Система коммуникаций PECS
статья

Дюкарева Виктория Александровна

Язык и коммуникация – это основа социального взаимодействия. С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. Речь человека - это основное средство коммуникации. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка..

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. Ребенок с ОВЗ, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его собственное развитие, так и полноценное общение с ним. Речь – только один из способов, которыми мы передаем свои сообщения. Это сложный процесс, требующий множества навыков.

При работе с детьми по обучению коммуникации часто возникают сложности:

Одна из которой - это то, что обучение требует много времени. Овладение самым простым навыкам может занимать годы. Педагоги пытаются пробовать разные методы работы.

Общение - это понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Поэтому следующая сложность – зависимость от других. Воспитанники с ОВЗ не выступают инициаторами общения. Обучение должно строится с учетом мотивации к общению. Ребенок должен научиться замечать других людей и использовать свои навыки для общения. Поэтому важно выбрать те методы и приемы, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.

Если речь и связанное с ней вербальное общение у ребенка с ОВЗ не развиты или крайне пассивны, то следует использовать невербальное общение. Любой человек с нарушениями в развитии может научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. С этой целью в обучение вводят альтернативную и дополнительную коммуникацию.

Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.

Примеры альтернативной коммуникации:

- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.

- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.

- предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.

- письмо.

Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации:

  • Дети с двигательными нарушениями, ДЦП.
  • Дети с аутизмом: Речевое развитие у таких детей имеет особенности. Речь не направлена на общение со взрослыми, они получают удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. А некоторых случаях речь полностью отсутствует. Поэтому в обучение с такими детьми включают альтернативную, графическую или жестовую коммуникацию. Эти ее формы расширяют способы общения.
  • Дети с речевыми нарушениями: Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. Стремление к речевому общению проявляется по-разному: у одних наблюдается низкая речевая активность (у детей с алалией, заиканием), у других – стремление к контакту, но с эмоциональной нестабильностью, раздражительностью (ринолалия, сенсорная алалия, заикание и др.), что приводит к повышенной истощаемости. Детей с нарушениями речи обычно не учат альтернативной коммуникации как основному средству общения, поэтому используется дополнительная коммуникация.
  • Дети с нарушениями интеллекта: в качестве альтернативной коммуникации в основном используются жесты, помогающие развивать речь, следовательно, и общение.
  • Дети со множественными нарушениями. У таких детей наблюдаются, как правило, двигательные нарушения, особенности развития и слуха. Использование коммуникации в дано случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но поможет выразить свои желания и потребности.

Альтернативная коммуникация помогает создать работающие системы коммуникации, развивать навык самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, умение выражать мысли с помощью символов и жестов. Системы альтернативной и дополнительной коммуникации помогают в перспективе неговорящим детям перейти на речевое общение.

Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой ребенок с ОВЗ не говорит. В книге Танцюра С.Ю., Кононова С.И. «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ» предлагается в помощь: «оценочное интервью» - на основе которых можно разработать методы вспомогательной или альтернативной коммуникации; провести оценку и контроль за усвоением знаний и умений; провести анкетирование родителей. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

«Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ»

Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунков( Picture Exchange System). Программа пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

Разработана Лори Фрости и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистови детей с другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Впоследствии они создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Цель системы PECS–целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение.

Любая система представляет собой упорядоченные элементы, структуру, которая функционирует по своим законам и правилам. PECS не исключение. Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать).

Прежде чем начать работать с ребенком, необходимо провести диагностику. Нужно выяснить что любит ребенок, с кем проводит время, куда он ходит, а так же то, что он не любит. Эта информация послужит для составления мотивационных факторов и стимулов, которые вы будете использовать в работе. После того, как стимулы определенны, необходимо подготовить материалы.

Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

  1. «Большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)
  2. Картинки
  3. Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.
  4. Вот такое получилось пособие.

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. Поэтому всем специалистам по речевым патологиям будет полезны знания и технологии, предлагаемые методом PECS.

Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов:

  • Первый этап. Основная цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, что бы получить предмет который он хочет. Обучают действию подачи карточки, но выбор отсутствует. Правила:

1.Два педагога: Собеседник и Помощник

2.Не используются словесные подсказки

3.Показ одной карточки

4.Создание 30-40 «учебных» ситуаций в течение дня

5.Разнообразие подкреплений (еда, игрушки и т.д.)

6.Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина, текстура яркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке (карточка может быть пустой)

  • На втором этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру. Правила:

1.Два педагога (побуждение к действию дается вторым педагогом)

2.Не используются словесные подсказки.

