Викторина "На перекрестке естественных наук"
материал

Викторина "На перекрестке естественных наук" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_na_perekrestke_nauk.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВИКТОРИНЫ

«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»

Разработала: педагог дополнительного образования - Бикшева Александра Александровна  

Девиз игры – викторины: «Мир един, природа целостна, жизнь многогранна, материя изменчива, а любые границы – условны…»

Цель игры: 

  • Формирование учебно – познавательных компетенций учащихся:  ценностно – смысловых, информационных, общекультурных, социально – трудовых, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования;
  • Обобщение и интеграция  знаний из различных естественнонаучных дисциплин (химии,  биологии, экологии);
  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся: умения ориентироваться в современном  информационном пространстве;
  • Развитие умения самостоятельно применять  свои знания в неожиданном контексте;
  • Развитие умения интегрировать знания из различных областей наук;
  • Развитие умения критически мыслить и аргументировать;
  • Развитие умения оформлять отчет о работе в виде компьютерных презентаций.

Ход игры:

Ведущая.  Добрый день, дорогие друзья!

Я рада вас приветствовать! Сегодня мы проводим игру – викторину «На перекрестке естественных наук»  (на экране под музыку идет показ слайдов из презентации «На перекрестке естественных наук»).

Ведущая.  Мир так велик и так прекрасен!

Однажды созданный в Божественном порыве,

А может – звездами рожденный в Большом взрыве?

Хотя, быть может, кто – то с этим не согласен…

Однажды созданный в Божественном порыве,

Наш мир чарует ежедневной красотой.

Непостижимый, сложный и простой,

И все же – фантастически красивый!

Ведущая.  Что ж, друзья - таково мнение поэта. Однако ученые - химики, биологи, экологи - с успехом изучают окружающий нас мир, раскрывая одну за другой  самые сокровенные тайны материи. Но ведь наук много, а мир один, целостный и неделимый. Поэтому и наша естественнонаучная викторина носит сегодня интегрированный характер.

В игре-викторине принимают участие две команды: команда «Юные гении» и команда «Всезнайки». Поприветствуем наших знатоков! (приветствуем команды и капитанов).

Ведущая.  Дорогие друзья! В нашей сегодняшней игре четыре гейма, которые имеют такие названия:

1й. На перекрестке наук

2й. Заморочки из бочки

3й. И один в поле воин

4й. Дальше, дальше, дальше…

И, прежде чем начать игру, я хочу загадать командам химическую загадку. Так команда, которая первой даст правильный ответ, первой же вступит в игровой гейм «На перекрестке наук».

Ведущая. Разыгрываем право первого ответа. Она родилась в волшебной стране - в химической лаборатории. Ее отец – Нитроген (IV) оксид - был злым по натуре и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, и звали ее – Вода. Дочка родилась маленькой и бесцветной. Однако, когда к ней добавили каплю фиолетового лакмуса, дочка сразу покраснела. Все поняли, что родилась девочка с непростым, едким характером. Назовите имя «девочки» и ее «сестры – двойняшки» (ответ: азотная кислота и азотистая кислота).

Ведущая.  Вопросы 1го гейма разделены на пять категорий: «Химия», «Биология», Экология» и «Темная лошадка». В каждой категории по 5 вопросов. Капитаны команд по очереди выбирают категорию и номер вопроса (можно использовать юлу, кубик и другие варианты случайного выбора).

Каждая команда должна ответить на пять вопросов, по одному из каждой категории. Вопросы повторяться не должны. На раздумье и обсуждение командам дается 20 секунд. Один раз можно взять «помощь зала». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1й гейм «На перекрестке наук»

Категория «Экология»

Вопрос №1 Какая птица выводит птенцов зимой?

1.Снегирь

2.Клёст

3.Воробей

4.Кукушка

(ответ: Клёст)

Вопрос №2.  Наука экология изучает…

1.взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой

2.животный мир

3.методы защиты природы

(ответ: взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой)

Вопрос №3. Какому ученому принадлежит авторство в названии для данной науки?

1.Карлу Марксу

2.Эрнсту Геккелю

3.Чарльзу Дарвину

(ответ: Эрнсту Геккелю)

Вопрос №4.  Какие из нижеперечисленных резервуаров хранят больше всего пресной воды?

1.реки и озера

2.ледники, айсберги, полярные снега

3.искусственные водоемы

(ответ: ледники, айсберги, полярные снега)

Вопрос №5. В какой день отмечается праздник окружающей среды?

1.пятого июня

2.пятнадцатого июля

3.двадцать пятого числа ежемесячно

(ответ: пятого июня)

Категория «Химия»

Вопрос №1.

Этот химический элемент Й. Берцелиус назвал в честь богини Луны. Он очень чувствителен к свету, в микродозах выявлен в сетчатке глаза человека, птиц и млекопитающих. У орлов, которые имеют очень острое зрение, содержание этого элемента в сетчатке в 100 раз выше, чем у человека. Назовите элемент.

  1. Самарий
  2. Стронций
  3. Станнум
  4. Селен

(ответ: Селен)

Вопрос №2.

