Викторина "На перекрестке естественных наук"
материал
Викторина "На перекрестке естественных наук" |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_na_perekrestke_nauk.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВИКТОРИНЫ
«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
Разработала: педагог дополнительного образования - Бикшева Александра Александровна
Девиз игры – викторины: «Мир един, природа целостна, жизнь многогранна, материя изменчива, а любые границы – условны…»
Цель игры:
- Формирование учебно – познавательных компетенций учащихся: ценностно – смысловых, информационных, общекультурных, социально – трудовых, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования;
- Обобщение и интеграция знаний из различных естественнонаучных дисциплин (химии, биологии, экологии);
- Развитие познавательных умений и навыков учащихся: умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
- Развитие умения самостоятельно применять свои знания в неожиданном контексте;
- Развитие умения интегрировать знания из различных областей наук;
- Развитие умения критически мыслить и аргументировать;
- Развитие умения оформлять отчет о работе в виде компьютерных презентаций.
Ход игры:
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья!
Я рада вас приветствовать! Сегодня мы проводим игру – викторину «На перекрестке естественных наук» (на экране под музыку идет показ слайдов из презентации «На перекрестке естественных наук»).
Ведущая. Мир так велик и так прекрасен!
Однажды созданный в Божественном порыве,
А может – звездами рожденный в Большом взрыве?
Хотя, быть может, кто – то с этим не согласен…
Однажды созданный в Божественном порыве,
Наш мир чарует ежедневной красотой.
Непостижимый, сложный и простой,
И все же – фантастически красивый!
Ведущая. Что ж, друзья - таково мнение поэта. Однако ученые - химики, биологи, экологи - с успехом изучают окружающий нас мир, раскрывая одну за другой самые сокровенные тайны материи. Но ведь наук много, а мир один, целостный и неделимый. Поэтому и наша естественнонаучная викторина носит сегодня интегрированный характер.
В игре-викторине принимают участие две команды: команда «Юные гении» и команда «Всезнайки». Поприветствуем наших знатоков! (приветствуем команды и капитанов).
Ведущая. Дорогие друзья! В нашей сегодняшней игре четыре гейма, которые имеют такие названия:
1й. На перекрестке наук
2й. Заморочки из бочки
3й. И один в поле воин
4й. Дальше, дальше, дальше…
И, прежде чем начать игру, я хочу загадать командам химическую загадку. Так команда, которая первой даст правильный ответ, первой же вступит в игровой гейм «На перекрестке наук».
Ведущая. Разыгрываем право первого ответа. Она родилась в волшебной стране - в химической лаборатории. Ее отец – Нитроген (IV) оксид - был злым по натуре и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, и звали ее – Вода. Дочка родилась маленькой и бесцветной. Однако, когда к ней добавили каплю фиолетового лакмуса, дочка сразу покраснела. Все поняли, что родилась девочка с непростым, едким характером. Назовите имя «девочки» и ее «сестры – двойняшки» (ответ: азотная кислота и азотистая кислота).
Ведущая. Вопросы 1го гейма разделены на пять категорий: «Химия», «Биология», Экология» и «Темная лошадка». В каждой категории по 5 вопросов. Капитаны команд по очереди выбирают категорию и номер вопроса (можно использовать юлу, кубик и другие варианты случайного выбора).
Каждая команда должна ответить на пять вопросов, по одному из каждой категории. Вопросы повторяться не должны. На раздумье и обсуждение командам дается 20 секунд. Один раз можно взять «помощь зала». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1й гейм «На перекрестке наук»
Категория «Экология»
Вопрос №1 Какая птица выводит птенцов зимой?
1.Снегирь
2.Клёст
3.Воробей
4.Кукушка
(ответ: Клёст)
Вопрос №2. Наука экология изучает…
1.взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой
2.животный мир
3.методы защиты природы
(ответ: взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой)
Вопрос №3. Какому ученому принадлежит авторство в названии для данной науки?
1.Карлу Марксу
2.Эрнсту Геккелю
3.Чарльзу Дарвину
(ответ: Эрнсту Геккелю)
Вопрос №4. Какие из нижеперечисленных резервуаров хранят больше всего пресной воды?
1.реки и озера
2.ледники, айсберги, полярные снега
3.искусственные водоемы
(ответ: ледники, айсберги, полярные снега)
Вопрос №5. В какой день отмечается праздник окружающей среды?
1.пятого июня
2.пятнадцатого июля
3.двадцать пятого числа ежемесячно
(ответ: пятого июня)
Категория «Химия»
Вопрос №1.
Этот химический элемент Й. Берцелиус назвал в честь богини Луны. Он очень чувствителен к свету, в микродозах выявлен в сетчатке глаза человека, птиц и млекопитающих. У орлов, которые имеют очень острое зрение, содержание этого элемента в сетчатке в 100 раз выше, чем у человека. Назовите элемент.