3.Используется несколько карточек, предлагая их по одной

4.Регулярно и часто проводим оценку подкрепляющих стимулов по причине изменения предпочтений у ребенка и изменения в учебной среде

5.Навык передвижения за педагогом и к альбому тренируем после работы за столом

6.Спонтанные просьбы в ходе занятий

7.Не надо чрезмерно привлекать ребенка к определенным

  • На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. Ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого / не желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникационной книге или на доске . Правила:

1.Не используются словесные подсказки

2.Частая оценка подкрепляющих стимулов

3.Разные преподаватели

4.Создание множества возможностей для спонтанных просьб

5.Изменять положение карточек на доске/в учебном пространстве

  • Четвертый этап - ребенок складывает несколько карточек в предложение. Правила:

1.Не злоупотребляем словесными подсказками

2.Использовать стратегию обратных шагов

3.Создание множества возможностей для спонтанных просьб (различные занятия и дома)

Чтобы прейти к следующему этапу, необходимо расширить словарь и свойства предметов.

Правила:

1.Не используются словесные подсказки

2.Оценка подкрепляющих стимулов (определение наиболее значимых для ребенка свойств предметов )

3.Разные преподаватели

4.Создание множества возможностей для спонтанных просьб

5.Использовать несколько разных образцов при обучении каждому понятию.

 

  • Пятый этап - научить ребенка отвечать на вопрос «Что ты хочешь?». Правила:

1.Использование стратегии «Подсказка с задержкой» в процессе обучения на этом этапе

2.Создание возможности как для ответа на вопрос «Что ты хочешь?», так и для спонтанных просьб.

  • Шестой этап - ребенок учиться комментировать происходящее события в его окружающей среде. Обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги, куда помещены разные карточки и одна или две карточки высоко мотивационных стимулов.

У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки - отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно .

Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может

занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

 

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. Элементы этого метода можно применить в работе с «неговорящими детьми», с детьми с задержкой в развитии речи. Полученная книга - уникальна тем, что она не имеет нумерации страниц, это значит что у нее нет начала и конца. Она содержит пиктограммы и фотографии по темам, которые можно оставить в книжном варианте, либо вырезать и использовать, как пиктограммы для игр или коммуникационной книги. Кроме того в пособие визуализированы тексты и стихотворения. Каждая страница логически завершена. Специалисты и родители могут использовать только те страницы, которые им необходимы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_peks.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ГБОУ школа  565 Кировского района

                                      г. Санкт-Петербург

                                   Учитель:  Дюкарева Виктория Александровна

 

                                                     Статья

                                       Система коммуникаций PECS

Язык и коммуникация – это основа социального взаимодействия. С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. Речь человека - это основное средство коммуникации. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка..

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. Ребенок с ОВЗ, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его собственное развитие, так и полноценное общение с ним. Речь – только один из способов, которыми мы передаем свои сообщения. Это сложный процесс, требующий множества навыков.

При работе с детьми по обучению коммуникации часто возникают сложности:

Одна из которой - это то, что обучение требует много времени. Овладение самым простым навыкам может занимать годы. Педагоги пытаются пробовать разные методы работы.

Общение - это понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Поэтому следующая сложность – зависимость от других. Воспитанники с ОВЗ не выступают инициаторами общения. Обучение должно строится с учетом мотивации к общению. Ребенок должен научиться замечать других людей и использовать свои навыки для общения. Поэтому важно выбрать те методы и приемы, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.

Если речь и связанное с ней вербальное общение у ребенка с ОВЗ не развиты или крайне пассивны, то следует использовать невербальное общение. Любой человек с нарушениями в развитии может научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. С этой целью в обучение вводят альтернативную и дополнительную коммуникацию.

Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.

Примеры альтернативной коммуникации:

- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.

- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.

- предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.

- письмо.

Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации:

  • Дети с двигательными нарушениями, ДЦП.
  • Дети с аутизмом: Речевое развитие у таких детей имеет особенности. Речь не направлена на общение со взрослыми, они получают удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. А некоторых случаях речь полностью отсутствует. Поэтому в обучение с такими детьми включают альтернативную, графическую или жестовую коммуникацию. Эти ее формы расширяют способы общения.
  • Дети с речевыми нарушениями: Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. Стремление к речевому общению проявляется по-разному: у одних наблюдается низкая речевая активность (у детей с алалией, заиканием), у других – стремление к контакту, но с эмоциональной нестабильностью, раздражительностью (ринолалия, сенсорная алалия, заикание и др.), что приводит к повышенной истощаемости. Детей с нарушениями речи обычно не учат альтернативной коммуникации как основному средству общения, поэтому используется дополнительная коммуникация.
  • Дети с нарушениями интеллекта: в качестве альтернативной коммуникации в основном используются жесты, помогающие развивать речь, следовательно, и общение.
  • Дети со множественными нарушениями. У таких детей наблюдаются, как правило, двигательные нарушения, особенности развития и слуха. Использование коммуникации в дано случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но поможет выразить свои желания и потребности.

Альтернативная коммуникация помогает создать работающие системы коммуникации, развивать навык самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, умение выражать мысли с помощью символов и жестов. Системы альтернативной и дополнительной коммуникации помогают в перспективе неговорящим детям перейти на речевое общение.

Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой ребенок с ОВЗ не говорит. В книге Танцюра С.Ю., Кононова С.И. «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ» предлагается в помощь: «оценочное интервью» - на основе которых можно разработать методы вспомогательной или альтернативной коммуникации; провести оценку и контроль за усвоением знаний и умений; провести анкетирование родителей. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

«Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ»

Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунков( Picture Exchange System). Программа пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

Разработана Лори Фрости и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистови детей с другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Впоследствии они создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Цель системы PECS–целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение.

Любая система представляет собой упорядоченные элементы, структуру, которая функционирует по своим законам и правилам. PECS не исключение. Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать).

Прежде чем начать работать с ребенком, необходимо провести диагностику. Нужно выяснить что любит ребенок, с кем проводит время, куда он ходит, а так же то, что он не любит. Эта информация послужит для составления мотивационных факторов и стимулов, которые вы будете использовать в работе. После того, как стимулы определенны, необходимо подготовить материалы.

Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

  1. «Большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)
  2. Картинки
  3. Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.
  4. Вот такое получилось пособие.

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. Поэтому всем специалистам по речевым патологиям будет полезны знания и технологии, предлагаемые методом PECS.

Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов:

  • Первый этап. Основная цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, что бы получить предмет который он хочет. Обучают действию подачи карточки, но выбор отсутствует. Правила:

1.Два педагога: Собеседник и Помощник

2.Не используются словесные подсказки

3.Показ одной карточки

4.Создание 30-40 «учебных» ситуаций в течение дня

5.Разнообразие подкреплений (еда, игрушки и т.д.)

6.Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина, текстура яркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке (карточка может быть пустой)

  • На втором этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру. Правила:

1.Два педагога (побуждение к действию дается вторым педагогом)

2.Не используются словесные подсказки.

3.Используется несколько карточек, предлагая их по одной

4.Регулярно и часто проводим оценку подкрепляющих стимулов по причине изменения предпочтений у ребенка и изменения в учебной среде

5.Навык передвижения за педагогом и к альбому тренируем после работы за столом

6.Спонтанные просьбы в ходе занятий

7.Не надо чрезмерно привлекать ребенка к определенным

  • На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. Ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого / не желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникационной книге или на доске . Правила:

1.Не используются словесные подсказки

2.Частая оценка подкрепляющих стимулов

3.Разные преподаватели

4.Создание множества возможностей для спонтанных просьб

5.Изменять положение карточек на доске/в учебном пространстве

  • Четвертый этап - ребенок складывает несколько карточек в предложение. Правила:

1.Не злоупотребляем словесными подсказками

2.Использовать стратегию обратных шагов

3.Создание множества возможностей для спонтанных просьб (различные занятия и дома)

Чтобы прейти к следующему этапу, необходимо расширить словарь и свойства предметов.

Правила:

1.Не используются словесные подсказки

2.Оценка подкрепляющих стимулов (определение наиболее значимых для ребенка свойств предметов )

3.Разные преподаватели

4.Создание множества возможностей для спонтанных просьб

5.Использовать несколько разных образцов при обучении каждому понятию.

  • Пятый этап - научить ребенка отвечать на вопрос «Что ты хочешь?». Правила:

1.Использование стратегии «Подсказка с задержкой» в процессе обучения на этом этапе

2.Создание возможности как для ответа на вопрос «Что ты хочешь?», так и для спонтанных просьб.

  • Шестой этап - ребенок учиться комментировать происходящее события в его окружающей среде. Обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги, куда помещены разные карточки и одна или две карточки высоко мотивационных стимулов.

У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки - отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно .

Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может

занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. Элементы этого метода можно применить в работе с «неговорящими детьми», с детьми с задержкой в развитии речи. Полученная книга - уникальна тем, что она не имеет нумерации страниц, это значит что у нее нет начала и конца. Она содержит пиктограммы и фотографии по темам, которые можно оставить в книжном варианте, либо вырезать и использовать, как пиктограммы для игр или коммуникационной книги. Кроме того в пособие визуализированы тексты и стихотворения. Каждая страница логически завершена. Специалисты и родители могут использовать только те страницы, которые им необходимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникации, коммуникационные процессы и системы

Часть 7. Коммуникации, коммуникационные процессы и системы1.Основные виды человеческой деятельности (следует отметить наиболее полный ответ):а)трудовая, научная, информационная, познавательная и т. д....

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Система карточек PECS как один из методов альтернативной коммуникации

Альтернативные способы коммуникации. Этапы работы с карточками PECS....

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Системы альтернативной коммуникации - карточки PECS для работы с детьми с ТМНР

Карточки сгруппированы по тематическим разделам , в каждом из которых можно найти готовые файлы и отдельные картинки как для мальчиков, так и для девочек. Материалы можно использовать для создани...