Один из трех важнейших для питания растений химических элементов. Принимает участие в процессах фотосинтеза, активирует процессы биосинтеза белка, в организме животных и человека нормализует ритм сердечной деятельности. Назовите элемент.

  1. Криптон
  2. Калий
  3. Кюрий
  4. Кальций

(ответ: Калий)

Вопрос №3.

Химический элемент, который благодаря разному числу его атомов в молекуле, в одном случае образует простое вещество, необходимое для жизни, а в другом – вещество, опасное для здоровья в большой концентрации. Назовите элемент.

  1. Гидроген
  2. Оксиген
  3. Манган
  4. Нитроген

(ответ: Оксиген)

Вопрос №4.

Почему смесь концентрированных соляной и азотной кислот называют «царской водкой»?

  1. СтОит очень дорого
  2. Растворяет золото и платину
  3. Ее подавали царям
  4. Цари с ее помощью убирали своих конкурентов

(ответ: растворяет золото и платину)

Вопрос №5.

Кто из ученых – химиков ввел современные обозначения химических элементов?

  1. Дмитрий Иванович Менделеев
  2. Амедео Авогадро
  3. Михаил Васильевич Ломоносов
  4. Йенс Якобс Берцелиус

(ответ: Й.Я.Берцелиус)

Категория «Биология»

Вопрос №1.

Древние финикийцы первыми научились окрашивать одежды в великолепный пурпурный цвет. Пурпурный краситель добывался из морских моллюсков. Как называются эти моллюски?

  1. Каури
  2. Мурекс
  3. Тридакна
  4. Мидия

(ответ: мурекс)

Вопрос №2.

Химическое соединение из группы одноатомных спиртов, которое при избыточном отложении на стенках сосудов  и желчного пузыря, приводит к развитию атеросклероза и желчекаменной болезни. Что за соединение?

  1. Гепарин
  2. Аскорбиновая кислота
  3. Холестерин
  4. Тироксин

(ответ: холестерин)

Вопрос №3.

Черепаха слоновая, которую описал еще Ч. Дарвин, самая крупная из наземных черепах. Она достигает 110 см в длину и имеет до 400 кг. На каких островах распространен этот вид черепах?

  1. Британские острова
  2. Филиппинские острова
  3. Алеутские острова
  4. Галапагосские острова

(ответ: Галапагосские острова)

Вопрос №4.

Речь идет о растительных пигментах – гликозидах, которые обуславливают красное или синее (в зависимости  от кислотности сока, что содержится в вакуолях лепестков) окрашивание представителей растительного царства.

  1. Хлорофиллы
  2. Антоцианы
  3. Каротины
  4. Аквамарины

(ответ: антоцианы)

Вопрос №5.

Это вещество – алкалоид, что содержится в млечном соке коробочек снотворного мака. Он был открыт в 1803 году Ф.В. Сетюнером и используется в медицинской практике как обезболивающее средство. (Назван алкалоид по имени древнегреческого бога сновидений Морфея). Что это за вещество?

  1. Никотин
  2. Хинин
  3. Аспирин
  4. Морфин

(ответ: морфин)

Категория «Темная лошадка» (общие знания)

Вопрос №1.

Жанна дАрк – героиня французского народа, которая возглавляла освободительное движение в период Столетней войны. Для Орлеанской Девы было изготовлено белое знамя, на одной стороне которого был изображен Христос, а на другой…

  1. Роза
  2. Голубка
  3. Сосна
  4. Белая лань

(ответ: голубка)

Вопрос №2.

В 330 году до нашей эры фаланги Александра Македонского дошли до Каспийского моря и обнаружили, что мидийцы используют особые светильники под названием «чирак». Каким веществом заправляли эти светильники?

  1. Оливковым маслом
  2. Керосином
  3. Нефтью
  4. Бараньим жиром

(ответ: нефтью)

Вопрос №3.

Солдаты наполеоновской армии, отступая из России, не смогли удержать на себе брюки лишь потому, что пуговицы на них были сделаны из …

  1. Из меди
  2. Из пластмассы
  3. Из золота
  4. Из олова

(ответ: из олова)

Вопрос №4.

Какое летучее химическое вещество получило свое название в честь древнеегипетского бога Солнца, чью голову украшали мощные бараньи рога?

  1. Аммиак (аммониак)
  2. Гелий
  3. Фосфин
  4. Радон

(ответ: аммиак)

Вопрос №5.

Какое вещество использовали в античные времена не только для покупки рабов, но и для покупки золота?

  1. Алмазы
  2. Каменную соль
  3. Железную руду
  4. Оливковое масло

(ответ: каменную соль)

   Ведущая.  Вот и закончился 1й игровой гейм.  Пока оценочная комиссия подведет итоги 1го гейма, я объявляю «Информационную паузу»!

