Статья. "ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ"
статья
Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни.
Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.prestizh_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ.
Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни.
Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований.
Процесс эволюции ОУ определил три этапа: функционирование, развитие и становление ОУ (т.е. общественное признание его значимости).
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Функционирование | Развитие | Становление |
Действовать, работать | Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. | Возникновение, образование в процессе развития |
В начале 90-х годов XX столетия начинается бурный процесс появления общеобразовательных учебных заведений нового вида: гимназий, лицеев, колледжей, авторских школ. Его отличает широкая инициатива со стороны учительской общественности, желание найти свое лицо, возродить лучшие традиции российской школы, и в частности гимназического образования.
В основу создания современных петербургских гимназий, как образовательных учреждений нового вида положены наиболее существенные признаки гимназического образования:
- непрерывное образование, как этап, ориентированный на получение университетского образования;
- формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире;
- основными принципами являются гуманитаризация и дифференциация, направленные на поиск путей максимальной индивидуализации образовательного процесса, иными словами, на создание условий для построения личностно ориентированного процесса обучения;
- основу образования составляет интегрированная гуманитарно - эстетическая подготовка, обеспечивающая высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности на основе знаний отечественной и мировой литературы, истории, иностранных языков, мировой художественной культуры, истории и культуры Петербурга;
- образовательные программы соответствуют принципам, характеризующим современный педагогический процесс: целостности, системности, культуро-, социо- и природосообразности;
- содержание направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и формирование опыта допрофессиональной деятельности;
- реализация образовательных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе принципов: диагностического обеспечения, преемственности, творческой активности и широкой социализации.
Понятие престиж - социокультурный феномен, носит ярко выраженный интегративный характер.
Престиж – это одна из очевидных категорий, обладающая социодинамикой, которой не присуще постоянство.
Престиж ОУ - это - общественное неформальное признание:
- позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ;
- объективной оценки, уважения и высокой популярности ОУ;
- социального показателя статуса ОУ;
- значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;
Престиж - мерило-критерий-оценка-признание другими индивидами заслуг, достоинств ОУ
А | 1 | приоритет | 5 | результат |
Б | 2 | лидер | 6 | влияние |
В | 3 | авторитет | 7 | статус |
Г | 4 | имидж | 8 | реноме |
Оценивая деятельность ОУ различные категории социума: учащиеся, родители, учителя определили "Престиж " - оценка процесса и результата деятельности школы.
Потребность родителей в качественном образовании (а оно ассоциируется с гимназией, лицеем, школой с углубленным изучением отдельных предметов), привела к реальному улучшению социально-педагогической ситуации в школе.
Становление престижа – это процесс, который позволяет утвердиться, прочно укрепиться или установиться общественному мнению о конкретном ОУ как престижном.
Противоположным становлению престижа является процесс падения престижа. Возникают ситуации, когда в обществе существует мнение о конкретном ОУ как о престижном, но в действительности оно уже не является таковым, в силу отсутствия качественной содержательной стороны престижа.
Существует и другая ситуация, когда для сохранения престижа следует провести корректную поддержку и сопровождение в педагогического руководства ОУ.
Становление престижа - процесс формирования идеального объекта; постоянное расширение предела; развертывание, раскрытие идеи; всякое становление предполагает переход возможности в действительность в процессе развития.
Социодинамика процесса становления престижа, как и процесса его падения, проходит через характерные стадии, рассматриваемые как начальный импульс, резкий подъем престижа, вход в акма-фазу, надлом (несколько последовательных всплесков), инерционная фаза и спад, состояние реликта). Продолжительность отдельных стадий процесса становления престижа на всех этапах своего развития престиж нуждается в поддержке и сопровождении.
Модели формирования престижа | Ориентирована | Исходные характеристики |
Модель 1. Элитарная модель | На высокий уровень социального заказа на основе способностей учащихся. | Ресурсное обеспечение - подбор высоко профессиональных кадров; высокий уровень оснащения материально-технической базы ОУ; конкурсный отбор состава учащихся. |
Модель 2. Концептуальная модель | На инновационные процессы, ОЭР | Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе, возможности у учащихся выбора "познавательных альтернатив" и максимального использования собственного потенциала |
Модель 3. Номинальная модель | На прошлые достижения | стагнация («неподвижность»), в развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Психологический практикум общения, представленный на педдагогическом совете образовательного учреждения...
Творческий отчет заместителя директора по УР как показатель успешности деятельности образовательного учреждения 2013-2014 уч.год
Методическая тема «Совершенствование качества через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»Цель – создание условий для совершенствования мастерства педагогов ч...
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
Презентация ПРЕСТИЖ ОУ- показатель конкурентноспособности
Престиж – это одна из очевидных категорий, обладающая ...
- Мне нравится (1)