Как развить воображение и фантазию
статья

Юлия Михайловна Пономарева

Обучение. Фантазии и воображение

Так что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?

Можно охарактеризовать эти понятия как создающий и аналитический мыслительный и творческий процесс, нацеленный на формирование новых идей из уже известных фактов и знаний.

У каждого ребенка уже с рождения заложено воображение, способность к творчеству и созданию образов. В моменты баловства крайне важно не наказывать ребенка за его выдумки, а с пониманием и любовью относиться к его фантазиям.

Виды воображения:

1.воссоздающее (образы из книг, представление);

2.творческое (создание новых образов «из головы»);

3.неуправляемое («буйная фантазия», несуразица).

Именно фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру.

Мы воспринимаем органами чувств окружающее пространство. Одновременно с этим происходит процесс познания мира и получения информации, формируется некий образ. Образное мышление – это то, что далеко не всегда соответствуют реальности, которую мы видим сейчас. В нем всегда есть элементы художественной интерпретации. Классическими носителями фантазии являются сказка, легенда, былина, притча, сага, предание, миф.

Развитие воображения – это не самоцель для актера и художника. Все упражнения и прокачивания направлены на развитие творческого мышления. Общее широкое развитие воображения театрализованными играми может приравниваться к получению многостороннего жизненного опыта и служить тренировкой ассоциативной памяти.

Что такое фантазия?

Каждый человек, ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Реально ли воспринять другого человека полностью, вне своей личности и своих представлений о нем? Как развить фантазию и воображение именно в театральном творчестве?

Еще одна особенность, которая важна для любого артиста, – это интуиция, «чувство правды». Именно она позволяют актеру импровизировать на репетиции или во время спектакля.

Способов развить воображение у взрослых и детей очень много. Для каждого возраста необходимы разные задания. Родитель может сам выбирать понравившееся упражнение для детей.

Игры для дошкольников

В играх на развитие воображения у детей дошкольного возраста используется методика учебных процессов, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения:

  1. Оживление предметов. Например, представить себя «санками, которые оставили стоять на улице», блузкой – измятой или выглаженной и аккуратно сложенной.
  2. Визуализация впечатлений от музыки. Слушаем музыку и рисуем красками, карандашами на бумаге фигуры и линии.
  3. Рисунки вместе. Один ребенок ставит точку на листе, другой продолжает рисунок.
  4. «Загадочка». Один ребенок загадывает какую-то вещь и показывает ее мимикой и пантомимой другим игрокам.

Все это помогает в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Упражнение можно начать с воспоминаний о любых событиях, вещах. Восстановить события, детали, какие-то мелочи. Взять какой-то образ и рассмотреть его в деталях, представить, как он превращается в другой объект, развивается и т. д.

Занятия для школьников

Для этой возрастной категории используются более сложные приемы, нацеленные на креативность детского воображения и интуиции:

  1. «Волшебная палочка». В какое животное ребенок хотел бы превратиться и почему, если у него была волшебная палочка?
  2. «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем осенний лес, журчащий ручеек, что-то еще, что вызовет приятные образы.
  3. История жизни предмета. Предлагаем рассказать от лица вещи историю ее жизни, например, герани на подоконнике или веника в коридоре.
  4. Три слова. Придумываем три слова и просим ребенка составить фразу, в которой эти слова связаны.
  5. Вкусно – невкусно. Слова могут быть вкусными или не очень, попробуйте слово «конфетка» или «лимон»; старший школьник говорит преподавателю о своих чувствах и впечатлениях, воспоминаниях об этом слове.

Эти упражнения на развитие воображения у младших школьников и более старших детей помогут ребенку научиться визуализировать, фантазировать и сопереживать окружающему его миру.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....

Советы родителям: как развить фантазию и воображение у ребенка

Данные рекомендации по развитию воображения и фантазии подходят и детям, и взрослым. Уважаемые родители, научите детей гордиться и восхищаться тем, что у них развиты фантазия и воображение. А заоодно ...

Советы родителям: как развить воображение и фантазию у ребенка

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнес...

Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.

Художественно-эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьезной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фан...

Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

В данном материале автор показывает как  и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному  искусству....

Как развить воображение и фантазию

Обучение. Фантазии и воображениеТак что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?Можно охарактеризовать эти поняти...

Музыкальный слух и его влияние на воображение и фантазию детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...