СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» ДЛЯ 5-6 КЛАССА
методическая разработка (5, 6 класс)
Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Практикум, посвященный теме «Работа с информацией, с текстом», предназначен для школьников 5-6 классов. Практикум состоит из лекционных блоков и мини-дискуссий, также в него включены интерактивные упражнения по работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПР_Работа с информацией_сценарий_ 5-6 кл | 143.5 КБ |
ПР_Работа с информацией_Прил_1_5-6 кл | 782.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения практикума
«Работа с информацией»
|
Сценарий разработан АО «ПАКК»
по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков
Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/
Со всеми возникающими по использованию сценария вопросами, комментариями, отзывами, предложениями обращайтесь по адресу edu@pacc.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Цель и задачи мероприятия 3
1.2. Краткая характеристика мероприятия 3
1.4. Технические требования и оформление помещения 4
2. СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» 5
2.1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ) 5
2.2. СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ?» (3 МИНУТЫ) 5
2.3. СЛАЙД №3 «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА» (20 МИНУТ) 5
2.4. СЛАЙД №4 «СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА» (10 МИНУТ) 6
2.5. СЛАЙД №5 «СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА» (8 МИНУТ) 7
2.6. СЛАЙД №6 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ) 7
3.1. Приложение №1. Электронная презентация 8
3.2. Приложение №2. Текст для работы к слайдам №3-5 8
- ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Цель и задачи мероприятия
Цель мероприятия – научить школьников работать с текстом, понимать смысл информации, представленной в тексте.
Ожидаемые образовательные результаты, на достижение которых направлено мероприятие:
- Уметь выделять в тексте главное и второстепенное (детали), уметь сокращать текст без потери смысла.
- Уметь определять в тексте ключевые мысли, отражающие позицию автора.
- Уметь составлять план текста.
- Уметь анализировать содержание текста, отвечать на вопросы по тексту, пересказать текст тезисно.
- Краткая характеристика мероприятия
Таблица 1. Основные характеристики мероприятия
№ | Параметр мероприятия | Характеристика |
1 | Тема | Окружающий финансовый мир. Работа с информацией при принятии финансовых решений |
2 | Формат | Практикум |
3 | Количество участников | 15-30 человек |
4 | Возраст участников | 5-6 класс (10-12 лет) |
5 | Количество модераторов | 1 ведущий-лектор. Возможно наличие 1 ассистента, который помогает переключать слайды, выдавать раздаточный материал и модерировать дискуссии в группах |
6 | Общая продолжительность | 45 минут |
Практикум, посвященный теме «Работа с информацией, с текстом», предназначен для школьников 7-8 классов. Практикум состоит из лекционных блоков и мини-дискуссий, также в него включены интерактивные упражнения по работе с текстом.
- План мероприятия
Таблица 2. Тайминг и структура практикума
№ | Блок | Формат и краткое описание | Продолжительность (в минутах) |
1 | Приветствие и анонс мероприятия | Приветствие участников, презентация темы мероприятия (слайд 1) | 2 |
2 | Вводная часть | Вводные вопросы на тему «Зачем нам учиться работать с текстами?» (слайд 2) | 3 |
3 | Основная идея, ключевые слова и план текста | Ознакомление с текстом, выявление основной идеи, подбор ключевых слов, составление плана текста (слайд 3) | 20 |
4 | Содержание текста | Мини-дискуссия – ответы на вопросы на понимание текста (слайд 4) | 10 |
5 | Сокращение текста | Упражнение по сокращению текста без потери смысла (слайд 5) | 8 |
6 | Подведение итогов и ответы на вопросы | Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мероприятия (слайд 6) | 2 |
Итого | 45 минут |
- Технические требования и оформление помещения
Для проведения практикума понадобится компьютер, проектор и раздаточный материал (приложение №2 – для упражнения к слайдам 3-5).
- Особенности формата
В ходе практикума для раскрытия темы ведущий использует презентацию (приложение №1). Рекомендуется использовать заданный порядок слайдов.
В структуру мероприятий включены элементы беседы со слушателями – прямая речь, обозначена обычным шрифтом, варианты вопросов выделены в тексте полужирным шрифтом. Действия Ведущего и учащихся в ходе мероприятия выделены курсивом и указаны в скобках (переключает слайд, дети отвечают).
Ведущий может адресовать вопрос аудитории в целом или конкретному школьнику. На каждый полученный ответ ведущий дает школьнику обратную связь. По итогам обсуждения каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы слушателей, делает вывод. После каждого вопроса в скобках указаны рекомендации ведущему по ведению беседы или правильные ответы.