- Самарий
- Стронций
- Станнум
- Селен
(ответ: Селен)
Вопрос №2.
Один из трех важнейших для питания растений химических элементов. Принимает участие в процессах фотосинтеза, активирует процессы биосинтеза белка, в организме животных и человека нормализует ритм сердечной деятельности. Назовите элемент.
- Криптон
- Калий
- Кюрий
- Кальций
(ответ: Калий)
Вопрос №3.
Химический элемент, который благодаря разному числу его атомов в молекуле, в одном случае образует простое вещество, необходимое для жизни, а в другом – вещество, опасное для здоровья в большой концентрации. Назовите элемент.
- Гидроген
- Оксиген
- Манган
- Нитроген
(ответ: Оксиген)
Вопрос №4.
Почему смесь концентрированных соляной и азотной кислот называют «царской водкой»?
- СтОит очень дорого
- Растворяет золото и платину
- Ее подавали царям
- Цари с ее помощью убирали своих конкурентов
(ответ: растворяет золото и платину)
Вопрос №5.
Кто из ученых – химиков ввел современные обозначения химических элементов?
- Дмитрий Иванович Менделеев
- Амедео Авогадро
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Йенс Якобс Берцелиус
(ответ: Й.Я.Берцелиус)
Категория «Биология»
Вопрос №1.
Древние финикийцы первыми научились окрашивать одежды в великолепный пурпурный цвет. Пурпурный краситель добывался из морских моллюсков. Как называются эти моллюски?
- Каури
- Мурекс
- Тридакна
- Мидия
(ответ: мурекс)
Вопрос №2.
Химическое соединение из группы одноатомных спиртов, которое при избыточном отложении на стенках сосудов и желчного пузыря, приводит к развитию атеросклероза и желчекаменной болезни. Что за соединение?
- Гепарин
- Аскорбиновая кислота
- Холестерин
- Тироксин
(ответ: холестерин)
Вопрос №3.
Черепаха слоновая, которую описал еще Ч. Дарвин, самая крупная из наземных черепах. Она достигает 110 см в длину и имеет до 400 кг. На каких островах распространен этот вид черепах?
- Британские острова
- Филиппинские острова
- Алеутские острова
- Галапагосские острова
(ответ: Галапагосские острова)
Вопрос №4.
Речь идет о растительных пигментах – гликозидах, которые обуславливают красное или синее (в зависимости от кислотности сока, что содержится в вакуолях лепестков) окрашивание представителей растительного царства.
- Хлорофиллы
- Антоцианы
- Каротины
- Аквамарины
(ответ: антоцианы)
Вопрос №5.
Это вещество – алкалоид, что содержится в млечном соке коробочек снотворного мака. Он был открыт в 1803 году Ф.В. Сетюнером и используется в медицинской практике как обезболивающее средство. (Назван алкалоид по имени древнегреческого бога сновидений Морфея). Что это за вещество?
- Никотин
- Хинин
- Аспирин
- Морфин
(ответ: морфин)
Категория «Темная лошадка» (общие знания)
Вопрос №1.
Жанна дАрк – героиня французского народа, которая возглавляла освободительное движение в период Столетней войны. Для Орлеанской Девы было изготовлено белое знамя, на одной стороне которого был изображен Христос, а на другой…
- Роза
- Голубка
- Сосна
- Белая лань
(ответ: голубка)
Вопрос №2.
В 330 году до нашей эры фаланги Александра Македонского дошли до Каспийского моря и обнаружили, что мидийцы используют особые светильники под названием «чирак». Каким веществом заправляли эти светильники?
- Оливковым маслом
- Керосином
- Нефтью
- Бараньим жиром
(ответ: нефтью)
Вопрос №3.
Солдаты наполеоновской армии, отступая из России, не смогли удержать на себе брюки лишь потому, что пуговицы на них были сделаны из …
- Из меди
- Из пластмассы
- Из золота
- Из олова
(ответ: из олова)
Вопрос №4.
Какое летучее химическое вещество получило свое название в честь древнеегипетского бога Солнца, чью голову украшали мощные бараньи рога?
- Аммиак (аммониак)
- Гелий
- Фосфин
- Радон
(ответ: аммиак)
Вопрос №5.
Какое вещество использовали в античные времена не только для покупки рабов, но и для покупки золота?
- Алмазы
- Каменную соль
- Железную руду
- Оливковое масло
(ответ: каменную соль)
Ведущая. Вот и закончился 1й игровой гейм. Пока оценочная комиссия подведет итоги 1го гейма, я объявляю «Информационную паузу»!
«Информационная пауза» может быть проведена в различной форме, на усмотрение организаторов игры – викторины. Это может быть интересное сообщение кого – либо из участников (компьютерная презентация), выступление педагога,, либо шуточное видео, либо номер художественной самодеятельности (скажем, «экологическое дефиле»), либо занимательные химические опыты…
Ведущая. Я объявляю 2й игровой гейм «Заморочки из бочки»!