«Информационная пауза» может быть проведена в различной форме, на усмотрение организаторов игры – викторины. Это может быть интересное сообщение кого – либо из участников (компьютерная презентация), выступление педагога,, либо шуточное видео, либо номер художественной самодеятельности (скажем, «экологическое дефиле»), либо занимательные химические опыты…  

Ведущая.  Я объявляю 2й игровой гейм «Заморочки из бочки»!

Участники игры из обеих команд по очереди вынимают из мешочка бочонки для игры в лото с номерами вопросов (вопросы отображаются на экране в соответствии с презентацией). Каждая команда должна ответить в этом гейме на три вопроса. На раздумье – 20 секунд. За каждый правильный ответ – 2 балла.

2й игровой гейм «Заморочки из бочки»

Вопрос №1. Назовите вещество.

В 17-18 вв. в России это вещество называли «соляный спирт» или «морская кислота». В 1790 г. Российский академик Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся до сих пор.

(ответ: соляная или хлоридная кислота)

Вопрос №2. Назовите вещество.

Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Это оксид, но никто его так не называет. Жизнь невозможна без этого вещества. У древних народов оно считалось символом бессмертия. Это самое необычное вещество на планете.

(ответ: вода)

Вопрос №3. Назовите вещество.

По словам Берцелиуса, это вещество стало «осью, вокруг которой вращается современная химия».

(ответ: кислород)

Вопрос №4. Назовите вещество.

Этот металл сыграл важнейшую роль в истории человеческой цивилизации. Его латинское название и химический символ происходят от названия острова Кипр в Средиземном море. Именно оттуда древние греки и римляне тяжелый, мягкий и ковкий металл, чтобы использовать его для получения сплава с оловом.

(ответ: медь)

Вопрос №5. Назовите вещество.

В 1985 году группа американских и английских исследователей открыли молекулярные соединения углерода, сильно напоминающие своей формой футбольный мяч. В честь него и хотели назвать открытие, однако ученые не договорились, какой термин использовать: football или  soccer (так зовут футбол в США).

(Ответ: фуллерен – назван так в честь американского архитектора Фуллера)

Вопрос №6. Назовите вещество.

В поисках философского камня, способного превращать металлы в золото, гамбургский купец и алхимик Хенниг Брандт открыл новое вещество, которое стал продавать по цене дороже золота. Вещество обладало способностью светиться в темноте, за что и получило свое название.

(ответ: фосфор)

Ведущая.  Итак, 2й игровой гейм закончен, оценочная комиссия подводит итоги, а я объявляю 3й игровой гейм «И один в поле воин»!

3й игровой гейм «И один в поле воин»

- Конкурс капитанов. На столе находятся два одинаковых подноса с химической посудой и оборудованием. Участники по одному вынимают предметы и называют их. Время конкурса ограничено – 90 секунд. Тот участник, который успеет назвать больше предметов, получает 2 балла, второй участник – 1 балл.

 «2я Информационная пауза»

Ведущая.  Я объявляю 4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»!

Каждая команда должна за 1 минуту ответить правильно на большее число вопросов. Я читаю вопросы, на которые надо дать краткий ответ без обсуждения. Если ответа нет, игроки говорят «дальше…» За каждый правильный ответ – 1 балл. Оценочная комиссия следит за временем и количеством правильных ответов. В этом конкурсе помощь зала не предусмотрена.

4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»

Вопросы 4го гейма (примерные).

  1. Какой из газов легче – водород или кислород? (водород)
  2. Формула поваренной соли (NaCl)
  3. Какие вещества образуются при горении? (оксиды)
  4. Вещества, в растворе которых лакмус синеет (щелочи)
  5. Какой металл самый пластичный (золото)
  6. Какого цвета чистая вода (прозрачная – без цвета)
  7. Частица вещества, что состоит  из ядра и электронов (атом)
  8. Что имеет большую плотность: лед или вода? (вода)
  9.  Наука о веществах и их превращениях (химия)
  10. Жидкий металл при обычных условиях (ртуть)

Ведущая.  Подведение итогов, награждение.

Ведущая.  Ну вот, дорогие друзья, и подходит к концу наша игра – викторина, а с ней – и увлекательное путешествие в мир естественных наук. Надеюсь, сегодня вы получили не только знания и опыт, но – и хорошее настроение. Желаю вам успехов на пути приобретения знаний.

Игра окончена, спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Недели естественных наук-2010

Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....

Презентация: "Естественные науки"

Презентация к уроку по теме: "Естественные науки".5 класс, природоведение. Связь между миром живой и неживой природы. Определение естественных наук....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – ВИКТОРИНА «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРЕХ НАУК»

Цели проведения интегрированного  мероприятия:1)создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;2)  рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях – гео...

Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.

Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...

Мини-викторина "Естественные науки"

Данная презентация является мини-викториной для учащихся 5-х классов по теме "Науки о природе". Может быть использована для обобщения и закрепления знаний или для проверки знаний материала....

Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)

Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...

Линейка на открытие Фестиваля Естественных наук в " Парад наук"

Сценарий общешкольной торжественной линейки открытия недели Фестиваля Естественных наук в школе Цель мероприятия: расширить знания в области различных наук,вовлечение учащихся в научную деятельность, ...