Статья. "ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ"
статья

Клюйкова Нина Ивановна

Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни.

Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.prestizh_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ.

Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит новое понятие - престиж образовательного учреждения. Современное общество формирует спрос на престижные профессии, на знания и умения, которые позволяют быстро достигнуть успеха в жизни.

Понятие "престиж" как социокультурный феномен возник на фоне идущих в стране социально-экономических, политических, культурных преобразований.

Процесс эволюции ОУ определил три этапа: функционирование, развитие и становление ОУ (т.е. общественное признание его значимости).

1 этап

2 этап

3 этап

Функционирование

Развитие

Становление

Действовать, работать

Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Возникновение, образование в процессе развития

В начале 90-х годов XX столетия начинается бурный процесс появления общеобразовательных учебных заведений нового вида: гимназий, лицеев, колледжей, авторских школ.  Его отличает широкая инициатива со стороны учительской общественности, желание найти свое лицо, возродить лучшие традиции российской школы, и в частности гимназического образования.

В основу создания современных петербургских гимназий, как образовательных учреждений нового вида положены наиболее существенные признаки гимназического образования:

  • непрерывное образование, как этап, ориентированный на получение университетского образования;
  • формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире;
  • основными принципами являются гуманитаризация и дифференциация, направленные на поиск путей максимальной индивидуализации образовательного процесса, иными словами, на создание условий для построения личностно ориентированного процесса обучения;
  • основу образования составляет интегрированная гуманитарно - эстетическая подготовка, обеспечивающая высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности на основе знаний отечественной и мировой литературы, истории, иностранных языков, мировой художественной культуры, истории и культуры Петербурга;
  • образовательные программы  соответствуют принципам, характеризующим современный педагогический процесс: целостности, системности, культуро-, социо- и природосообразности;
  • содержание направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и формирование опыта допрофессиональной деятельности;
  • реализация образовательных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе принципов: диагностического обеспечения, преемственности, творческой активности и широкой социализации.

Понятие престиж - социокультурный феномен, носит ярко выраженный интегративный характер.

Престиж – это одна из очевидных категорий, обладающая социодинамикой, которой не присуще постоянство.

Престиж ОУ - это - общественное неформальное признание:

  • позитивного опыта, лидерства и достижений ОУ;
  • объективной оценки, уважения и высокой популярности ОУ;
  • социального показателя статуса ОУ;
  • значимого влияния на других, эквивалентного положительному реноме;

Престиж - мерило-критерий-оценка-признание другими индивидами заслуг, достоинств ОУ

А

1

приоритет

5

результат

Б

2

лидер

6

влияние

В

3

авторитет

7

статус

Г

4

имидж

8

реноме

Оценивая деятельность ОУ различные категории социума: учащиеся, родители, учителя определили   "Престиж " - оценка процесса и результата деятельности школы.

Потребность родителей в качественном образовании (а оно ассоциируется с гимназией, лицеем, школой с углубленным изучением отдельных предметов), привела к реальному улучшению социально-педагогической ситуации в школе.  

Становление престижа – это процесс, который позволяет утвердиться, прочно укрепиться или установиться общественному мнению о конкретном ОУ как престижном.

Противоположным становлению престижа является процесс падения престижа.  Возникают ситуации, когда в обществе существует мнение о конкретном ОУ как о престижном, но в действительности оно уже не является таковым, в силу отсутствия качественной содержательной стороны престижа.

Существует и другая ситуация, когда для сохранения престижа следует провести корректную поддержку и сопровождение в педагогического руководства ОУ.

Становление престижа - процесс формирования идеального объекта; постоянное расширение предела; развертывание, раскрытие идеи; всякое становление предполагает переход возможности в действительность в процессе развития.

Социодинамика процесса становления престижа, как и процесса его падения, проходит через характерные стадии, рассматриваемые как начальный импульс, резкий подъем престижа, вход в акма-фазу, надлом (несколько последовательных всплесков), инерционная фаза и спад, состояние реликта). Продолжительность отдельных стадий процесса становления престижа на всех этапах своего развития престиж нуждается в поддержке и сопровождении.

Модели формирования престижа

Ориентирована

Исходные характеристики

Модель 1. Элитарная модель

На высокий уровень социального заказа на основе способностей учащихся.

Ресурсное обеспечение - подбор высоко профессиональных кадров; высокий уровень оснащения материально-технической базы ОУ; конкурсный отбор состава учащихся.

Модель 2. Концептуальная модель

На инновационные процессы, ОЭР

Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе, возможности у учащихся выбора "познавательных альтернатив" и максимального использования собственного потенциала

Модель 3. Номинальная модель

На прошлые достижения

стагнация («неподвижность»), в развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Психологический практикум общения, представленный на педдагогическом совете образовательного учреждения...

Творческий отчет заместителя директора по УР как показатель успешности деятельности образовательного учреждения 2013-2014 уч.год

Методическая тема «Совершенствование качества через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»Цель – создание условий для совершенствования мастерства педагогов ч...

Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения

Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

Презентация ПРЕСТИЖ ОУ- показатель конкурентноспособности

Престиж –           это одна из очевидных категорий, обладающая                ...