч)
Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.
Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..
Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.
Тема 7. И.А.Гончаров(1ч)
Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».
Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.
Тема 8. И.С.Тургенев(2ч)
Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.
Теория литературы: психологизм.
Тема 9. Ф.И.Тютчев(1ч)
Философия природы и человека в творчестве Тютчева.
Теория литературы: поэтический цикл
А.А.Фет.
Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.
Тема 10. Н.А.Некрасов(1ч)
Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )
Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)
Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.
Тема 11. М.Е.Салтыков- Щедрин(1ч)
М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.
«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.
«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)
Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.
Тема 12. Ф.М.Достоевский(2ч)
Литературная философия Достоевского и христианские ценности.
Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.
Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.
Тема 13. Л.Н. Толстой(2ч)
Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.
Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.
Теория литературы: мировая литература, литературный образ.
Тема 14. А.П.Чехов(1ч)
Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.
Литература и живопись. А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.
«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»
Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.
Тема 15. Защита проектов(1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. | 1 |
2 | А.С.Пушкин | 1 |
3 | Н.В.Гоголь | 1 |
4 | М.Ю.Лермонтов | 1 |
5 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | 1 |
6 | А.Н.Островский | 1 |
7 | И.А.Гончаров | 1 |
8 | И.С.Тургенев | 2 |
9 | Ф.И.Тютчев А.А.Фет. | 1 |
10 | Н.А.Некрасов | 1 |
11 | М.Е.Салтыков- Щедрин | 1 |
12 | Ф.М.Достоевский | 2 |
13 | Л.Н. Толстой | 2 |
14 | А.П.Чехов | 1 |
15 | Защита проектов | 1 |
Итого | 18 | |
Больше-Ломовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
элективного курса
по литературе
«Золотой век» русской литературы»
в 10 классе
(18часов, 0,5 часа в неделю)
учителя русского языка и литературы
Свищёвой Антонины Викторовны
2017-2018 учебный год
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактического провед | Примечание |
1 | Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. | |||
2 | А. С. Пушкин Художественный мир писателя | |||
3 | Н.В.Гоголь «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя. | |||
4 | М.Ю.Лермонтов Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. | |||
5 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | |||
6 | А.Н.Островский Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе. | |||
7 | И.А.Гончаров Художественный мир писателя. | |||
8-9 | И.С.Тургенев Любовь в повестях Тургенева | |||
10 | Ф.И.Тютчев Философия природы и человека в творчестве Тютчева. А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика. | |||
11 | Н.А.Некрасов Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви. Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова Родная природа в изображении Н.А. Некрасова | |||
12 | М.Е.Салтыков- Щедрин «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика. | |||
13-14 | Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности. | |||
15-16 | Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни. | |||
17 | А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества. | |||
18 | Защита проектов | |||
Итого | 18ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по факультативным и элективным курсам по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая дл...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....
«Презентация программы внеурочной деятельности для кадет 8 курса «Естественнонаучная лаборатория».
Единый методический день «Повышение качества образования как фундаментальная основа социализации кадет в современных реалиях»...
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» (метапредметный курс для 5 и 7 кл.)
Рабочая программа метапредметного курса «Проектная мастерская» составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева &laq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Физика. Введение в курс» для 6 класса на 2022-2023 учебный год
Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся. Для изучения пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...