Участники игры из обеих команд по очереди вынимают из мешочка бочонки для игры в лото с номерами вопросов (вопросы отображаются на экране в соответствии с презентацией). Каждая команда должна ответить в этом гейме на три вопроса. На раздумье – 20 секунд. За каждый правильный ответ – 2 балла.
2й игровой гейм «Заморочки из бочки»
Вопрос №1. Назовите вещество.
В 17-18 вв. в России это вещество называли «соляный спирт» или «морская кислота». В 1790 г. Российский академик Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся до сих пор.
(ответ: соляная или хлоридная кислота)
Вопрос №2. Назовите вещество.
Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Это оксид, но никто его так не называет. Жизнь невозможна без этого вещества. У древних народов оно считалось символом бессмертия. Это самое необычное вещество на планете.
(ответ: вода)
Вопрос №3. Назовите вещество.
По словам Берцелиуса, это вещество стало «осью, вокруг которой вращается современная химия».
(ответ: кислород)
Вопрос №4. Назовите вещество.
Этот металл сыграл важнейшую роль в истории человеческой цивилизации. Его латинское название и химический символ происходят от названия острова Кипр в Средиземном море. Именно оттуда древние греки и римляне тяжелый, мягкий и ковкий металл, чтобы использовать его для получения сплава с оловом.
(ответ: медь)
Вопрос №5. Назовите вещество.
В 1985 году группа американских и английских исследователей открыли молекулярные соединения углерода, сильно напоминающие своей формой футбольный мяч. В честь него и хотели назвать открытие, однако ученые не договорились, какой термин использовать: football или soccer (так зовут футбол в США).
(Ответ: фуллерен – назван так в честь американского архитектора Фуллера)
Вопрос №6. Назовите вещество.
В поисках философского камня, способного превращать металлы в золото, гамбургский купец и алхимик Хенниг Брандт открыл новое вещество, которое стал продавать по цене дороже золота. Вещество обладало способностью светиться в темноте, за что и получило свое название.
(ответ: фосфор)
Ведущая. Итак, 2й игровой гейм закончен, оценочная комиссия подводит итоги, а я объявляю 3й игровой гейм «И один в поле воин»!
3й игровой гейм «И один в поле воин»
- Конкурс капитанов. На столе находятся два одинаковых подноса с химической посудой и оборудованием. Участники по одному вынимают предметы и называют их. Время конкурса ограничено – 90 секунд. Тот участник, который успеет назвать больше предметов, получает 2 балла, второй участник – 1 балл.
«2я Информационная пауза»
Ведущая. Я объявляю 4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»!
Каждая команда должна за 1 минуту ответить правильно на большее число вопросов. Я читаю вопросы, на которые надо дать краткий ответ без обсуждения. Если ответа нет, игроки говорят «дальше…» За каждый правильный ответ – 1 балл. Оценочная комиссия следит за временем и количеством правильных ответов. В этом конкурсе помощь зала не предусмотрена.
4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»
Вопросы 4го гейма (примерные).
- Какой из газов легче – водород или кислород? (водород)
- Формула поваренной соли (NaCl)
- Какие вещества образуются при горении? (оксиды)
- Вещества, в растворе которых лакмус синеет (щелочи)
- Какой металл самый пластичный (золото)
- Какого цвета чистая вода (прозрачная – без цвета)
- Частица вещества, что состоит из ядра и электронов (атом)
- Что имеет большую плотность: лед или вода? (вода)
- Наука о веществах и их превращениях (химия)
- Жидкий металл при обычных условиях (ртуть)
Ведущая. Подведение итогов, награждение.
Ведущая. Ну вот, дорогие друзья, и подходит к концу наша игра – викторина, а с ней – и увлекательное путешествие в мир естественных наук. Надеюсь, сегодня вы получили не только знания и опыт, но – и хорошее настроение. Желаю вам успехов на пути приобретения знаний.
Игра окончена, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения Недели естественных наук-2010
Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....
Презентация: "Естественные науки"
Презентация к уроку по теме: "Естественные науки".5 класс, природоведение. Связь между миром живой и неживой природы. Определение естественных наук....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – ВИКТОРИНА «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРЕХ НАУК»
Цели проведения интегрированного мероприятия:1)создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;2) рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях – гео...
Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.
Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...
Мини-викторина "Естественные науки"
Данная презентация является мини-викториной для учащихся 5-х классов по теме "Науки о природе". Может быть использована для обобщения и закрепления знаний или для проверки знаний материала....
Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)
Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...
Линейка на открытие Фестиваля Естественных наук в " Парад наук"
Сценарий общешкольной торжественной линейки открытия недели Фестиваля Естественных наук в школе Цель мероприятия: расширить знания в области различных наук,вовлечение учащихся в научную деятельность, ...