Как развить воображение и фантазию
статья
Обучение. Фантазии и воображение
Так что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?
Можно охарактеризовать эти понятия как создающий и аналитический мыслительный и творческий процесс, нацеленный на формирование новых идей из уже известных фактов и знаний.
У каждого ребенка уже с рождения заложено воображение, способность к творчеству и созданию образов. В моменты баловства крайне важно не наказывать ребенка за его выдумки, а с пониманием и любовью относиться к его фантазиям.
Виды воображения:
1.воссоздающее (образы из книг, представление);
2.творческое (создание новых образов «из головы»);
3.неуправляемое («буйная фантазия», несуразица).
Именно фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру.
Мы воспринимаем органами чувств окружающее пространство. Одновременно с этим происходит процесс познания мира и получения информации, формируется некий образ. Образное мышление – это то, что далеко не всегда соответствуют реальности, которую мы видим сейчас. В нем всегда есть элементы художественной интерпретации. Классическими носителями фантазии являются сказка, легенда, былина, притча, сага, предание, миф.
Развитие воображения – это не самоцель для актера и художника. Все упражнения и прокачивания направлены на развитие творческого мышления. Общее широкое развитие воображения театрализованными играми может приравниваться к получению многостороннего жизненного опыта и служить тренировкой ассоциативной памяти.
Что такое фантазия?
Каждый человек, ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Реально ли воспринять другого человека полностью, вне своей личности и своих представлений о нем? Как развить фантазию и воображение именно в театральном творчестве?
Еще одна особенность, которая важна для любого артиста, – это интуиция, «чувство правды». Именно она позволяют актеру импровизировать на репетиции или во время спектакля.
Способов развить воображение у взрослых и детей очень много. Для каждого возраста необходимы разные задания. Родитель может сам выбирать понравившееся упражнение для детей.
Игры для дошкольников
В играх на развитие воображения у детей дошкольного возраста используется методика учебных процессов, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения:
- Оживление предметов. Например, представить себя «санками, которые оставили стоять на улице», блузкой – измятой или выглаженной и аккуратно сложенной.
- Визуализация впечатлений от музыки. Слушаем музыку и рисуем красками, карандашами на бумаге фигуры и линии.
- Рисунки вместе. Один ребенок ставит точку на листе, другой продолжает рисунок.
- «Загадочка». Один ребенок загадывает какую-то вещь и показывает ее мимикой и пантомимой другим игрокам.
Все это помогает в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Упражнение можно начать с воспоминаний о любых событиях, вещах. Восстановить события, детали, какие-то мелочи. Взять какой-то образ и рассмотреть его в деталях, представить, как он превращается в другой объект, развивается и т. д.
Занятия для школьников
Для этой возрастной категории используются более сложные приемы, нацеленные на креативность детского воображения и интуиции:
- «Волшебная палочка». В какое животное ребенок хотел бы превратиться и почему, если у него была волшебная палочка?
- «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем осенний лес, журчащий ручеек, что-то еще, что вызовет приятные образы.
- История жизни предмета. Предлагаем рассказать от лица вещи историю ее жизни, например, герани на подоконнике или веника в коридоре.
- Три слова. Придумываем три слова и просим ребенка составить фразу, в которой эти слова связаны.
- Вкусно – невкусно. Слова могут быть вкусными или не очень, попробуйте слово «конфетка» или «лимон»; старший школьник говорит преподавателю о своих чувствах и впечатлениях, воспоминаниях об этом слове.
Эти упражнения на развитие воображения у младших школьников и более старших детей помогут ребенку научиться визуализировать, фантазировать и сопереживать окружающему его миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"
Данный урок для обучающихся средних классов на кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....
Советы родителям: как развить фантазию и воображение у ребенка
Данные рекомендации по развитию воображения и фантазии подходят и детям, и взрослым. Уважаемые родители, научите детей гордиться и восхищаться тем, что у них развиты фантазия и воображение. А заоодно ...
Советы родителям: как развить воображение и фантазию у ребенка
Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнес...
Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.
Художественно-эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьезной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фан...
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
В данном материале автор показывает как и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному искусству....
Как развить воображение и фантазию
Обучение. Фантазии и воображениеТак что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?Можно охарактеризовать эти поняти...
Музыкальный слух и его влияние на воображение и фантазию детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...