Приемы современного обучения
учебно-методическое пособие
Приемы современного обучения и управления необходимы для построения современного урока,методических семинаров, педагогических советов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_sovremennogo_obucheniya.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6
Приемы современного обучения и управления
Составитель:
Корзан Е.С.
Урай, 2018
Аннотация
В пособии представлены эффективные приемы обучения и управления группой (классом, коллективом). Данное пособие может быть использовано при проведении уроков, мастер-классов, педагогических советов и семинаров, родительских собраний.
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Использование данного метода способствует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации.
Структура управляемой встречи
Цели
Открытие Решения План Закрытие
Проблемы
Задачи | Результат | |
Как сделать людей активными? | Открытие | Атмосфера встречи рабочая, позитивная. Участники связали свои цели с целями встречи. |
Как собрать/подать информацию? Как обработать информацию? | Цели | Ситуация ясна всем. Собрана обратная связь. |
Как выбрать/найти главные вопросы? | Проблемы | Понятны вопросы, на которые необходимо искать решения. |
Как найти нужные и работающие идеи и решения? | Решения | Есть понятный всем список решений и идеи по ключевым вопросам. |
Как зафиксировать результат? | План | Решения зафиксированы и согласованы. |
Как подвести итоги? Как закончить встречу позитивно? | Закрытие | Итоги подведены. Участники понимают, что делать раньше. |
Методика «Smart»
Цель должна быть:
1) Измерима
2) Достижима
3) Реалистична
4) Поддается планированию
Прием «MeWeUs»
Me – каждый участник записывает свои идеи (вопросы, мысли) на заданный фасилитатором (или учителем) вопрос
We – в тройках каждый из группы делится своими идеями, узнает их ответы. Группа резюмирует главное из всех ответов.
Us – члены группы представляют свои идеи (ответы) другой части аудитории.
Прием «3 комментария»
1. Сформулируйте вопрос по цели встречи, н-р: «Что будет для Вас хорошим результатом встречи?», «Какой вопрос в образовании для Вас наиболее актуальный?» и т.д.
2. Участники в парах/группах обмениваются по данному вопросу.
3. Ведущий берет три комментария по заданному вопросу.
Прием «4 Q»
1. Факты/информация
Какие основные факты вы услышали в презентации?
Что важного вы услышали в презентации?
2. Чувства
Какие чувства вы испытываете, выслушав презентацию?
Ваша первая реакция?
3. Значение/смысл
Как это влияет на вас и вашу работу/ваши задачи?
4. Действия
Что вы будете делать? Как будете это использовать? Какие вопросы у вас возникли?
Прием «4 вопроса»
Методика:
До презентации
- Запишите вопросы на флип-чарт
- Скажите, что они для каждого
Во время презентации
- Вопросы остаются на виду
После презентации
- Дайте ответить на вопрос каждому (можно индивидуально в письменном виде)
- Дайте обсудить ответы каждого в малых группах
- Дайте группам зафиксировать и представить результат
- Соберите все вопросы
- Распределите вопросы по «Трем корзинам»
- Ответьте на вопросы.
Прием «3 корзины»
Методика: после презентации (доклада) участники фиксируют вопросы к спикеру
«Блиц» | «Здесь и сейчас» | «Там и тогда» |
вопросы, на которые может ответить только спикер | «горячие» вопросы, которым нужно искать решение, соединяя мнение спикера и участников) | вопросы, которые выходят за рамки темы обсуждении |
Прием «Обогащение понятия»
Предлагается понятие (Н-р: что такое современный урок?), каждый из участников группы самостоятельно дает определение данному понятию, далее участники группы обмениваются формулировками друг с другом, тем самым, дополняя (обогащая) свое понятие. Затем формулировки зачитываются.
