Злобность и жестокость
методическая разработка
Методические рекомендации к проведению занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zlobnost_i_zhestokost.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №15
Тема: «Злобность и жестокость»
Цель: знакомство с понятиями «злобность» и «жестокость»
Задачи:
-выяснить причины и последствия жестокости;
-формировать потребность в самосовершенствовании;
- воспитывать у подростков желание оказать помощь нуждающимся;
-корригировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.
Оборудование: компьютер, презентация, листы бумаг, фломастеры, видео ролик.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1. Стадия «вызова»- просмотр ролика «Беслан»
- О чем нам стоит задуматься, глядя на человеческие страдания и боль? Я не случайно начала наше занятие сегодня с этого фрагмента. Он непосредственным образом отражает тему нашего разговора. Это человеческое качество является «порождением злого ума u часто трусливого сердца», как говорил Л. Ариосто. (Слайд 1)
2. Основная часть.
Люди на протяжении веков встречались со злом. И научились отличать доброго человека от злого. (Слайд № 1) И еще они пришли к выводу, что злой человек – это человек несчастный. Злой не может радоваться жизни, потому что он…………злой. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый - от радости». И еще одна пословица: «Злой человек не проживет добром век». Как вы думаете, почему обе мысли стали пословицами? Существует мнение, что злым людям живется легче: они безнаказанно обманывают, бездельничают, жадничают…. А мы, мол, простофили, добрые души, живем по-доброму….. А что мы имеем, кроме чистой совести? Как вы относитесь к этому мнению? Ни один парламент в мире не может принять закон, запрещающий людям быть злыми. По принуждению добрыми не становятся. Полиция и суд могут заставить злого человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания. Но добрым он не станет. Доброта – это свойство души человека. Иногда душа приравнивается к добру: есть душа – есть и добро в человеке. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Вот и получается, что человек без доброты – это человек без души. Какой, на ваш взгляд, может быть душа у доброго человека? Почему она именно такая; как она такой стала? Кого же считать злым? Рассмотрим два признака злого человека.
Первый признак. Злым считают человека жестокого. (Слайд) Его легко отличить от других. Он радуется, когда ему удается увидеть или почувствовать чужие страдания. Ему нравиться доставлять людям неприятные минуты. Он не протянет руку нуждающемуся в поддержке – пусть падает. Самая примитивная жестокость - эта та, которая порождает физические страдания. Такая жестокость является одной из основных причин насильственных преступлений. (Слайд № 3)
Второй признак. Злой человек - это человек мстительный. Когда во время Великой Отечественной войны солдаты мстили врагу, это было понятно. Война была освободительной, священной. Отсюда понятие – «Святая месть». Но и этот вид мести не одобряется. У некоторых народов до сих пор существует обычай кровной мести. Он берет свое начало в давние-давние времена. Тогда священным считалось правило «кровь – за кровь». В чем особая жестокость обычая кровной мести? Месть в повседневной жизни не менее отвратительна. Известно, что мстительный человек – это слабый человек. Он умеет только мстить и радоваться своим черным «достижениям». Приведите примеры мести по самым смехотворным и пустяковым причинам.
-«Ассоциативный ряд»
-Нарисуйте на листах бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его (дети рисуют). Напишите те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом (высказывание в группах)
- По отношению к кому может проявляться жестокость?( слайд)
-«Определение качеств злого и обычного человека»
Перед вами качества, присущие жестокому и обыкновенному
человеку, ваше задание распределить их в колонки. В первую качества присущие
жестокому человеку, во вторую обыкновенному.
жестокий человек обычный человек
1 Агрессивность.
1 Доброта.
2 Раздражительность.
2 Ласка.
3 Нервозность.
3 Нежность.
4 Мстительность.
4 Забота.
5 Отсутствие ласки и нежности.
5 Сдержанность.
6.Бессердечность.
6 Сострадание.
7 Равнодушие.
7 Умение оказать помощь в любую минуту
8 Конфликтность.
9 Хамство.
8 Внимание.
10 Цинизм.
9 Веселость.
11.Хладнокровие.
10 Увлекательность.
12.Холодность.
11 Образованность.
12 Интеллигентность.
13 Вежливость.
14 Культурное поведение.
15 Не конфликтность.
16 Сердечность
- У какого человека больше качеств? (обыкновенного)
Правильно, так и должно быть.
Молодцы! С заданием справились. Теперь вы знаете, какими качествами обладает жесткий человек, и какими должен обладать обыкновенный человек.
-«Самостоятельная работа с ситуациями»
Как ты поступишь в данной ситуации?
Ситуация | Варианты ответов | ||
1. Одного из друзей моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я… | 1)Откажусь. Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал | 2)Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища | 3)Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой |
2. Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я… | 1)Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился | 2)Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга | 3)После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы |
Давайте проверим, как поступили бы вы в первой ситуации? А во второй? читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали.
-«Притча»
В одном прекрасном городе люди перестали уважать друг друга. Они бросали повсюду мусор, вырубали деревья, обижали друг – друга, дрались и ругались. При этом те горожане, которых это непосредственно не касалось, предпочитали ни во что не вмешиваться и делали вид, что ничего не замечают.
