Статья "Активные и интерактивные методы обучения"
статья
В реформируемом образовательном пространстве происходит и изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Учитель должен уметь заинтересовать современного ученика своими уроками, преподнести их в форме доступной и интересной ученику, активно использующему современные технологии и возможности интернета в современной жизни.
Онлайн урок – современная форма организации учебного занятия, позволяющая не только применять многочисленные возможности мультимедийного контента, но и преодолеть границы и расстояния разделяющие преподавателя учеников. К тому же при проведении онлайн-урока, используя разнообразие форма подачи материала, есть возможность индивидуально для каждого ученика донести учебный материал в наиболее доступной для него форме с меньшими временными затратами. По своей сути онлайн урок – этот тот же традиционный урок, но проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные образовательные функции, свойственные обычным занятиям, сохранены в онлайн уроках. Ученики могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Активные и интерактивные методы обучения"
На сегодняшний день Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства, использование возможностей Интернет ресурсов и различных сервисов вошло в систему обучения всех уровней. Одной из современных форм организации учебной деятельности является онлайн урок. Онлайн урок – это основная единица дидактического цикла и форма организации дистанционного обучения. Онлайн урок – это семинар, который проводится в сети Интернет в формате видео трансляции. Таким образом, любой онлайн урок – это вариант интернет конференции, когда обучение проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя. Современная молодежь требует уже совершенно нового подхода и новых методик преподавания.
В реформируемом образовательном пространстве происходит и изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Учитель должен уметь заинтересовать современного ученика своими уроками, преподнести их в форме доступной и интересной ученику, активно использующему современные технологии и возможности интернета в современной жизни.
Онлайн урок – современная форма организации учебного занятия, позволяющая не только применять многочисленные возможности мультимедийного контента, но и преодолеть границы и расстояния разделяющие преподавателя учеников. К тому же при проведении онлайн-урока, используя разнообразие форма подачи материала, есть возможность индивидуально для каждого ученика донести учебный материал в наиболее доступной для него форме с меньшими временными затратами. По своей сути онлайн урок – этот тот же традиционный урок, но проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные образовательные функции, свойственные обычным занятиям, сохранены в онлайн уроках. Ученики могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т.д
Проведение онлайн урока требует соблюдения учителем всех требований к традиционному уроку, т. е. каждый урок должен включать оценку знаний, упражнения отработки по шаблону и проверку понимания. После каждого урока курсанты должны выполнять заданную домашнюю работу .При этом учащиеся получают учебный материал в виде электронных учебников, цифровых интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов по почте или же с портала. Онлайн урок проводится в режиме живой интерактивной трансляции педагога с учениками, которые не ограничиваются географическим расположением.
Для доступа к онлайн уроку и участия в нём курсанты используют собственные компьютеры Двусторонняя коммуникация позволяет добиться эффекта и качества непосредственных классных занятий, оставляя удобную возможность учиться, не выходя из дома. Во время занятия используются мультимедийные материалы: видео, изображения, тексты и аудиозаписи. Материал урока преподается с помощью голосовых инструкций, видеозаписей. Курсанты во время урока видят преподавателя, а преподаватель видит всех курсантов, у которых включена веб-камера. Преподаватель и курсанты общаются с помощью микрофонов на гарнитурах. Имеют возможность просмотреть презентации PowerPoint, видеоклипы, аудиозаписи, изображения, тексты и пр. Кроме того,курсанты и преподаватель могут вместе посещать веб-сайты с целью получения актуальной информации в режиме реального времени. Переходя к непосредственному к практике применения онлайн занятий рассмотрим практику используемую на занятиях по Воздушной Навигации в период карантина.
1. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.
Можно использовать платформу предложенную Университетом –ZOOM, Discord, кто-то использует Skype. Ниже приведены различные ресурсы возможные для использования. Для примера будем рассматривать использование платформы GoToMeeting, на которой и производились занятия.
2. Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
Для предварительного ознакомления курсантов с предстоящим материалом, заранее, обычно накануне, на общую почту группы отправлялась ссылка на Интернет страницу или отправлялись подобранные материалы по предстоящей теме. Планирование должно проводиться таким образом, чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
Для лучшего понимания построения процесса обучения можно задаться следующими вопросами:
- Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
- Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
- Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов составляется план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работукурсантов, как и когда предоставлять им обратную связь.
Желательно так-же составить план работы и для учащихся. Курсантам план обучения нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Как говорилось выше, курсанты имеют постоянную точку получения предварительной информации. В этом качестве используется почта группы. В почту загружается материал предстоящего занятия в виде подобранного материала, в виде ссылок или указания какие страницы учебников используемых и рекомендуемых необходимо предварительно изучить. Желательно помочь курсанту самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у курсанта должны быть учебные материалы и задания, рекомендованные для изучения дисциплины Воздушная навигация. К учебным материалам можно добавить инструкции по работе (так, как если бы происходило объяснение в классе), указывая время, которое требуется для работы над заданием по изучению материалов, а также необходимые рекомендации и подсказки. Для этого использую как учебники так и материалы созданные самостоятельно.