Ключевые идеи, которые важно донести участникам, подчеркнуты. Их рекомендуется проговорить, независимо от изменений, вносимых ведущим в текст сценария. Примеры, иллюстрирующие ключевые идеи, рекомендуется по возможности адаптировать под возрастные, региональные и другие особенности участников.
- СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»
- ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ)
Добрый день! В прошлый раз мы с вами обсуждали важность сбора информации и ее анализа при принятии финансовых решений. Чаще всего мы получаем информацию в виде текстов. На сегодняшнем практикуме мы будем учиться работать с текстом, понимать и анализировать смысл прочитанного.
- СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ?» (3 МИНУТЫ)
Для начала давайте разберем, для чего нам в принципе нужно учиться работать с текстами. Дело в том, что далеко не всегда тексты, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни, просты для понимания и очевидны. Порой для того, чтобы извлечь из текста нужную информацию, нужно не только несколько раз перечитать текст, но и проанализировать его, выделив самое важное и очистив смысл от всего лишнего. А ведь зачастую нам нужно добыть информацию для принятия финансовых решений. Можете ли вы привести примеры, в каких случаях при принятии финансовых решений могут пригодиться навыки работы с текстом?
(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)
Правильно, например, эти навыки могут пригодиться вам при чтении договора или для того, чтобы разобраться в сложных описаниях товаров или услуг. Сталкиваясь в жизни с теми или иными текстами, вы должны уметь понимать и анализировать их, выявляя основное содержание и смысл текста, отделяя главное от второстепенного и понимая, какая информация является для вас наиболее важной. Освоив навыки работы с текстом, вы сможете применять эти навыки для анализа информации, которая может вам понадобиться при принятии финансовых решений.
- СЛАЙД №3 «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА» (20 МИНУТ)
Мы будем учиться работать с текстом на конкретном примере. Сейчас я раздам вам всем небольшой текст, и вас будет 6 минут, чтобы прочитать его. Пожалуйста, постарайтесь внимательно ознакомиться с содержанием текста.
(Ведущий раздает участникам листочки с текстом и объявляет о начале чтения. Затем засекает время для ознакомления с текстом),
Итак, все прочитали текст, теперь мы можем начать разбор текста. Давайте начнем с основной идеи текста – того, зачем был создан этот текст, какую мысль хотел донести его автор. Подумайте: как бы вы сформулировали основную идею текста?
(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)
Давайте запишем общую формулировку.
(Ведущий записывает основную идею)
Вариант формулировки: Человечество осознало опасность экологической катастрофы и предпринимает конкретные действия для защиты природы.
Важной частью процесса понимания текста является выделение ключевых слов. Это такие слова, опираясь на которые можно понять общее содержание текста, выявить его тематику. Какие ключевые слова мы можем выделить в нашем тексте?
(Ведущий выслушивает 5-10 ключевых слов)
Варианты ответа на вопрос: окружающая среда, человечество, защита природы, вопросы экологии, флора, фауна, редкие виды, «зеленые банки», экологически чистые технологии, загрязнение воды, выбросы, очистительные приборы, экологическая катастрофа.
Как видите, ориентируясь на ключевые слова, мы можем понять только общую тематику текста, но нельзя выявить детали и узнать подробное содержание текста. При этом ключевые слова могут помочь нам в составлении плана текста – то есть перечня основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает общую логику текста. План – это своего рода «скелет» текста, с его помощью мы можем четко увидеть структуру текста. План, как правило, составляется в виде пронумерованного списка пунктов. В пунктах плана допускается переформулирование слов автора в виде обобщающих фраз.
Давайте составим план текста.
(Ведущий дает участникам 3-4 минуты, чтобы подумать, а затем выслушивает 2-3 варианта плана текста)
Вариант ответа на вопрос:
1. Человечество объединяется для защиты окружающей среды.
2. Остановка строительства домов на земле с богатой флорой и фауной на Аляске.
3. «Зеленые банки» в Японии.
4. Разработка экологически чистых технологий.
5. Контроль качества воды с помощью моллюсков.
6. Вывод: люди поняли опасность экологической катастрофы и защищают природу конкретными действиями.
- СЛАЙД №4 «СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА» (10 МИНУТ)
Теперь давайте попробуем вместе подробнее разобрать содержание текста.
(Ведущий задает следующие вопросы и выслушивает по 2-3 ответа на каждый из вопросов)
1. Почему человечество начало активно бороться за сохранение и восстановление окружающей среды? Какие организации объединяются с этой целью?
