Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.
статья по изобразительному искусству (изо)

 

     Художественно-эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьезной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фантазия и воображение позволяют найти необычное и эффективное решение, рассмотрев проблемы под другим углом. Воображение,  фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Статья знакомит с видами воображения и педагогическими условиями  его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.

     Художественно-эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьезной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фантазия и воображение позволяют найти необычное и эффективное решение, рассмотрев проблемы под другим углом.  

Основная роль в обучении абстрактному мышлению в общеобразовательной школе отведена таким гуманитарным предметам, как изобразительное искусство, музыка и литература. На этих уроках дети не только обучаются                                                                                                                                                                                      различным техническим приемам и знакомятся с мировым наследием, но и посредством этого самостоятельно обучаются процессу творчества.

Традиционная форма обучения чаще всего бывает направлена только на освоение определенных знаний и ориентирована на развитие способности самостоятельных исследований, решения сложных задач и творчества.

Зачастую именно поэтому учащиеся, обладая достаточными знаниями для решения какой либо проблемы, представленной в необычном виде, теряются   и даже не знают с какой стороны  к ней можно подойти. Такие ситуации часто возникают во время олимпиад или различных творческих конкурсов, когда от учащегося требуется не только продемонстрировать определенные знания, но и  показать способности к мышлению, к решению нетривиальных задач.

Именно поэтому на таких предметах, как изобразительное искусство, учащиеся должны не только знакомиться с различными техниками и видами изобразительного искусства, идеями, которые заключены в произведениях искусства разных художников и разных эпох, но и самостоятельно пробовать воплотить свои мысли, идеи и фантазии в художественной форме.

С такой точки зрения каждый урок можно рассматривать в качестве задачи, где каждому представлена свобода творчества, а ограничения связанные с задачей, которыми могут быть, например, тема урока и используемая техника - отправной точкой воображения.

1. Понятие воображения

 А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытие. К.Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Развитое, смелое воображение — это  бесценное  свойство оригинального, нестандартного  мышления. На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  воображением  и  фантазией.  Воображение -  это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе  своих  знаний.     Фантазия -  это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.  

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ.  Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.  

Воображение – это  необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа конечного результата работы, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

 В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

 Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

  По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, но и в других областях деятельности человека, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»

 «Паук совершает операции ткача, и пчела перестройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека» - говорил Карл Маркс в первом томе Капитала.

Воображение,  фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л. С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».                              

   2. Виды воображения.

 Воображение бывает четырех основных видов:    

1.  Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности. Человек, обладающий творческим типом личности,  постоянно испытывает свои внутренние возможности, его познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.  

2.   Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

3.   Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Существенный критерий данного вида воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4.   Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.  

3. Роль воображения в художественном творчестве.        

  По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру – это творческое воображение или фантазия».

С  феноменом  воображения  в  практической деятельности  людей, прежде  всего, связан процесс художественного творчества. Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление в искусстве, называемое  натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по  картинам  И.И.Шишкина  ботаники могут изучать флору русского леса, так как все  растения  на  его  полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов  второй половины XIX в.  И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при  всей  их  социальной  заостренности также  являют  собой  поиски  формы, максимально  приближенной  к копированию  действительности. Источником любого направления  в  искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной  базы  для фантазии.  

Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое,  что человеку  не  было  бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой  творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения.  

  И эта реальность  пропускается  через  продуктивное воображение  творцов,  они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя  свои  произведения  вибрацией  воздуха  (импрессионизм), прибегая к точечному изображению  предметов  (пуантилизм  в живописи), разлагая объективный  мир  на геометрические  фигуры (кубизм) и т.д.  Даже произведения абстракционизма,  ставшего  основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» - это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или  их  частей,  а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939  гг.  Если рассматривать  и  попытаться трактовать каждую отдельную деталь  этой картины,  то  за  абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная   мысль.

  Таким  образом,  с  продуктивным  воображением в искусстве  мы  встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности  реалистичным  методом, художника  не  устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой  вполне очевидные реалии.

Чаще  всего творческий  процесс  в  искусстве  связан  с активным воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо  образ  на  бумаге или холсте  художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко  активное  воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.  Реже импульсом творческого процесса становится  пассивное  воображение,  так как «спонтанные», независимые от воли художника  образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой  от  него  самого.  Так, М.Эшер, Ф.Гойя и другие художники исключительную роль в  своем  творчестве уделяли сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных   произведениях.   Кроме  того,  творческий  процесс,  начинаясь,  как правило, с  волевого  усилия,  т.е.  с  акта воображения, постепенно настолько захватывает  автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

 Прежде всего, отметим, что образы фантазии никогда  не  бывают  совершенно оторванными  от реальности, не имеющими с ней ничего  общего.  Замечено,  что если  любой  продукт  фантазии  разложить  на составляющие  его  элементы, то  среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего  в  действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу    мы    подвергаем произведения   художников-абстракционистов, в составляющих  их  элементах  мы видим,  по  крайней  мере , всем  нам  знакомые геометрические  фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого   и   иного воображения   достигается  большей  частью  за  счет непривычного  сочетания известных  элементов, включая изменение их пропорций.  

Таким образом, педагогические условия развития художественного воображения и фантазии являются следующие:

1.Освоения ребенком языка искусства как языка выразительного.

2.Опора в процессе обучения на опыт эмоционально – непосредственного восприятия ребенка.

3. Активное использование игры как метода обучения.

4.Взаимодействие в обучении двух видов деятельности (восприятия и созидания).

5. Ступенчатость художественного развития ребенка.

6.Диалогичность формы обучения.

Реализация этих условий в педагогической практике изобразительного искусства позволяет сделать процесс художественного развития ребенка и, в частности, развития его воображения и фантазии эффективным воображения и фантазии эффективным.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.1967

 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983.

3. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Вопросы психологии. М. Педагогика, 1988, №6.    

 4. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. Вып.№6 ,М.1964

5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.       Психологический журнал. М. Наука2001, №5

6. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М. Знание, 1982

7.  Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М. 1989 8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Презентация на тему "Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства"

Использование инновационных педагогических технологий как средство познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО...