История философской мысли.
план-конспект урока (11 класс)
Учебные цели:
вы будете изучать:
• развитие философской мысли в Новое время;
• философию Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии.
Изучив данный учебный модуль, вы будете
знать:
• тенденции развития философии в Новое время.
уметь:
• применить персоналии и терминологию философии Нового времени;
• выявить сходство и различие философских концепций мыслителей данной эпохи;
• показать специфику философских направлений этого периода;
• определить тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;
• ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;
• охарактеризовать деятельность философов, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_filosofiya_novogo_vremeni.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль I. История философской мысли.
Модульный урок I. 7. Философия Нового времени.
Учебные цели:
вы будете изучать:
• развитие философской мысли в Новое время;
• философию Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии.
Изучив данный учебный модуль, вы будете
знать:
• тенденции развития философии в Новое время.
уметь:
• применить персоналии и терминологию философии Нового времени;
• выявить сходство и различие философских концепций мыслителей данной эпохи;
• показать специфику философских направлений этого периода;
• определить тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;
• ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;
• охарактеризовать деятельность философов, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.
Литература.
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для сузов. - М., 2013.
2. Философия: Учеб. для сузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М, 2014.
3. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2009.
4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В, В., Момджян К. X. Философия. - М., 2013.
Дополнительная
- Антология философской мысли. - М., 1993.
- Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.
- Бабкин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.
- Бурлацкий Ф. М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли - М., 1977.
- Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
- Горфункель А. Г. Философия эпохи Возрождения. - М., 1960.
- Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. - СПб., 2003.
- Каратини Р. Введение в философию. - М., 2003.
- Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. - М., 2003.
- Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.
- Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). - М., 1989.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.
- Майэрон Г. Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
- Мор Т. Утопия. - М., 1978.
- Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
- Рассел Б. История западной философии. - М., 1959. - Кн. 2, 3.
- Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. - М., 1938.
- Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М., 1964.
- Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.
- Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. – М., 1984.
Входной контроль (тест):
Работайте индивидуально. Задание оценивается в три балла.
Вариант I. | Вариант II. |
↕ - знак перед вопросом означает два варианта ответа. | |
1. Определите есть ли среди ответов неверный (да/нет). В эпоху Возрождения на первый план выдвигаются следующие концепции: 1) индивидуализм; 2) субъективизм; 3) антропоцентризм; 4) гуманизм. 2. Идею о бесконечности Вселенной выдвинул: 1) Фома Аквинский; 2) Николай Кузанский; 3) Ибн Сина; 4) Уильям Оккама. 3. Николай Кузанский говорил, что мир — это творение: 1) земли; 2) огня; 3) Бога; 4) мифа. 4. Николай Кузанский называл «большим миром»: 1) природу; 2) небо; 3) фантазии; 4) иллюзии. 5. Исключите неверный вариант ответа. Николай Кузанский считал, что познание осуществляется с помощью: 1) чувств; 2) рассудка; 3) разума; 4) снов. 6. Якоб Бёме полагал, что мир существует благодаря: 1) дружбе; 2) противоречиям; 3) безразличию; 4) меланхолии. 7. Началом зла как некой активной силы Я. Бёме считал: 1) ад; 2) рай; 3) Бога; 4) дух. | 1. Эпохой Возрождения принято считать период с: 1) III по VIII век; 2) V по XI век; 3) X по XIII век; 4) XIV по XVI век. 2. В эпоху Возрождения особенно актуальной философской темой становится взаимоотношение: 1) Бога с миром и человеком; 2) Бога с Дьяволом; 3) человека с природой; 4) человека с человеком. ↕3. Исключите неверные варианты ответа. Философами эпохи Возрождения были: 1) Николай Кузанский; 2) Фалес Милетский; 3) Якоб Бёме; 4) Августин Блаженный. 4. Николай Кузанский называл «малым миром»: 1) животных; 2) растения; 3) человека; 4) воду. 5. Наиболее достоверным Кузанский считал: 1) математическое знание; 2) этническое знание; 3) политическое знание; 4) экономическое знание. 6. Якоб Бёме считал началом и концом всех вещей и всего мира: 1) свет; 2) тьму; 3) воздух; 4) Бога. 7. Исключите неверный вариант ответа. По мнению Якоба Бёме основой всех вещей является: 1) добро; 2) зло; 3) свет; 4) тьма; 5) иллюзия. |
Материал модульного урока I. 7.