Если, например, в толпе стояла одинокая старушка, которая забыла дорогу домой, то над ней смеялись или не обращали внимания и шли по своим делам, и только один человек из тысячи подходил к ней с желанием помочь. Если на улице лежал человек, то все брезгливо отводили глаза в сторону и успокаивали себя тем, что это пьяница, хотя они тоже люди. И было мало желающих, хотя бы вызвать скорую помощь. Над городом завис дух стяжательства и равнодушия. В один день, когда люди идут на кладбище и поминают своих усопших родственников один пожилой человек пошел с маленьким внуком помянуть своих родных. На кладбище собралась толпа юнцов, которые развлекались тем, что раскачивали чью-то могилу. Вдоволь позабавившись, они ушли, при этом люди, стыдливо спрятав глаза, торопливо проходили мимо. Пожилой человек взял лопату и стал вместе с внуком поправлять могилу. Вокруг них собралась толпа и люди стали говорить, перебивая друг — друга:
- А зачем вы это делаете, разве это могила вашего родственника?
- Да зачем вы это делаете, неужели вы думаете, что один сможете что-то изменить в этом мире.
-Это все никому не нужно, сейчас люди безразличные, а вся молодежь невоспитанная. Как вы собираетесь переделать этот мир?
- А я начну вот с него, сказал пожилой человек, показывая на внука.
Люди в толпе сразу замолчали и быстро разошлись. Но кое-кто взял лопату и стал помогать пожилому человеку.
-Чему учит нас эта притча? - Как бы вы поступили на месте этих людей? - Почему, сказал пожилой человек, показывая на внука « А я начну вот с него». - Может ли один человек переделать этот мир? (Может. Делать добрые дела. Старик показал пример……)
Приведите примеры добрых дел. ( Проводил до дома заблудившегося ребёнка, кто-то накормил бездомную собаку, кто-то помог пожилым людям перейти через дорогу или донести их сумки из магазина до дома.)
Вывод: Многие добрые дела не требуют особых усилий. Но каждый такой поступок делает мир лучше.
Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды. Если вы видите, что человеку на улице стало плохо, позвоните в «скорую помощь». Напомню, что на мобильном телефоне для этого надо набрать цифры 112
«Инсценировка ситуации в зоомагазине».
Внимательно посмотрите и подумайте о чём она.
"Мальчик отправился в зоомагазин, чтобы купить себе щенка. Там он увидел сидящих рядом четверых щенков, каждый из них стоил 50 долларов. А один щенок одиноко сидел в углу.
Мальчик. Скажите пожалуйста из того же ли самого помёта этот щенок, продаётся он, почему он сидит отдельно.
Хозяин магазина. Да, он из того же помёта, но он увечен и не продаётся.
Мальчик. Что за увечье у этого щенка.
Хозяин магазина. Щенок родился без вертлюжной впадины и у него не хватает одной ноги.
Мальчик. Что вы собираетесь с ним сделать?
Хозяин магазина. Щенка усыпят.
Мальчик. Можно мне поиграть с этим щенком.
Хозяин магазина. Конечно.
Мальчик. (мальчик взял щенка на руки стал с ним играть, и тот лизнул её в ухо.) Продайте мне этого щенка.
Хозяин магазина. Но он не продаётся
Мальчик. Продайте, пожалуйста. (Мальчик вытащил из своего кармана 2 доллара и побежал домой, чтобы взять ещё 48 долларов у своей матери.)
Хозяин магазина. ( Когда он вышел за дверь, хозяин магазина крикнул ему вслед) "Но я не понимаю, к чему тебе платить полную цену за этого щенка, тогда как ты можешь за те же деньги купить себе хорошего".
Мальчик. Протянул руку с деньгами.
Хозяин магазина. "Я понял тебя. Проходи и забирай его". Вот что такое сочувствие".
- О чём эта сценка? Чему учит она нас? (О том что нужно быть милосердным, со чувствительным, человечным к животным, к людям, сострадать больным.)
Видео ролик.
Рефлексия
В жизни каждого человека бывали ситуации, когда он поступал жестоко. Очень трудно бывает признаваться в своей жестокости, исправить, попросить прощение. Мы стараемся оправдать ее любым способом. Я предлагаю вам освободиться от тяжести груза когда-то совершенного вами зла. Перед вами листок прощения: напишите на нем просьбу к человеку о прощении за содеянное зло (учащиеся пишут, потом, по желанию, читают).
Признавшись в совершенной жестокости – вы сделали первый шаг к осознанию своей неправоты. Если вы это выразили на бумаге- то вы встали на путь исправления. Если вы признались прилюдно – то значит, что в вашей жизни истинные духовные ценности играют важную роль.
3. Подведение итогов
- Человеческая душа – это ваш лист, в ней сочетается и зло (то, что мы называем жестокостью) и милосердие. Но я хочу пожелать вам, чтобы жестокости в вашей жизни как с вашей стороны, так и по отношению не было.
- Какова тема нашего занятия?
-Что такое жестокость?
-Как она проявляется?
-Какие факторы влияют на жестокость?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Презентация"Жестокие родители - жестокие дети"
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Жестокие родители - жестокие дети". работа по профилактике насилия в семье....
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...