наш зеленый друг
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Путешествие «Наш зеленый друг»
Цель: формирование экологической культуры воспитанников на основе краеведческого материала
Задачи:
обобщить знания детей о роли леса в жизни человека и природы;
Выяснить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека;
Изготовить знаки, показывающие, что запрещено делать в лесу;
Развивать речь детей, умение работать в паре, в группе; умение общаться уребенок-ребенок, воспитатель-воспитанник;
Воспитывать у детей гордость за природу нашего края и бережного отношения к ней.
Оформление: выставка книг, Красная книга Республики Мордовия, рисунки, панно из природного материала.
Организационная структура занятия
Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш классный час.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, думаю, что вы все познакомились с выставкой книг, прочитали книги.
- На какую тему подобраны книги? (о животных, о природе, о птицах, о лесе).
-Назовите среду обитания животных? (Лес)
- О чем будем говорить на классном часе? (о лесе)
Стихотворение
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои! С. Погореловский
4. Сегодня мы с вами отправляемся в заочное путешествие по лесу «Наш зеленый друг».
Мы часто ходим на экскурсию в лес.
Какая красота в лесу! В нем возвышаются могучие вечнозеленые сосны и ели, стройные белоствольные березы, кудрявые рябины с красными гроздьями.
А вот и грибы: съедобные боровики и опята. Несъедобные для человека мухоморы, для лосей являются лекарством.
Вот муравейник, только муравьев не видно, они закрыли все входы и выходы, приготовились к зиме. Спрятались насекомые.
Тихо в лесу. Только слышен стук лесного доктора-дятла, а вот и снегирь прилетел на обед к рябине.
Вот таким мы увидели сказочный, чудесный лес.
Вывод: по итогам экскурсий мы делаем различные поделки из природного материала, выставку рисунков. Лес - украшает нашу жизнь!
На следующем этапе нашей экскурсии мы попробуем утвердиться в своих знаниях, внимательнее присмотримся к окружающему миру.
Дайте ответы на загадки и вопросы
Полежала между елками летом катится клубок,
Подушечка с иголками. У него колючий бок.
Тихонечко лежала, он охотится ночами
Потом вдруг убежала. (еж) За жуками и мышами.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (береза)
- Какие животные помогают распространять семена? (птицы, мыши, собаки, муравьи)
- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)
- Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых).
- Погибают ли растения под снегом? Как это можно доказать. (Нет. Можно раскопать снег и увидеть зеленую траву).
Вывод: - Молодцы, много помните и знаете о лесе. Но лес хранит много еще тайн и загадок, которые нам предстоит узнать на уроках и внеурочной деятельности.
- Почему считается, что жизнь человека неразрывно связана с лесом? (лес приносит пользу….)
В детском доме провели опрос среди воспитанников о том, в чем заключается польза леса.
По данным опроса было выяснено, что:
Лес-источник ягод, грибов, лекарственных растений
Лес - место отдыха для человека
Лес - дом для растений, животных, грибов
Лес – «легкие» нашей планеты, защитник воздуха, водоемов и почв
Лес - источник древесины
Лес - украшает нашу жизнь
Лес - наше богатство
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Вывод: лес играет важную роль в жизни людей. Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы. Он – наш друг.
Физкультминутка
- Ребята, как вы думаете, по чьей вине возникают экологические проблемы леса ?
- Прочитайте рассказ. Ваша задача - найти ошибки, в поведении детей. Объяснить, почему так нельзя делать.
Оля и Саша приехали на каникулы из города в деревню к бабушке. Однажды они решили сходить на прогулку в небольшую берёзовую рощицу недалеко от деревни. С собой дети взяли пакет с едой.
На опушке рощи дети увидели огромный муравейник. Саша подобрал палку и ткнул ею в самую середину кучи.
- Смотри, как прикольно бегают! – показал он сестре на всполошившихся насекомых. Ребята посмеялись и пошли дальше.
Внимание Оли привлекло маленькое гнёздышко под кустом. Там сидело четверо серых взъерошенных птенцов. Они разевали яркие клювики, просили есть.
- Ой, какие хорошенькие! – Оля взяла их в руки, погладила по головкам и усадила обратно в гнездо. Довольная, она побежала к Саше, который давно звал её. Мальчик тоже нашёл гнездо. В нём лежали маленькие пёстрые яички.
- Возьму парочку с собой, спрошу у бабушки, кто из них должен вылупиться. – И мальчик положил их в карман рубашки, не обращая внимания на маленькую птичку, которая вилась рядом и жалобно кричала.
- Смотри, Саша, спелая черника! – Оля с удовольствием срывала с куста сладкие ягоды.
- А я сразу весь куст возьму! – мальчик вырвал с корнем несколько кустиков черники. – И бабушку угощу!
Ребята решили отдохнуть. Они сели на живописной опушке, стали есть вкусное печенье и бутерброды, пить чай из бутылки. Поев, они кинули опустевшие пакеты и бутылку в траву и отправились через луг домой.
- Смотри, засохший куст! – Саша достал из кармана зажигалку. Огонёк весело заплясал на сухих ветках. Ребята полюбовались костром и побежали к деревне.
Они так весело провели время! Будет о чём рассказать бабушке!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? Почему так нельзя делать?
- А какие еще проблемы леса вы можете назвать?
Воспитатель: Сегодня вы изготовите знаки, показывающие, что запрещено делать в лесу. Затем прикрепим на доску, и у нас получится плакат «Правила поведения в лесу».
Вывод: вы всегда должны помнить, знать и соблюдать «Правила поведения в лесу», а также говорить, напоминать своим младшим друзьям, сверстникам, знакомым.
- А кто лучший друг леса? (человек)
- Как вы думаете, какую помощь (практические дела) вы можете оказать лесу?
(На доске висит корзина. Дети пишут на листах я могу…. И вкладывают их в корзину. посадить дерево, сделать кормушку, кормить птиц, собирать мусор, установить знаки правила поведения в лесу, написать обращение к жителям, чтобы берегли лес).
Воспитатель: Вот этим нам предстоит с вами заниматься, это наши планы. Давайте с вами будем вести себя так, чтобы быть друзьями леса. Так давайте же ее любить и охранять лес, и он ответит нам тем же.По теме: методические раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой зеленый друг"
Проектная работа проводилась с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся самостоятельно учились находить нужный материал по теме: стихи, загадки, народные названия комнатных цветов...
Учебно- исследовательская работа « Лук- наш зеленый друг»
детский проект 5 класса "лук- наш зеленый друг"...
Конспект занятия для дошкольников «Письмо зеленому другу» с использованием методик по развитию эмоционально-личностного отношения к природе
Конспект занятия «Письмо зеленому другу» разработано в рамках работы эколого-биологического отдела по развитию эмоционально- личностного отношения к природе. Занятие рассчитано на проведен...
Слово о зеленом друге.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и...
Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....
"Письмо зеленому другу"
Положение конкурса детского творчества в целях активизации деятельности школьных экокоманд, воспитания активной гражданской позиции....
Зеленый наряд нашей планеты. "Лес - наш друг" 21.04.2020г.
Мы живём на удивительной зелёной планете. Природа дарит нам прекрасное настроение. А сколько удивительного можно увидеть в лесу ! Но не надо забывать о том, что всё э...