Технология «ОРИП» (метод сфокусированной беседы)
О – объективные (сбор фактов, информация, данные. Пять комментариев)
Р – рефлексивные (Что испытали? Три комментария)
И – инпретативный (Значимость, полезность, последствия)
П – практический (н-р: конструкт урока, технологии, системное применение)
Прием «Три смелых шага»
Кто? (Члены рабочей группы)
Что? (Создание рабочей группы по изучаемому критерию)
Когда? (Организация работы в коллективе. Сроки)
Приемы ассоциации
Прием «Мосты»
На стенах развешаны мосты. Вам нужно выбрать мост и провести ассоциацию с вопросом. Н-р: «Что, по вашему мнению, значит современный урок».
Найдите себе пару, и поделитесь, друг с другом своим мнением, после чего обсудите в группе ответы с коллегами. И подготовить краткую презентацию от группы.
Прием ассоциации
На листе формата А4 написать в центре листа слово «УРОК», далее разделить лист линиями на четыре части, в одном квадрате (окошке) нарисовать любой предмет (одушевленный или неодушевленный), который вы ассоциируете с уроком.
После чего вы в своей группе передаете лист по кругу, и каждый участник изображает в оставшемся окошечке свой рисунок. К вам должен вернуться ваш листок, заполненный вместе с другими участниками группы. Далее вы в группе делитесь информацией. После чего представитель от группы выступает и объясняет, как он связывает урок с эти рисунком.
Три комментария из зала.
Смысловые стратегии работы с текстом
Прием «ЗХУ»
"Таблица-ЗХУ"
«З» знаем | «Х» хочу | «У» узнали |
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.
В колонку «Узнали» перечитывая тексты, пытаются найти ответы на поставленные вопросы (один текст заранее распечатан в нужном количестве экземпляров).
Прием «Инсерт » (чтение с пометами)
По ходу чтения читатель делает на полях пометы. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V – знакомая информация
+ - новая информация
- - я думал (думала) иначе
? - это меня заинтересовало, удивило
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
Прием «Дерево вопросов»
Крона – Что? Где? Когда?
Ствол – Почему? Как? Не могли бы вы?
Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать нам?
Прием «Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Необходимо читать информационный текст (название). Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Прием «Кольца Венна»
Прием «Кластер»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.
Прием «ИДЕАЛ»
«Идеальный» метод решения проблем. Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.
С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Ниже представлено описание этой стратегии.
Интересно, в чем проблема?
Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».
А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.
Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к без оценочному обсуждению различных вариантов решения.
Прием «Паучок»
Этот прием связан с введением на уроке нового термина, понятия. Учитель, используя некоторые представления учащихся о предмете разговора, предлагает ученикам попробовать самим дать определение нового понятия. Все варианты выписываются учителем на доске. Каждый из вариантов — это своеобразные «лапки» вокруг «тела»- понятия, о котором идет речь. Затем учитель подводит итоги. Указывает на те существенные признаки, которые учащиеся включили в свои варианты определения, а какие еще необходимо добавить.
В ходе изучения материала учитель подводит учеников к новому понятию, термину. Но оно ново лишь в контексте предметного содержания, а ученики уже имеют о нём кое – какие разрозненные знания. Учитель предлагает вокруг ключевого слова прописать в назывном порядке личностное представление о нём. Появляется «паучок» имеющегося знания. По ходу рассказа учителя, работы с учебником, обсуждения дети расширяют, совершенствуют, корректируют свои знания. Здесь важно зрительно, объёмно показать увеличение информации. «Паучок» дополняется новыми знаниями, утверждениями, одновременно исправляются ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методы и приемы в обучении французскому языку в современных условиях для повышения эффективности учебного процесса.
Небольшая статья из опыта работы....
Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...
Методические приемы современного урока
Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и при...
Современные приемы в обучении математике в школе
Некоторые современные приемы в обучении математике,применяемые учителем в школе....
Методы и приемы современных педагогических технологий
Презентация...
Методические рекомендации «Структура (типы, этапы), методы и приемы современного урока», 2023
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30716824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...