План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики"
план-конспект урока
План- конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики" (модуль "Основы православной культуры")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_etiki.docx | 54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Золотое правила этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
1.ФИО (полностью) Айдарова Светлана Николаевна | |
2.Место работы МБОУ «СОШ с.Старые Бурасы Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» | |
3.Должность учитель русского языка и литературы | |
4.Предмет Основы православной культуры | |
5.Класс 4 | |
6.Тема и номер урока в теме «Золотое правило этики» 13 | |
7.Базовый учебник Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2012. |
- Цель урока: Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, как о главном правиле человеческих отношений; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.
9. Задачи:
- личностные
•знакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
•учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
-метапредметные
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно;
- искать пути решения заявленной проблемы;
- адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности.
Коммуникативные:
- продумывать ответы перед их озвучиванием вслух;
- формулировать простые выводы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные:
- овладеть умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
-предметные
- Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Формирование первоначальных представлений о христианской этике.
- Тип урока Урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр.
13.Структура и ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности
III. Формулировка темы урока, постановка задач урока.
IV. Изучение и объяснение нового материала.
1.Работа с толковым словарем
2.Моделирование «Золотого правила этики»
3.Исследовательская работа с текстом учебника.
4. Ролевая игра
5.Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница»
6. Чтение рубрики «Это интересно»
7. Физминутка.
8.Работа с притчей по уточнению «золотого» правила этики», анализ притчи.
V. Закрепление
VI. Включение нового знания в систему знаний
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание
IX.Заключительное слово учителя.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема урока: «Золотое правило этики»
Время | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | ||||
1 1 vby | I. Организаци онный момент | Добрый день! Прозвенел звонок для нас, Я приветствую всех вас. Вижу, класс наш хоть куда, Ну, начнем урок, друзья. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим | ||||
2 мин | II. Мотивация к учебной деятельности | Ребята, давайте начнем наш урок с игры «Рукопожатие дружбы» (Слайд 1) Поприветствуйте друг друга с добрыми пожеланиями, возьмитесь за руки и образуйте круг, улыбнитесь друг другу. Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Я желаю, чтобы наш урок прошёл для вас интересно. | Дети приветствуют друг друга. | Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат. Коммуникативные УУД: -Высказывать и обосновывать свою точку зрения; -участвовать в диалоге на уроке; | ||||
3 мин | III. Формулировка темы урока, постановка задач урока. | Перед вами несколько словосочетаний (Слайд 2). Давайте объясним каждое из них. • Золотые руки (руки, которые умеют всё делать) • золотое сердце (доброе сердце) • золотое кольцо (изготовлено из золота) • золотое правило (главное, самое важное) Какое из них «лишнее»? А что значит выражение "золотое правило"? Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Кто попробует определить тему сегодняшнего урока? Важно ли нам с вами изучение такой темы «Золотое правило этики»? - Почему? Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики» (Слайд 3) - Какие цели мы поставим перед собой на урок? Откройте учебники на стр. 46 и вы уточните, насколько реальны ваши предположения. По мнению автора учебника, что мы узнаем сегодня на уроке? | Объясняют значение каждого словосочетания. Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном. Золотое правило – ценное правило Мы будем говорить на уроке о правилах поведения. Мы живем в цивилизованном обществе, где приняты определенные правила поведения, правила усвоить «золотое правило этики» и научиться оценивать собственное поведению, постараться жить по этому правилу Золотое правило этики Главное правило человеческих отношений; что такое неосуждение (Слайд 4) | Коммуникативные УУД -Высказывать и обосновывать своё мнение. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить для себя учебные задачи | ||||
3 мин | IV. Изучение и объяснение нового материала. 1.Работа с толковым словарем | Посмотрите еще раз на тему урока. Все ли слова вам знакомы? А что значит слово "этика"? У вас на столах лежат толковые словари. Найдите в словаре толкование слова "этика". (Слайд 5)На основе этого определения, давайте попробуем перефразировать тему урока. Как она будет звучать? Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой. | Дети работают со словарем. 1) Этика - Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы 2) Этика - Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. «Золотое правило поведения» «Главное правило в отношениях между людьми» | Познавательные УУД - умение работать со словарём - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные УУД: -Высказывать и обосновывать свою точку зрения; -участвовать в диалоге на уроке; | ||||
3 мин | 2.Моделирование «Золотого правила этики» | Давайте поразмышляем как философы и попытаемся выдвинуть к концу уроку свою модель «золотого правило этики» Как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились окружающие люди? Составление гипотезы «Чтобы другие люди ( любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....) нужно, чтобы мы сами (любили, прощали, не осуждали, помогали им) Это правило есть в Евангелие, и называется оно золотым правилом этики. Это и есть главное правило человеческих отношений. | перечисляют то, что они бы хотели получить от окружающих людей Высказывают предположения Дети фиксируют на доске свои рассуждения | Коммуникативные УУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | ||||
3 мин | 3.Исследовательская работа с текстом учебника. | Найдите в тексте на стр. 46, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? Зачем Христос дал нам такое правило? Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики. В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». (Слайд 8) | - Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы. - Отвечают на поставленные вопросы. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Слайд 7) Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было войн на земле | Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям Предметные УУД: Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Формирование первоначальных представлений о христианской этике. | ||||
3 мин | 4. Ролевая игра | Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Как вы думаете, почему он так поздно возвращается домой? - Почему наши мнения не совпали? - А как они думали об этом прохожем? - Найдите на стр. 46 и зачитайте, что помогает уберечься от осуждения? | Высказывают свои предположения. Каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов предвзято, с осуждением память о собственных ошибках и недостатках (Слайд 9) | Метапредметные УУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач | ||||
5 мин | 5.Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница» | Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Давайте обратимся к репродукции картины Василия Поленова (Слайд 10) Как называется эта картина? Кого вы видите на ней? Что изображено? Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете? Почему? Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? Что здесь происходит? - Что в руках у людей? - Она знает, что с ней будет? - Как вы думаете, много камней полетит в нее? - Она это понимает? - Какие чувства она испытывает? - Что произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют? Давайте обратимся к материалу учебника на с.46. Чтение учителем: «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил». Как вы думаете? Что произошло дальше? «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень… Вы были правы. Христос не осудил грешницу. Не суди людей – Неосуждение (Слайд 11) Что значит «неосуждение»? Почему христиане стараются помнить о своих грехах? Как уберечься от осуждения других людей?
Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз? | Отвечают на вопросы. В. Поленов «Христос и грешница». Вокруг Христа множество народа Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя… Женщину ведут на суд Камни. Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти Да. Много. Да. стыд, страх, отчаяние, надежду… Дети высказывают свои мнения Чтение в учебнике Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. (Слайд 12) чтобы уберечься от осуждения Поставить себя мысленно на место человека, который совершил проступок. | Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы Личностные УУД знакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. | ||||
4 мин. | 6. Чтение рубрики «Это интересно» с.47. | Давайте вспомним, как звучит золотое правило этики. Сейчас самостоятельно поработаем с текстом учебника стр. 47 под рубрикой "Это интересно". Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить золотое правило этики. -А чтобы не судить других, что нужно делать? А теперь поработайте в парах и объясните выражения: «Сучок в глазе брата твоего» -…; «Бревно в твоем глазе» -…; «Лицемер» - …»; «Быть милосердным»: | Читают текст рубрики «Это интересно» «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете» В парах объясняют выражения на карточках: «Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей; «Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки; «Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»; «Быть милосердным» - уметь прощать; | Коммуникативные УУД: -участвовать в работе пары, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы -овладение навыками смыслового чтения | ||||
1 мин | 7. Физминутка. (Слайд 13) | Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья. Руку дай соседу слева. Руку дай соседу справа. Мы одна семья. Улыбнись соседу слева. Улыбнись соседу справа. Мы одна семья. Ты прижмись к соседу слева. Ты прижмись к соседу справа. Мы одна семья. Ты погладь соседа слева. Ты погладь соседа справа. Мы одна семья. | Выполняют упражнения | |||||
5 мин | 8.Работа с притчей по уточнению «золотого» правила этики», анализ притчи. | - Я хочу вас познакомить с притчей, которая называется «Гвозди». (Слайд 14) Как вы думаете, о чем она будет? Просмотр ролика до слов «Отец подвел сына к садовым воротам и сказал» - Сколько гвоздей вбил в первый день сын? - Что это значит? - Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось? На этом притча не закончилась, предположите, что сказал отец своему сыну. - С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах? - Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди? - Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче? - Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему? - Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название? - Чему учит нас эта притча?