Согласно расписанию проводиться онлайн занятие. Подключившиеся курсанты автоматически регистрируются на платформе. Преподаватель может устанавливать обратную видео или ауди связь с конкретным курсантом. Подключение всех курсантов приводит к общему шуму, поэтому желательно регламентировать выход курсантов на связь. Возможен обмен мнениями или получение ответов на задачи поставленные в процессе урока в чате. Для демонстрации рисунков, чертежей и пояснительных фотографий использовался Яндекс диск с заранее загруженными материалами. Возможен просмотр Интернет ресурсов с одновременным пояснением и разбором отдельных моментов. Для контроля возможно использовать различные ресурсы. В настоящий момент используется Google Form,где созданы все необходимые тесты по выполнению контрольных работ, согласно календарно тематического плана. Для проверки воздания схем и решения графических задач применялась почта на которую отправлялись сделанные задания. Надо отметить, что это не очень хороший вариант, т.к. требует достаточно много времени для проверки и не всегда качество изображения удовлетворительное. Необходимо учитывать, что при ответе теста и решении задач начинает работать групповой разум, поэтому иногда, для получения более объективной картины усваивания материала необходимо каждой группе давать отдельный вариант, ограничивая время его прохождения.
Необходимо понимать, что:
1. Курсанты, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому преподавателю.. Надо решать индивидуально по каждому курсанту. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.
2. На создание учебного материала уходит больше времени т. к. желательно научить не просто решать по предложенным формулам или стандартным решениям, хотя и это часто необходимо, но научиться принимать самостоятельные решения и использовать полученные ранее знания, как по данной дисциплине, так и на других. . Одно дело, когда мы в классе передаем курсантам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.
3. Стоит продумать работу, которую курсанты будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одногрупники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.
Существует большое количество цифровых сервисов, кроме GoToMeeting. пригодных для использования в дальнейшем. Их можно разделить в зависимости от поставленных задач.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.
Zoom zoom.us/
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Есть возможность создать закрытую группу, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. Нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на него подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Можно создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.
WiziQ www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются курсанты (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. Можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.
Periscope
Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.
Skype
Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.
Передача учебного содержания
Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.
Видео
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com
Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.
С помощью этого сервиса можно:
- записывать технические обучательные программы (инструкции по работе с программами и сервисами);
- записывать объяснения темы (урок, лекция);
- записывать упражнения и решения примеров.
Рабочие листы в документах Google
В Google есть возможность создать учебный материал через документ Google и предоставлять доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом мониторить работу курсантов, и направлять их.
Edpuzzle https://edpuzzle.com/
При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.
В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps https://learningapps.org/
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.
Kubbu http://www.kubbu.com
Интерактивные задания по любым учебным предметам.
Quizlet https://quizlet.com/
Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
H5P h5p.org
Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются ученикам по ссылке.
Мониторинг
Под мониторингом понимается наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.
Таблица продвижения
В таблицах Google есть возможность создать таблицу, в которую внесятся имена курсантов (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Преподаватель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.
Teacher. Desmos https://teacher.desmos.com
Для учителей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов, т.е. создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Преподаватель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени.
Classtime https://www.classtime.com/
Лозунг платформы — больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.
Есть возможность, что используя встроенную функцию LaTeX, вписывать математические формулы.
Formative https://goformative.com
Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.
При помощи этого инструмента преподаватель создает учебный материал, который может содержать
- контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
- задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
- дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.
Wizer http://app.wizer.me
С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют преподавателю быстро предоставлять учащимся обратную связь.
Обратная связь
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz http://quizizz.com
Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.
Kahoot
При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно.
Инструкцию по использованию Kahoot найдете здесь.
Платформы для обучения
Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Google Classroom https://classroom.google.com/
Google Sites https://sites.google.com/
Блог
Используйте любую платформу, которая удобна для вас.
Закрытая группа в социальных сетях
Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.
Canva
В этом году в международном формате был запущен социальный проект «Canva для образования». Теперь эта платформа предоставляет возможность создания виртуального класса и проведения командной работы. По ссылке находится описание возможностей и бесплатный мини-курс «Canva для класса» https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "
В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....
«Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся посредством активных и интерактивных методов обучения»
программа семинара...
Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку
Данная разработка предназначена для преподавателей. Цель данного материала – познакомить с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....
"Современные активные и интерактивные методы обучения"
В презентации представлена сравнительная характеристика традиционных, активных, интерактивных методов обучения....
урок по английскому языку в 11 классе с применением активных и интерактивных методов обучения по учебнику М.З. Биболетовой на тему "Следует ли родителям выбирать друзей своим детям-подросткам?"
урок был проведён с применением ативных и интерактивных методов обучения: мозговой штурм, дебаты...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...