2. Какие действия предпринимаются для защиты природы на Аляске?
3. Что такое «зеленые банки», которые создаются в Японии?
4. Как вы понимаете: что такое экологически чистые технологии? Можете ли вы привести какие-то примеры из текста? Может быть, вы слышали еще о каких-то примерах таких технологий?
5. Как моллюски помогают контролировать качество воды на реке Рейн?
6. Можете ли вы привести другие примеры защиты окружающей среды?
7. Задумывались ли вы сами раньше о проблеме, о которой рассказывается в тексте? Делали ли вы когда-нибудь что-то, что помогло бы защитить природу?
- СЛАЙД №5 «СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА» (8 МИНУТ)
Полезным навыком является умение сократить текст без потери смысла – таким способом можно вычленить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Следующее задание, которое я предлагаю вам сделать, заключается в следующем: попробуйте вычеркнуть из текста максимальное число предложение и слов, но так, чтобы сохранить общую идею и основные мысли в тексте.
(Ведущий засекает 4 минуты, давая участникам время еще раз посмотреть на текст и вычеркнуть предложения и слова, после этого просит 2-3 человек зачитать получившиеся варианты).
Вариант получившегося текста:
В наше время человечество стало активно бороться за сохранение и восстановление окружающей среды, потому что хорошо понимает, что экологические трагедии – это трагедии не одной страны, а всего мира. И фактов, подтверждающих это, можно сейчас найти немало.
Например, в Америке, на Аляске, сенаторы выразили протест против строительства жилых домов на земле с богатой флорой и фауной.
В Японии было принято следующее решение: во время городского строительства растения не уничтожаются, а пересаживаются в другое место. Этим местом стал специальный «зеленый банк». Когда строительные работы заканчиваются, растения возвращают на старое место.
Ярким примером бережного отношения к природе является разработка экологически чистых технологий. Фирмы многих стран мира производят аэрозоли без фреона, безвредные для атмосферы и окружающей среды, тетради и марки из старой, использованной раньше бумаги.
Голландские ученые-биологи нашли живые организмы (моллюски), которые могут реагировать на загрязнение воды. Этот способ контроля качества воды применяется на реке Рейн и имеет реальные положительные результаты.
Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что люди наконец поняли всю опасность экологической катастрофы и, стремясь найти общий язык с природой, от слов и обещаний перешли к конкретным делам.
- СЛАЙД №6 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ)
Спасибо за ваше внимание. Сегодня мы научились работать с текстами: выделять основную идею текста, находить в нем ключевые слова, составлять план текста, осмыслять содержание текста, сокращать текст, оставляя главное в нем. Эти навыки помогут вам в будущем, когда вы будете сталкиваться с текстами, в том числе собирая информацию для принятия финансовых решений. Если у вас есть вопросы – не стесняйтесь их задавать.
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение №1. Электронная презентация
Приложение представлено отдельным файлом в формате Microsoft Power Point.
- Приложение №2. Текст для работы к слайдам №3-5
Природа и человек
В наше время человечество стало активно бороться за сохранение и восстановление окружающей среды, потому что хорошо понимает, что экологические трагедии – это трагедии не одной страны, а всего мира. Научные, государственные общественные организации объединяются, чтобы вместе заниматься защитой природы и человека. И фактов, подтверждающих это, можно сейчас найти немало.
Например, есть страны, где вопросы экологии решаются на государственном уровне. В Америке, на Аляске, сенаторы выразили протест против строительства жилых домов на земле с богатой флорой и фауной. Они убедительно доказали, что такие действия ведут к исчезновению многих редких видов растений и животных. Благодаря их усилиям строительные работы в этих местах были остановлены и запрещены.
Япония также относится к числу стран, в которых защита окружающей среды является национальной проблемой. В этой стране было принято следующее решение: во время городского строительства растения не уничтожаются, а пересаживаются в другое место. Этим местом стал специальный «зеленый банк», в котором хранятся растения, пересаженные с участков, где идет строительство.
Когда строительные работы заканчиваются, растения возвращают на старое место. Создание в городах таких банков — свидетельство заботливого отношения японского правительства к природе.
Ярким примером бережного отношения к природе является разработка экологически чистых технологий. Хорошо известно, что фирмы многих стран мира производят аэрозоли без фреона, безвредные для атмосферы и окружающей среды, тетради и марки из старой, использованной раньше бумаги.
Голландские ученые-биологи нашли живые организмы (моллюски), которые могут реагировать на загрязнение воды. По их мнению, моллюски помогают определять изменение состава воды, которое происходит из-за выбросов предприятиями вредных веществ. Этот способ контроля качества воды применяется в Европе на реке Рейн и имеет реальные положительные результаты. Его использование привело к тому, что заводы и фабрики на берегах этой реки, которые постоянно выбрасывали в нее свои отходы, должны были поставить очистительные приборы, чтобы не платить высокие штрафы за загрязнение окружающей среды.
Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что люди наконец поняли всю опасность экологической катастрофы и, стремясь найти общий язык с природой, от слов и обещаний перешли к конкретным делам.
Источник: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ для иностранных студентов / Г.А. Самохина, Н.М. Травинская (под ред. А.Х. Сатретдиновой) – Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ, 2016 г. – 130 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 ЗАЧЕМ НАМ УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? Д алеко не всегда тексты, с которыми мы сталкиваемся в жизни , просты для понимания и очевидны. Нужно отдельно учиться понимать и анализировать текст, выявлять его основное содержание и смысл, отделять главное от второстепенного. Имея навыки работы с текстом, можно применять их для анализа информации, которая может понадобиться и при принятии финансовых решений – например, при чтении договора или для того, чтобы разобраться в сложных описаниях товаров или услуг.
3 ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПЛАН ТЕКСТА Основная идея текста : зачем был создан этот текст? Какую мысль хотел донести его автор? Ключевые слова : опираясь на них можно понять общее содержание текста, выявить его тематику. План текста – перечень основных мыслей текста, расположенных в последовательности, отражающей общую логику текста. План – это своего рода «скелет» текста, с его помощью мы можем четко увидеть структуру текста.
4 СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА Почему человечество начало активно бороться за сохранение и восстановление окружающей среды? Какие организации объединяются с этой целью? Какие действия предпринимаются для защиты природы на Аляске? Что такое «зеленые банки», которые создаются в Японии? Как вы понимаете: что такое экологически чистые технологии? Можете ли вы привести какие-то примеры из текста? Может быть вы слышали еще о каких-то примерах таких технологий? Как моллюски помогают контролировать качество воды на реке Рейн? Можете ли вы привести другие примеры защиты окружающей среды? Задумывались ли вы сами раньше о проблеме, о которой рассказывается в тексте? Делали ли вы когда-нибудь что-то, что помогло бы защитить природу?
5 СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА Полезным навыком является умение сократить текст без потери смысла. Таким способом можно вычленить самое главное в тексте и отбросить второстепенное . ПРИМЕР: «В наше время человечество стало активно бороться за сохранение и восстановление окружающей среды, потому что хорошо понимает, что экологические трагедии – это трагедии не одной страны, а всего мира. И фактов, подтверждающих это, можно сейчас найти немало. Например, в Америке, на Аляске, сенаторы выразили протест против строительства жилых домов на земле с богатой флорой и фауной. В Японии было принято следующее решение: во время городского строительства растения не уничтожаются, а пересаживаются в другое место. Этим местом стал специальный «зеленый банк». Когда строительные работы заканчиваются, растения возвращают на старое место. Ярким примером бережного отношения к природе является разработка экологически чистых технологий. Фирмы многих стран мира производят аэрозоли без фреона, безвредные для атмосферы и окружающей среды, тетради и марки из старой, использованной раньше бумаги. Голландские ученые-биологи нашли живые организмы (моллюски), которые могут реагировать на загрязнение воды. Этот способ контроля качества воды применяется на реке Рейн и имеет реальные положительные результаты. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что люди наконец поняли всю опасность экологической катастрофы и, стремясь найти общий язык с природой, от слов и обещаний перешли к конкретным делам».
6 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Измерение информации.Скорость передачи информации"
Контрольная работа содержит 4 варианта. В неё включены типовые задания ЕГЭ по теме "Измерение информации.Скорость передачи информации"...
Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"
Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....
Контрольная работа по главе 2 "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"(7 класс)
Контрольная работа по главе 2 "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"(7 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л....
Сценарий практикума "Работа с одаренными людьми" (Школа молодого педагога)
Одаренность - не только дар и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей, и учителей, и для классных руководителей....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 1.Тренажёр-практикум. Определение главной информации текста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15661580","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
Проверочная работа по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" (7 класс)
В данном материале представлено 2 варианта проверочной работы по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для учащихся 7 класса....
СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» ДЛЯ 7-8 КЛАССА
Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...