- Обижал ли кто-нибудь вас? Что вы при этом чувствовали? -Было ли в вашей жизни, что вы кого-нибудь обидели? -Что нужно сделать, если кого-нибудь обидели? - Как иначе можно озаглавить эту притчу? - Как эта притча связана с темой нашего сегодняшнего урока? | Дети высказывают предположения - 37 - Юноша 37 раз за день обидел кого – то - Сын понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Сын понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Дети высказывают предположения. - С ранами в душе людей от злых, обидных слов и плохих поступков - Хотел наглядно показать сыну насколько плохие поступки делает сын, хотел научить сына контролировать себя - Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. - Он будет вспоминать дыры на воротах, как символ ран в душе людей, которых он обидел. Он не захочет, в ответ от других людей получить такие раны в своей душе - Не обижать других людей, не делать зла. О необходимости контролировать свои поступки, задумываться, как наши слова и поступки отразятся на других людях, поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Да. Да. Попросить прощения. - Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя | Коммуникативные УУД участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - овладение навыками смыслового чтения Личностные УУД: -развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости -способность анализировать нравственную сторону поступков | ||||
6 мин | V. Закрепление | 1.Выбери верный ответ (Слайд 15) Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо: -принять участие в осуждении чужих недостатков; -осудить осуждающих; - сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему. 2. Закончи предложение (слайд 16) Осуждение других людей … -просвещает человека -обогащает человека -разрушает человека. 2. Работа в группах: Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? Внимательно прочитайте свои записи и руководствуйтесь ими при общении с другими людьми. | Выбирают правильный ответ, комментируют его. Работают в группах 1. В беседах и спорах 2. При встрече 3. За глаза 4. В трудной ситуации 5. В болезни 6. В играх 7. Когда я ошибаюсь 8. Когда у меня что-то получается 9.Чтобы мои товарищи | Личностные УУД: -способность анализировать нравственную сторону поступков Регулятивные УУД -осуществлять контроль своей деятельности - оценивать правильность выполнения своих действий Познавательные УУД - самостоятельно делать выводы - перерабатывать информацию Коммуникативные УУД умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ | ||||
3 мин | VI. Включение нового знания в систему знаний | 1.Моделирование «золотого правила этики» Давайте вернёмся к той проблеме, с которой начали урок. Для кого создано «золотое» правило этики? Как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились окружающие люди? Эта модель соответствует «золотому» правилу этики? Почему? Как её можно дополнить или исправить? Кто из вас готов принять это правило и руководствоваться им в жизни? Легко ли это будет сделать? Почему? Игра: «Какой я?» — Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — чёрный. — Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. — Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. | Работа по модели на доске. Для всех людей. перечисляют то, что они записали на доске в начале урока По такой модели свои отношения с окружающими строить нельзя, потому что и мы должны относиться хорошо к людям Исправляют на доске. «Чтобы другие люди ( любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....) нужно, чтобы мы сами (любили, прощали, не осуждали, помогали им) Высказывания детей. Нет. Надо прикладывать силу воли, стараться. У детей рисунки человечков и цветные карандаши Если качество в нем есть- ставят красный кружочек, если нет – синий. | личностные УУД усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения. учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. | ||||
2 мин | VII. Рефлексия | Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы: - Назовите золотое правило этики. - Чему учит золотое правило этики? Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений: (Слайд 17) Я сегодня узнал, что Теперь я буду … Урок мне дал для жизни… | Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя - Быть добрым. - Творить добро в жизни. - Учит правильно жить - Высказываются по поводу материала урока | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | ||||
2 мин | VIII. Домашнее задание | (Слайд 18) -Придумайте и запишите правила дружбы на основе "Золотого правила этики". -Подобрать стихотворения, пословицы о доброте. -Провести интервью с членами семьи по вопросу: как взрослые понимают золотое правило этики. | Записывают домашнее задание (на выбор) в дневники. | |||||
2 мин | IX.Заключительное слово учителя. | (Звучит музыка И. Крутого) Закройте глаза и улыбнитесь, откройте и посмотрите друг на друга. Стало ли светлее в классе? Отчего это произошло? От ваших добрых улыбок. Вы наверное, обратили внимание, что у человечка, который у вас на столе нет улыбки на лице. Отразите ваше настроение в конце урока на его лице. Спасибо, ребята, за работу (Слайд 19) Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло. | Прорисовывают улыбку на лице человечка. | Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...