Сценарий практикума "Работа с одаренными людьми" (Школа молодого педагога)
методическая разработка на тему
Одаренность - не только дар и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей, и учителей, и для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_praktikuma.docx | 28.78 КБ |
prilozheniya.docx | 17.13 КБ |
prezentatsiya.pptx | 713.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление (практикум) на районном семинаре
"Школа молодого педагога"
"Особенности работы классного руководителя с одаренными детьми"
(19.10.2016 г. )
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
-Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю рассмотреть самые известные мифы-высказывания (слайд)
Миф 1: Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.
Миф 2. Для развития способностей нужна усиленная деятельность.
Миф 3. Было у матери три сына, два умных, третий - футболист.
Миф 4. Одарённые дети - это те, кто схватывают на лету, быстро соображают, кто может легче всех учиться.
Как мы видим, данные мифы соотносятся с понятием одаренность.
- Но что же такое одаренность вообще?
-Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
-Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?
Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.
Одаренность - не только дар и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей, и учителей, и для классных руководителей.
Разделимся на 2 группы (молодые, стажисты)
Перед вами лежат листочки, отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей.
Давайте еще раз посмотрим на первый миф. Все ли с ним согласны?(ответы).
Дело в том, что от природы нет никаких способностей,есть только задатки, то есть анатомно-физиологические предпосылки, которые могут превращаться в способности
(а могут и нет). У очень многих детей задатки так и не стали способностями, и они, действительно, не способны,им часами растолковывали азы математики или языка, но те не поняли. Таких много. Сначала такие дети пытаются учиться, но это идёт трудно и
тяжело, без радости. И они не любят школу.
Однако и способные дети не любят школу, но уже по другим причинам. Задатки есть у всех, важно иметь в виду, что, во-первых, они у всех разные (и не предрассудок,что у девочек в основном проявляются способности к языкам, а у мальчиков к математике и технике), во-вторых, задатки нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если оно будет
упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.
2. Нужна ли вообще какая-либо усиленная деятельность для раскрытия и развития тех или иных способностей? (миф 2)
Не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование, надо, чтобы ребёнку нравилось.
У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы.
Развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью может их развивать. И может быть, выдающиеся учителя не те, которые имеют какую-то особенную методику, а те, кто умеет в ребёнке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта.
Одной из самых распространенных форм работы с одаренными учащимися является - коллективное творческое дело.(фото моего класса и методические разработки)
3. Один психотерапевт, даже получивший славу "человековед" всегда к слову "спортивный" спешил добавить "дефективный". Он глубоко убеждён, что спортсмены, даже выдающиеся, умом не блещут.
Развейте третий миф. (ответы групп)
А какие виды одарённости бывают? (на доску)
Практическая деятельность
- одаренность в ремеслах,
- спортивная
- организационная
Познавательная деятельность
- интеллектуальная
Художественно -эстетическая деятельность
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
Коммуникативная деятельность
- лидерская
- аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности)
Духовно-ценностная деятельность
- одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов
- одаренность в служении людям
4. Упражнение «Пирамида одаренности».
Ведущий выясняет, как участники группы узнают, что их воспитанники одаренные дети.
Затем он предлагает построить на бумаге пирамиду одаренности. Составляющим необходимо выбрать из перечисленных на карточках и наклеить на лист в той последовательности, в которой, как им кажется, они необходимы.
Перечень:
1. творческое мышление,
2. воля,
3. настойчивость,
4. целеустремленность,
5. инициативность,
6. дисциплинированность,
7. самообладание,
8. умение сотрудничать,
9. мотивация к достижению цели,
10. самостоятельность,
11. уверенность в себе,
12. приятные внешние данные,
13. голос,
14. хорошо развитая моторика рук,
15. хорошо развитая координация движений,
16. пластичность,
17. внимание,
18. память,
19. логическое мышление,
20. ответственность,
21. умение доводить дело до конца,
22. интеллектуальная зрелость (гибкость мышления, динамичность, широта ума, образность).
(Зрители в это время могут посмотреть мультфильм "Джек-Джек атакует")
Группы защищают свои пирамиды.
Постараемся теперь сформулировать определение :
(на доску) Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
-Какими же качествами должен обладать учитель (классный руководитель), работая с одаренными детьми? (кластер на доску или корзинка с ответами)
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
Проведем анкетирование (или раздать) ( молодым педагогам.)
