Методики. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
материал
Для выявления творческих способностей учащихся применяются разнообразные методики (Макарова, Джонсон и др.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (Составлено по материалам учебно-методического пособия к.п.н. Макаровой Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.)
Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе. Для решения задач развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 04.09.2014 г., а также Единой концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, нужны грамотные инициативные специалисты, способные подключиться к решению вопросов формирования необходимых качеств творческой личности.
В данных методических материалах мы приводим основные критерии оценки2 и показатели уровня творческого развития личности.
Во-первых, мы исходим из того, что ребенок, как развивающаяся личность должна испытывать потребность в творчестве, интерес, склонность к нему, учитывая общепризнанное мнение о том, что такая потребность заложена в самой природе человека.
Во-вторых, для творческой личности весьма важна потребность в достижениях, причем она должна достичь определенного уровня развития.
В-третьих, для творческой личности также важно состояние готовности к постоянному саморазвитию.
В-четвертых, для творчества важны не только интерес, склонность, потребность, готовность к саморазвитию, но и наличие творческого потенциала, который позволит личности успешно создавать, творить, порождать нечто новое, оригинальное, неповторимое в науке, искусстве, технике, общении, учении и т.п.
В-пятых, установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество и самооценка творчества.
В-шестых, творчеству, как и другому виду человеческой деятельности, присущи эмоционально-волевые процессы. Поэтому, одним из критериев оценки уровня творческого развития личности является сформированность эмоционально-волевых качеств: обязательность, решительность, оптимистичность, уравновешенность и т.д.
В-седьмых, невозможно творить в любом виде деятельности, если не развивать интеллектуальную сферу личности. Поэтому важным критерием при оценке уровня творческого развития личности является сформированность интеллектуальных качеств: самостоятельность, наблюдательность, объективность самооценки, заинтересованность в деле, пытливость, предусмотрительность, потребность в качественной работе и т.д., которые выделяются исследователями (А.И. Кочетов и др.).
Уровень развития названных критериев определяют по следующим показателям:
1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности.
2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества.
3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности.
Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности».
Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности
.
№ п/п | Критерии оценки | Показатели | |||||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||||
1. | Склонность к творчеству | ||||||
2. | Потребность в достижении успеха | ||||||
3. | Творческий потенциал | ||||||
4. | Готовность к саморазвитию | ||||||
5. | Творческая активность: 1. чувство новизны 2. критичность 3. направленность на творчество 4. самооценка творчества | ||||||
6. | Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1. самостоятельность 2. наблюдательность 3. объективность самооценки 4. заинтересованность в деле 5. пытливость 6. предусмотрительность 7. потребность в качественной работе 8. чувство нового 9. творческое мышление (креативность) | ||||||
7. | Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1. обязательность 2. решительность 3. оптимистичность 4. уравновешенность (уверенность - беспокойность, тревожность) |
Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21.
На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах.
в – высокий уровень 3.
в/с – выше среднего уровня 2,1 - 2,9.
с – средний уровень 2.
н/с – ниже среднего уровня 1,1 - 1,9.
н – низкий уровень 1.
Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.
По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся.
Далее мы предлагаем методики, которые разработаны исследователями и необходимы в практической деятельности педагогу, ставящего одну из главных целей своей образовательной деятельности – создание условий для творческого развития личности обучающихся.
МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»
Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Инструкция
Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2… | 1… | |
6… | 3… | |
7… | 4… | |
8… | 5… | |
14… | 9… | |
16… | 10… | |
18… | 11… | |
19… | 12… | |
21… | 13… | |
22… | 15… | |
17… | ||
20… | ||
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Уровни (психологическая шкала)
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»
(раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2… | 1… | |
6… | 3… | |
7… | 4… | |
8… | 5… | |
14… | 9… | |
16… | 10… | |
18… | 11… | |
19… | 12… | |
21… | 13… | |
22… | 15… | |
17… | ||
20… | ||
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА
Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).
Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.
Инструкция
Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:
1 = никогда,
2 = редко,
3 = иногда,
4 = часто,
5 = постоянно.
Контрольный список характеристик креативности
Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________
Вопрос: «Творческая личность способна» | Ответ в баллах | |
1. Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей) | ||
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость) | ||
3. Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость) | ||
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность) | ||
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию) | ||
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). | ||
7. Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость) | ||
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика выявления музыкально одаренных детей.
В течение нескольких лет применяю собственную технологию по выявлению и работе с музыкально одаренными учащимися. Надеюсь, данная методика будет полезна многим....
Психодиагностические методики по выявлению одаренности детей
Система психодиагностических методик по выявлению одаренных детей...
Диагностические методики для учителей и родителей для определения одаренности детей
Методики и анкеты помогают выявить интересы детей к различным предметам...
Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.
Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей. Лосева А.А.
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей. Лосева А.А....
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосева
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарён...
Методика экспертных оценок для одаренности детей
стать ясодержит материал методики выявления одаренных детей...