Выходной контроль (ТЕСТ):
Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в пять баллов.
Вариант I. | Вариант II. | |
В каждом из вопросов тестов возможен только один вариант ответа. | ||
1. В XVII веке философия развивалась в тесной связи с: 1) валеологией; 2) исторической географией; 3) наукой; 4) музыкой. 2. Идеалом философии в XVII веке стало: 1) точное знание; 2) духовное совершенствование; 3) религиозное мировоззрение; 4) безразличие к жизни. 3. Исключите неверный вариант ответа. Философами Нового времени были: 1) Френсис Бэкон; 2) Николай Кузанский; 3) Бенедикт Спиноза; 4) Джордж Беркли. 4. Френсис Бэкон важнейшим средством для решения социальных проблем считал: 1) музыку; 2) медитацию; 3) религию; 4) науку. 5. Френсис Бэкон считал, что философия основана на: 1) наблюдении; 2) эксперименте; 3) вымысле; 4) обмане. 6. Френсис Бэкон утверждал, что есть: 1) два вида идолов; 2) четыре вида идолов; 3) пять видов идолов; 4) семь видов идолов. 7. Рене Декарт считал, что определенность философскому знанию придает строжайшая: 1) тайна; 2) мера; 3) методология; 4) конспирация. 8. Согласно Рене Декарту, мир состоит из: 1) воды; 2) огня; 3) земли; 4) атомов. 9. Томас Гоббс считал основным свойством человека стремление: 1) к самосохранению; 2) к браку; 3) к предательству; 4) к дружбе. 10. Исключите неверный вариант ответа. Что из перечисленного (согласно Т. Гоббсу) не является источником конфликта: 1) страх; 2) любовь; 3) соперничество; 4) стремление к славе. 11. Джон Локк заявлял, что истинное знание приобретается благодаря: 1) внутренним органам; 2) предсказаниям; 3) органам чувств; 4) медитации. 12. Джон Локк считал, что знание начинается с простых: 1) истин; 2) идей; 3) слов; 4) схем. 13. Кого из философов Нового времени можно назвать родоначальником психологии? 1) Джона Локка; 2) Бенедикта Спинозу; 3) Джорджа Беркли; 4) Давида Юма. 14. Бенедикт Спиноза называл человеческие страсти: 1) рефлексами; 2) аффектами; 3) безрассудством; 4) умопомрачением. 15. Готфрид Лейбниц говорил, что законы мира и его причины можно познать только усилиями: 1) воли; 2) людей; 3) обществ; 4) разума. 16. Какой философ считал, что цель философии – защищать религию философскими аргументами? 1) Аристотель; 2) Фалес Милетский; 3) Джордж Беркли; 4) Галилео Галилей. 17. Давид Юм считал, что все поступки человека определены: 1) привычкой; 2) инстинктом; 3) интуицией; 4) культурой. | 1. Для познания мира в XVII веке стали привлекать: 1) рисование; 2) естествознание; 3) культурологию; 4) сфрагистику. 2. Наукой о движении материальных тел в пространстве является: 1) логика; 2) социология; 3) демография; 4) механика. 3. Исключите неверный вариант ответа. Философами Нового времени были: 1) Готфрид Лейбниц; 2) Джон Локк; 3) Ибн Рушт; 4) Рене Декарт. 4. Объектом философии, по мнению Френсиса Бекона является: 1) окружающий мир; 2) потусторонний мир; 3) духовный мир; 4) вымышленный мир. 5. Френсис Бэкон говорил, что человеку познать истину мешают: 1) предрассудки; 2) убеждения; 3) галлюцинации; 4) идолы. 6. В основе философской системы Декарта лежит: 1) продуктивный метод; 2) дедуктивный метод; 3) репродуктивный метод; 4) спонтанный метод. 7. Фраза «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: 1) Томасу Гоббсу; 2) Джону Локку; 3) Рене Декарту; 4) Джорджу Беркли. 8. Постигнуть законы Вселенной, говорил Рене Декарт, можно при помощи: 1) лингвистики; 2) риторики; 3) музыки; 4) математики. 9. Сколько источников общественных конфликтов выделял Томас Гоббс? 1) три; 2) семь; 3) восемь; 4) десять. 10. Гоббс говорил, что уменьшить количество конфликтов можно, если установить в обществе: 1) строгую цензуру; 2) единую власть; 3) власть народа; 4) власть церкви. 11. По мнению Джона Локка истинное знание основано на: 1) интуиции; 2) восприятии; 3) теории; 4) опыте. 12. По убеждению Джона Локка самым достоверным является: 1) математическое знание; 2) историческое знание; 3) географическое знание; 4) ихтиологическое знание. 13. Основой всего мира Бенедикт Спиноза считал: 1) материю; 2) Бога; 3) природу; 4) землю. 14. Исключите неверный вариант ответа. По мнению Бенедикта Спинозы человек, познает мир благодаря: 1) чувственному восприятию внешнего мира; 2) рассуждениям; 3) истинному знанию, полученному разумом независимо от чувственного опыта; 4) констатации фактов. 15. Автором учения о монадах был: 1) Рене Декарт; 2) Френсис Бэкон; 3) Готфрид Лейбниц; 4) Давид Юм. 16. Мыслителем Нового времени, опровергавшим материализм, был: 1) Джордж Беркли; 2) Фома Аквинский; 3) Рене Декарт; 4) Джон Локк. 17. Представителем классического английского эмпиризма был: 1) Мухаммед; 2) Давид Юм; 3) Пьер Кюри; 4) Платон. |
Обобщение по модульному уроку I.7.
Отработан модульный урок I.7., вы познакомились с философией Нового времени. Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего. Уяснив тенденцию развития философской мысли, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этого периода. Вы познакомились с философскими направлениями, их основными идеями, принципами и особенностями. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.
Основные понятия и термины
Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания
Апологетика — сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Гелиоцентризм — система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.
Геоцентризм — система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.
Гуманизм — (от лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
Дедукция — логический вывод от общего к частному.
Деизм — учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира.
Дуализм — принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.
Индукция — логический вывод от частного к общему.
Картезианство — совокупность взглядов Декарта и его последователей.
Клерикализм — общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни общества.
Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.
Модусы — свойства.
Монада — философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.
Монизм — утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция — духовная либо материальная,
Монотеизм — поклонение одному Богу, единобожие.
Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Номинализм — учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия — только имена.
Пантеизм — философское учение, отождествляющее понятия «Бог» «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Патристика — учение отцов церкви, относится к III-V вв.
Политеизм — поклонение многим богам, многобожие.
Провиденциализм — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель, определяются провидением, Богом.
Рационализм — направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Реализм — учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Секуляризация — освобождение от религии и церковных институтов.
Сенсуализм — направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Субстанция — некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.
Схоластика — «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозных догматов и систематизирующая их.
Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Теодицея — оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.
Теоцентризм — направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Томизм — учение Фомы Аквинского.
Эмпиризм — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Эсхатология — учение о конце света.
Критерии оценки знаний учащихся по модульному уроку I. 7.
- Оценка «5» ставится студенту, если он:
- набрал – 58 баллов (max);
- набрал – 55 баллов.
- Оценка «4» ставится студенту, если он:
● набрал – 52-49 баллов.
- Оценка «3» ставится студенту, если он:
● набрал – 46-43 балла.
- Оценка «2» ставится студенту, если он:
● набрал – менее 37 баллов.
За каждый неверный ответ в тестах входного и выходного контроля снимается 0. 5. балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Из истории философской мысли"
Данный проект является зачётной работой по теме "Из истории философской мысли..."курса "Обществознание". Подготовке и презентации учащимися проекта предшествует лекция учителя с обзором основных этапо...
Подготовка к ЕГЭ. Из истории философской мысли
Методическая разработка...
Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков
Проектная работа показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...
Разработка урока на тему "Из истории русской философской мысли"
Разработка урока философии для обществознания 10 класса общеобразовательных школ и техникумов....
Презентация по теме "Социально-философская мысль XX века"
Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова...
Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"
Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"Учебник: Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниково...
План-конспект урока "Развитие русской философской мысли" по обществознанию.
К план-конспекту прилагается раздаточный материал....