Рефлексия
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача классного руководителя - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) да,
б) нет, они и так хороши,
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.
2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) да,
б) нет,
в) в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) да,
б) да при благоприятных обстоятельствах,
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?
а) да, наверняка,
б) это маловероятно,
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?
а) да,
б) часто думаю, что сумею,
в) да, часто.
6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) да, это меня привлекает,
б) нет, меня это не привлекает,
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?
а) да,
б) удовлетворяюсь тем, что есть,
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?
а) да,
б) нет, достаточно знаний передового опыта,
в) нет.
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,
б) махнете рукой на затею,
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) да,
б) не совсем легко,
в) болезненно.
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?
а) не всегда, б) при хорошем настроении, в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?
а) да, конечно,
б) запоминаю только то, что интересно,
в) всегда вспомнить не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений,
б) в некоторых случаях,
в) нет.
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?
а) уклоняетесь от ответа,
б) тактично переносите ответ на другое время,
в) пытаетесь отвечать.
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,
в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы
а) средний,
б) достаточный,
в) оригинальный.
17. Во время отдыха Вы предпочитаете….
а) решать проблемы связанные с работой,
б) прочитать интересную книгу по проблеме,
в) погрузиться в мир любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,
б) Вы более или менее довольны,
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка результатов Ответ: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла.
49 и более баллов.
Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
24 - 48 баллов.
У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Предварительный просмотр:
Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.
Для развития способностей нужна усиленная деятельность.
Было у матери
три сына:
два умных,
третий - футболист.
Особенные дети - это те, кто схватывают на лету, быстро соображают, кто может легче всех учиться.
Практическая деятельность
- одаренность в ремеслах,
- спортивная
- организационная
___________________
Познавательная деятельность
- интеллектуальная
Художественно -эстетическая деятельность
- хореографическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
Коммуникативная деятельность
- лидерская
- аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности)
Духовно-ценностная деятельность
- одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов
- одаренность в служении людям
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
творческое мышление |
воля |
настойчивость |
целеустремленность |
инициативность |
дисциплинированность |
самообладание |
умение сотрудничать |
мотивация к достижению цели |
самостоятельность |
уверенность в себе |
приятные внешние данные |
голос |
хорошо развитая моторика рук |
хорошо развитая координация движений |
пластичность |
внимание |
память |
логическое мышление |
ответственность |
умение доводить дело до конца |
интеллектуальная зрелость (гибкость мышления, динамичность, широта ума, образность). |
быть доброжелательным и чутким |
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы |
иметь высокий уровень интеллектуального развития |
иметь широкий круг интересов и умений |
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование |
иметь живой и активный характер |
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму) |
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию |
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение |
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью |
владеть истинным трудолюбием, ответственностью, работоспособностью |
быть настойчивым, ставить цели, четко планировать классные дела |
постоянное стремиться увеличить свой авторитет в глазах учащихся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет неспособных детей, есть неспособные учителя. Для развития способностей нужна усиленная деятельность. Было у матери три сына: два умных, третий- футболист. Особенные дети- это те, кто схватывают на лету, быстро соображают, кто может легче всех учиться.
Практическая деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организационная Познавательная деятельность интеллектуальная
Художественно -эстетическая деятельность хореографическая литературно- поэтическая изобразительная музыкальная
Коммуникативная деятельность лидерская аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности) Духовно-ценностная деятельность одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интерактивного вечера молодых педагогов посвященный Году Учителя
Выступление молодых педагогов школ города....
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...
Сценарий посвящения в молодые педагоги
Сценарий мероприятия "Посвящения в молодые педагоги"...
Сценарий открытия каникулярной школы для Молодых педагогов - Югры "ФОРМУЛА УСПЕХА"
Вашему вниманию предлагаю сценарий открытия каникулярной школы Молодой педагог - Югры. Формула Успеха....
Сценарий мероприятия для молодых педагогов "Уверенный шаг в будущее."
Сценарий мероприятия "Уверенный шаг в будущее" для молодых педагогов....
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами в рамках работы Городской школы молодого педагога
quot;Правило трех рук"...
Сценарий методического мероприятия с молодыми педагогами
Цель занятия – осознать, в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности....